This page in English

Архив новостей СНВ-сайта


Июнь, 2002 г.

25 июня 2002 г.
В России и США начат подготовительный процесс к ратификации подписанного 24 мая с.г. Президентами России и США Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). На прошедшей неделе были направлены текст Договора и постатейные комментарии к нему в профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а президент Буш направил договор в Сенат:

См. также наш специальный раздел Статус российско-американских переговоров по сокращению СНВ

Представляем эксклюзивный комментарий П.Б. Ромашкина: Госдума о новом Договоре между Россией и США (21 июня 2002 г.)

Отечественные и зарубежные эксперты продолжают комментировать выход США из Договора по ПРО. Независимое военное обозрение отмечает: "...Приходится признать, что эту борьбу Москва проиграла "всухую". На сегодняшний день Вашингтон не связан никакими международно-правовыми ограничениями в области создания систем ПРО. Подписанный в мае Договор об ограничении стратегических наступательных потенциалов (СНП) не содержит ничего, что можно было трактовать как признание взаимосвязи между наступательными и оборонительными вооружениями. Западная печать трактует подписание документа как ритуальный жест, который Буш сделал в ответ на просьбу Кремля, стремящегося таким образом сохранить безвозвратно потерянный статус равной с Америкой державы. Перспективы дальнейшего обсуждения проблем ядерных вооружений весьма туманны, действенных стимулов продолжать переговорный процесс нет...": Победа Вашингтона над Москвой, (Сергей Сокут, Независимое Военное Обозрение, 21 июня 2002 г.) См. также:

См. также наш специальный раздел Как России реагировать на угрозу развертывания НПРО?

Руководитель Агентства по противоракетной обороне генерал Кадиш, отметил, что выход из Договора по ПРО позволит существенно ускорить программы создания противоракетного щита США. Согласно официальным сообщениям, Агентство ставит целью ввести в строй первый комплекс системы перехвата БР морского базирования на среднем участке траектории уже в 2004 г. Однако, критики полагают, что этот план нереалистичен.

См. подробнее в разделе Система ПРО территории США

По информации Независимой Газеты Президент РФ согласился с предложением Министерства обороны увеличить военный бюджет, причем, если сейчас на развитие стратегических ядерных сил тратится около 18%, то в 2003 году эта цифра должна составить 23-25%. В статье также утверждается, что Путина удалось убедить в том, что поддержка и развитие РВСН обойдутся для страны гораздо дешевле, чем морского компонента:

TРПКСН 'Тайфун' в доке

Завтра состоится торжественная церемония возвращения Северному тяжелого атомного подводного крейсера стратегического назначения типа "Тайфун". Стратегическая подводная лодка находилась на ремонте и модернизации, продолжавшихся 12 лет. Эксперты продолжают дискуссию о целесообразности приоритетного развития морских стратегических сил:

Красная Звезда опубликовала репортаж об армии ракетно-космической обороны особого назначения: Армия особого назначения, (Геннадий Миранович, Александр Богатырев, Александр Долинин, Красная Звезда , 21 июня 2002 г.)

Пентагон предложил президенту США одобрить план объединения командований стратегическими и космическими силами: New Command Would Meld Missile Defense and Offense , (by Eric Schmitt, The New York Times, June 24, 2002)

Администрация США предлагает выделить 15.5 млн. долларов на изучение возможности создания проникающих ядерных бомб на основе B83 и B61:

Российская Газета сегодня опубликовала интервью министра атомной энергетики: Александр Румянцев: Даже если погаснет солнце , (Александр Емельяненков, Владимир Служаков, Наталия Ячменникова, Российская Газета , 25 июня 2002 г.)

После официального одобрения Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки на прошедшей неделе вступили в силу ранее согласованные коммерческие условия дальнейшей реализации контракта в рамках Межправительственного российско-американского соглашения от 18 февраля 1993 года (Соглашение ВОУ-НОУ).

США планируют израсходовать в этом году около 20 млн. долларов для повышения сохранности радиоактивных материалов в странах бывшего СССР: U.S. and Russia to Guard 'Dirty Bomb' Materials, (by Peter Slevin, The Washington Post, Tuesday, June 25, 2002; Page A15). См. также:

Эксперты Беллоны считают, что план конверсии реакторов, продолжающих вырабатывать плутоний, по прошествии десяти лет все так же далек от осуществления: Программа конверсии российских плутониевых реакторов передана Департаменту энергетики США, (Чарльз Диггес, Игорь Кудрик, Беллона, 25 июня 2002 г.)

По словам замминистра по атомной энергии Валерий Лебедева на Новой Земле вскоре будут построены хранилища для отработанного ядерного топлива на сумму $70 миллионов. Уже в ближайшие 2 года на Новой Земле соорудят контейнеры объемом 5 т для переработки ядерного топлива с атомных подводных лодок.

Гринпис России обвинил Минатом в нарушении законодательства: "Договоренности с иранской стороной о возврате ОЯТ на бумаге нет, а Минатом продолжает строительство АЭС в Иране"

На заседании координационного научно-технического совета по проблемам завода РТ-2 при Минатоме принято решение о строительстве сухого хранилища для облученного ядерного топлива рядом с мокрым хранилищем так и не достроенного завода по регенерации топлива: Сухой дом для слегка "присмирившего" атома , (Юрий Чувашев, Независимая Газета, 17 июня 2002 г. )

Решением федерального суда губернатору штата Южная Каролина (США) Д. Ходжесу запрещено препятствовать доставке в ядерный центр в Саванна-Ривер оружейного плутония с завода в Рокки-Флэтс.

17 июня 2002 г.
На прошедшей неделе перестал действовать российско-американский Договор по ПРО, ограничивавший развитие противоракетных систем. Политики и эксперты неоднозначно относятся к событию и по-разному оценивают возможные последствия, но, очевидно, одно - уходит в прошлое система контроля над вооружениями, созданная в годы "холодной войны" и сыгравшая огромную роль в обуздании гонки вооружений и предотвращении ядерного конфликта между супердержавами. Тем не менее, на повестке дня остается нерешенным главный вопрос - каковы сегодняшние угрозы и будут ли созданы эффективные и адекватные механизмы для их парирования?

См. наш специальный раздел "Как России реагировать на угрозу развертывания НПРО?", а также комментарии прессы:

Уолтер Юлер (Walter C. Uhler), глава представительства агентства по контрактам Министерства обороны США в корпорации Локхид-Мартин, известный аналитик и автор многих статей о российско-американских отношениях, представляет собственную точку зрения о влиянии ПРО США на отношения США с Россией: National Missile Defense and Russian American Relations, (by Walter C. Uhler, June 11, 2002). Благодарим автора, любезно предоставившего материал для публикации на СНВ-сайте.

МИД РФ сделал заявление о том, что Российская Федерация отказывается от обязательств по выполнению Договора СНВ-2:

На заседании 14 июня Госдума приняла Заявление "О новых договоренностях между Россией и США по вопросам стратегической стабильности". В заявлении отмечается, что подписание 24 мая российско-американского Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) и Декларации о новых стратегических отношениях между двумя странами "позволяет уменьшить ущерб, нанесенный стратегической стабильности и безопасности Российской Федерации в результате одностороннего выхода США из договора по ПРО"

Пуск Standard SM-3

В четверг 13 июня ВМС США провели второе испытание перехватчика баллистических ракет Standard (SM-3) в рамках создания комплекса морского базирования для перехвата ракет на средней части траектории. По предварительной информации, условия эксперимента был аналогичны проведенному в январе испытанию FM-2. Представитель Пентагона заявил, что испытание было успешным.

В субботу 15 июня США приступили к строительству испытательного полигона в Форт-Грили на Аляске, которое планируется завершить к осени 2004 г.

Серьезной критике на слушаниях в Конгрессе подверг программу испытаний элементов перспективной системы ПРО территории США Филип Койл, возглавлявший до 2001 г. управление Пентагона по эксплуатационным испытаниям и оценкам: Prepared Statement by The Honorable Philip E. Coyle, (Senior Advisor Center for Defense Information before the House Government Reform Committee National Security, Veterans Affairs, and International Relations Subcommittee, Missile Defense Testing, June 11, 2002). См. также:

Как полагает большинство независимых экспертов, недавнее решение Пентагона о засекречивании информации об испытаниях противоракетных комплексов вызвано прежде всего желанием вывести из под критики деятельность Агентства по противоракетной обороне:

В среду 12 июня в комитете по вооружениям Сената США состоялись слушания по состоянию безопасности и надежности американского ядерного арсенала. В сети доступны выступления Джона Гордона (Администрация национальной ядерной безопасности), контр-адмирала Джона Берда, (директор по планам и политике Стратегического командования США), Брюса Тартера (директор Ливерморской национальной лаборатории), Джона Брауна (директор Лос-Аламосской национальной лаборатории), Пола Робинсона (директор Сандийской национальной лаборатории), Фредерика Тарантино, (президент и генеральный менеджер компании "Бехтель-Невада"), Денниса Радди, (президент и генеральный менеджер предприятия Департамента энергетики в Пантексе), Джона Митчелла, (президент и генеральный менеджер предприятия Y-12), Дэвида Дагласа, (президент "Хониуэлл") и Роберта Педда (президент "Вестингауз - Саванна Ривер").

Вопреки решению федеральных властей губернатор штата Юж. Каролина запретил пропуск транспорта с плутонием, перевозимым на предприятие Саванна Ривер из Роки Флэтс (шт. Колорадо): S.C. Moves To Bar Entry Of Plutonium, (by Associated Press, The Washington Post, Saturday, June 15, 2002; Page A02)

МИД РФ выразил недоумение по поводу обвинения заместителем госсекретаря США Джоном Болтоном российской стороны в способствовании распространению оружия массового поражения, прозвучавшим в понедельник в ООН:

Новый доклад экспертов Гарвардского университета, вышедший под названием «Безопасность ядерного оружия и материалов: семь действий для немедленной реализации» предупреждает, что даже после событий 11 сентября масштаб и оперативность мер по сокращению угрозы ядерного терроризма, предпринимаемых в США и другими странами мира, далеко не соответствуют степени угрозы: Securing Nuclear Weapons and Materials: Seven Steps for Immediate Action , (by Matthew Bunn, John P. Holdren and Anthony Wier, Nuclear Threat Initiative and the Managing the Atom Project, 20 May 2002), - в формате PDF, см. также аннотацию доклада на русском яз.

По мнению экспертов, крылатые ракеты морского базирования, которыми вооружены три новые израильские дизель-электрические лодки, могут быть оснащены ядерными боезарядами, что гарантирует неуязвимость ядерного оружия Израиля от его потенциальных противников: Israel Has Sub-Based Atomic Arms Capability, (by Walter Pincus, The Washington Post , Saturday, June 15, 2002; Page A01)

10 июня 2002 г.
В пятницу 14 июня Договор по ПРО перестанет существовать, и перестанут действовать налагаемые им ограничения на испытания и развертывание широкомасштабной системы ПРО, что остается по-прежнему одним из главных приоритетов администрации Буша. Представляем наш новый раздел Система ПРО территории США, в котором можно найти подробную информацию о перспективной системе ПРО США, ходе и результатах испытаний противоракетных комплексов и технических проблемах, которые предстоит решить разработчикам. См. также:

Президент Буш призвал конгресс не откладывать с ратификацией Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, подписанного в Москве 24 мая. О возможности быстрой ратификации высказался и председатель комитета по международным делам Государственной Думы Дмитрий Рогозин. Эксперты по контролю над вооружениями продолжают обсуждать достоинства и недостатки договора.

6 июня в 15 часов 20 минут по московскому времени на Государственном испытательном космодроме Плесецк осуществлен запуск ракеты РС-12М:

ПИР-Центр опубликовал доклад, посвященный исследованию перспектив развития и расширения программ содействия России в области уменьшения угрозы распространения оружия массового уничтожения: Зарубежные программы содействия России в области нераспространения. Оценки и перспективы, (отчет по проекту CSIS «Консолидация усилий по программе Совместного уменьшения угрозы для России : инициатива США и Европы», ПИР Центр, 15 апреля 2002 г.) - в формате PDF

Этой же теме посвящены работы:

Фонд Карнеги опубликовал новую книгу Deadly Arsenals, (by Joseph Cirincione with Jon B. Wolfsthal and Miriam Rajkumar, Carnegie Endowment for World Peace, June 2002), в которой содержится справочная информация о военных ракетно-ядерных программах стран, обладающих ядерным оружием. В сети доступны главы, посвященные потенциалам Индии и Пакистана, указатели на которые можно найти на обзорной странице India and Pakistan's Nuclear Capabilities.

Администрация Буша распорядилась приступить к строительству нового предприятия по производству плутониевых сердечников для ядерных боезарядов, которое обойдется в 2-4 млрд. долларов и начнет функционировать в 2020 году (U.S. Orders Design of New Weapons Plant, by Walter Pincus, The Washington Post, Monday, June 3, 2002; Page A03), См. также перевод статьи на русский яз..

Несмотря на заметное потепление российско-американских отношений совместная российско-иранская программа по ядерной энергетике продолжает оставаться источником разногласий:

В своем выступлении генеральный секретарь кабинета министров Японии Ясуо Фукуда (Yasuo Fukuda), высокопоставленный помощник премьер-министра заявил репортерам на прошлой неделе, что три неядерных принципа Японии вскоре могут быть пересмотрены: Nuclear Arms Taboo Is Challenged in Japan, (by Howard W. French, The New York Times , June, 8, 2002), см. также перевод статьи на русский яз.

На СНВ-форуме: о сравнительной эффективности "Тополь-М" и УР-100НУТТХ и другие темы.


Что было нового?


в 2002 году: январь | февраль | март-май
в 2001 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
в 2000 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
в 1999 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
в 1998 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль-сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
в 1997 году: октябрь-ноябрь | декабрь

Поиск на СНВ-сайте


©  Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1999-2002