This page in English

Архив новостей СНВ-сайта


Март, 1999 г.

29 марта 1999 г.
На фоне продолжающихся бомбардировок Югославии силами НАТО перспективы Договора СНВ-2 становятся все более безнадежными. В субботу на специальном заседании, посвященном ситуации на Балканах, Государственная Дума призвала Президента отозвать Договор. Премьер-министр Евгений Примаков и министр иностранных дел Игорь Иванов, по-прежнему, считают Договор важным для России, но понимают, что в данных условиях его ратификация неуместна. В поддержку Договора также высказался в прошлую субботу министр обороны Игорь Сергеев (Russian Panel Denounces NATO Attack, by Judith Ingram, Associated Press, March 27, 1999). См. также:

О возможных вариантах развития стратегических сил России и США в условиях отказа от Договора СНВ-2 - в сегодняшнем эксклюзивном комментарии П.Б. Ромашкина (аппарат фракции "Яблоко" в Государственной Думе).

Российское министерство обороны отказалась от сотрудничества с США по решению компьютерной проблемы 2000 г. в знак протеста акции НАТО в Югославии (Russia Won't Cooperate on Y2K Bug, by Chris Allbritton, Associated Press, Friday, March 26, 1999; 7:06 p.m. EST).

В прошлую среду министрами атомной энергетики Биллом Ричардсоном (США) и Евгением Адамовым (Россия) было подписано соглашение о продаже Россией урана, о котором сообщалось ранее:

Сенатор Кохран обвинил администрацию Клинтона, в том что она по-своему интерпретирует поправки к законопроекту о национальной ПРО, недавно одобренному Сенатом и палатой представителей: "...Администрация пытается представить законопроект таким образом, что решение о развертывании национальной ПРО будет зависеть от достижения соглашения с Россией...В законопроекте, действительно, говорится, что США должны вести переговоры с Россией о дальнейшем сокращении ядерных вооружений, но в нем ничего не сказано о том, что такие переговоры должны быть обязательно успешными..." (U.S. missile defense deployment won't be required, cable argues State Department envisions loophole, by Bill Gertz, The Washington Times, March 26, 1999). А на сегодня запланировано девятое по счету из серии 13 испытаний системы THAAD, как сообщили официальные американские источники. См. также:

По мнению Известий, президент Ельцин скоро завизирует указ о создании Стратегических Сил Сдерживания (Москва выстраивает "последнюю линию обороны", Юрий Голотюк, Известия, 27 марта 1999 г., с. 1). См. также дискуссию на эту тему и недавний эксклюзивный комментарий Игоря Сутягина.

Для предотвращения столкновений подводных лодок в подводном положении необходима выработка соответствующих соглашений. Для начала - между Россией и США (Американский боевик на тему "Дженифер", Валерий Алексин, Независимое военное обозрение НГ, N 11, 26 марта - 1 апреля, 1999 г., с. 5). Проблема столкновений подводных лодок неоднократно обсуждалась на страницах СНВ-сайта. См. также ответы на вопросы читателей.

Прошло почти полгода с тех пор, как состоялась презентация книги нашего Центра Стратегическое ядерное вооружение России, но отзывы о ней продолжают появляться в прессе. "Разведывательно-информационной бомбой" назвал книгу Виктор Литовкин, за которой "... настоящие разведчики, официально работающие в нашей стране под крышей военных атташатов зарубежных посольств, гоняются... как за солнечным лучиком в пасмурный день..." (Все секреты Родины умещаются под одной обложкой, Общая Газета, 18-24 марта 1999 г.) Корреспондент Красной Звезды Николай Поросков отметил книгу, как "...дающую полную картину о нашем ядерном щите..." (Цензуры нет, но тайны остаются, Красная Звезда, 26 марта 1999 г, с. 2).

24 марта 1999 г.
Визит премьер-министра Евгения Примакова в США не состоялся. Предстоящие удары НАТО высокоточным оружием по Югославии, вероятнее всего, нанесут ущерб и процессу сокращения ядерных вооружений, о чем предупреждал во вчерашнем комментарии П.Б. Ромашкин.

В сегодняшнем номере Независимой Газеты - статья "Что будет с договором по ПРО? Россия не должна стать соучастником разрушения краеугольного камня стабильности" (Владимир Белоус, Виктор Донцов, Независимая Газета, 24 марта 1999 г., с. 8). Авторами подвергается критике "...новая идея размена некоторых предложений Договора по ПРО на определенные уступки для России в Договоре СНВ-2...". В. Белоус и В. Донцов считают, что "...наиболее радикальные предложения исходят от тех деятелей, которые не несут никакой ответственности за последствия своих рекомендаций..." и "...попытки "размена" несут в себе разрушительный заряд, который может взорвать весь разоруженческий процесс...". Эксперты нашего Центра А.С. Дьяков и П.Л. Подвиг, опубликовавшие в конце прошлой недели свои предложения, в которых, в частности, говорится о возможности переговоров по поправкам к Договору по ПРО для того, чтобы добиться заключения СНВ-3, выступили сегодня с комментарием к статье в Независимой Газете. Эксперты Центра задаются вопросом:

В этом совместном заявлении говорится, что президенты России и США согласились безотлагательно начать работу над разработкой концепции ГСЗ [Глобальной системы защиты] и создать рабочую группу, которая в приоритетном порядке рассмотрит практические шаги. В числе таких приоритетных шагов - разработка правовой базы для сотрудничества, включая новые договоры и возможные изменения в существующие договоры, необходимые для создания Глобальной системы защиты (См.: Наш комментарий: К вопросу о безответственности, А.С. Дьяков, П.Л. Подвиг, Центр по разоружению, энергетике и экологии при МФТИ, 24 марта 1999 г).

23 марта 1999 г.
Президент Ельцин вчера представил новый законопроект по Договору СНВ-2 в Думу. Подробности - в сегодняшнем эксклюзивном комментарии П.Б. Ромашкина (аппарат фракции "Яблоко" в Государственной Думе). Сценарий дальнейшего развития событий А.А. Пикаева становится все более реальным. См. также:

Пресса продолжает комментировать возможность заключения новых российско-американских соглашений в ядерной области в ходе визита Евгения Примакова. В частности предполагается, что российский и американский министры атомной энергетики Евгений Адамов и Билл Ричардсон подпишут соглашение о возвращении в Россию неиспользованного естественного компонента согласно так называемому контракту ВОУ-НОУ. Таким образом Россия получит шанс вернуть деньги за поставленный ранее высокообогащенный уран, высвобожденный из разобранных ядерных боезарядов, и продолжить выполнение договора от 1993 г. Конгресс США выделил 325 млн долларов в 1999 г для этой цели:

21 марта 1999 г.
В четверг 18 марта Палата представителей Конгресса США одобрила законопроект, провозглашающий курс на развертывание национальной системы противоракетной обороны. Формулировка, принятая в Палате представителей несколько отличается от формулировки Сената, однако конгрессмены признают, что принципиальных отличий в них нет. Теперь согласительной комиссии предстоит свести обе версии законопроекта в один документ, который поступит на подпись президенту.

Российский МИД резко отреагировал на шаги Вашингтона, создавшие "серьезную угрозу для всего процесса ограничения ядерных вооружений". Премьер-министр Евгений Примаков назвал одобрение законопроекта "неприятным сюрпризом". Российская пресса отмечает, что "...если и дальше американские законодатели и администрация будут вести дела подобным образом, то Москва прогнозирует полный развал Договоров по СНВ-1 и СНВ-2..." Ошибкой называют решение Конгресса американская пресса и эксперты по контролю над вооружениями: А между тем Государственная Дума на этой неделе была как никогда близка к ратификации Договора СНВ-2, если бы не скандал с Генеральным Прокурором Юрием Скуратовым. Ситуацию комментируют эксперты Московского Центра Карнеги и ПИР-Центра:

В складывающейся ситуации с развитием ПРО и сокращением ядерных вооружений, важно рассмотреть нетрадиционные подходы. Подобный подход предлагается экспертами нашего Центра: "...Для того чтобы не допустить срыва всего процесса сокращения стратегических вооружений, а также отказа от всех ограничений Договора по ПРО, который последует за выходом США из этого договора, Россия должна дать согласие на внесение в договор некоторых изменений...Давая согласие на модификацию Договора по ПРО, Россия вправе потребовать от США учета интересов России в области сокращения стратегических вооружений. Речь прежде всего должна идти о незамедлительном начале переговоров о заключении нового договора о сокращении вооружений, который должен предусматривать снижение количества развернутых боезарядов до уровня в 1500 единиц. Новый договор должен обязательно включать в себя меры, направленные на ликвидацию возвратного потенциала, полное уничтожение ядерных крылатых ракет морского базирования, а также предоставить России достаточную свободу в выборе будущей конфигурации своих стратегических сил..." Вместе с тем "...Россия и США должны признать нежизнеспособность Договора СНВ-2 и по взаимному согласию прекратить процесс его ратификации..." (В поисках выхода из тупика. Сокращение стратегических наступательных вооружений и Договор ПРО, А. С. Дьяков, П. Л. Подвиг, Центр по разоружению, энергетике и экологии при МФТИ, 19 марта 1999 г.)

Перспектива сотрудничества США с европейцами в области развития систем ПРО становится все более призрачной. Этот пример представляется особенно поучительным для некоторых наших политиков, готовых поверить в заманчивые планы создания совместной с Западом системы ПРО (США не спешат помогать Европе, Сергей Модестов, Независимое военное обозрение НГ, N 10, 19-25 марта, 1999 г., с. 6).

Министр по атомной энергии РФ Евгений Адамов подтвердил, что сотрудничество России с Ираном будет продолжено (Ядерные узы, Андрей Ваганов, Независимая Газета, 18 марта 1999 г., с. 1). А сегодня стало известно, что в ходе предстоящего визита премьер-министра Е. Примакова в США, готовятся к подписанию два соглашения, касающихся деятельности Минатома. В соответствии с первым соглашением, Россия получит более 300 млн. долларов за уран, поставленный в США, а также возможность выйти на урановый рынок. США обязуются не продавать уран, купленный у России, в течение 10 лет. Второе соглашение будет касаться введения ограничений сотрудничества НИКИЭТ и Химико-технологического университета им. Менделеева с Ираном в обмен на отмену санкций США к этим институтам (2 Nuclear Accords Expected, by Thomas W. Lippman, The Washington Post, Sunday, March 21, 1999; Page A25)

18 марта 1999 г.
Сенат США вчера к концу дня принял законопроект Кохрана-Инноя, в котором говорится, что "...политикой США является незамедлительное развертывание эффективной системы национальной ПРО, способной защитить территорию страны от ограниченных ударов баллистических ракет (случайных, несанкционированных или намеренных), как только для этого появятся технические возможности...". В первоначальный вариант внесены две формальные поправки, призванные сохранить лицо демократам, которые оказывали сопротивление несколько лет, но в конце концов поддержали законопроект накануне новой избирательной кампании (вчера 97 сенаторов проголосовало за него, и лишь трое против). В одной из поправок говорится, что политикой США является продолжение переговоров с Россией по сокращению стратегических ядерных арсеналов. В своем обращении Президент Клинтон отметил, что этого достаточно, для того, чтобы не поставить под угрозу процесс ратификации СНВ-2 в России.

Государственная Дума вчера практически без обсуждений приняла законопроект о финансировании СЯС в первом чтении (Россию легче вооружить, чем разоружить, Олег Одноколенко, Сегодня, 18 марта, 1999 г.)

Лидер фракции НДР Владимир Рыжков сообщил в среду о том, что фракция приложит все усилия для скорейшей ратификации договора СНВ-2 (Государственная Дума должна ратифицировать Договор СНВ-2 без задержки, ИТАР-ТАСС, 17 марта 1999 г.)

17 марта 1999 г.
Во вторник в телевизионной программе ОРТ "Здесь и сейчас" премьер-министр Евгений Примаков, первый вице-премьер Юрий Маслюков, начальник ГШ ВС РФ Анатолий Квашнин и генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов единодушно выступили за скорейшую ратификацию договора СНВ-2. "...Речь идет о том, что Соединенные Штаты отказываются от создания стратегической ПРО - ПРО страны, в том случае если у нас нормально будет проходить ратификация...", - заявил в частности Евгений Примаков (ОРТ, "Здесь и сейчас", 18:40, 16 марта 1999). См. также стенограмму передачи на английском языке.

Возможно, российский парламент начнет обсуждение договора СНВ-2 уже на днях. Государственная Дума направила подготовленный законопроект на рассмотрение в администрацию Президента. А сегодня Дума должна рассмотреть законопроект о финансировании СЯС на период до 2000 г. (об этом документе - см. комментарий П.Б. Ромашкина).

Тем временем в Сенате США продолжается обсуждение законопроекта Кохрана-Инноя о развертывании системы национальной ПРО, как только для этого появятся технические возможности, и, вероятно, он на днях будет принят.

Принятие такого закона "...означает втягивание в новую гонку вооружений...", - отметил генерал-полковник Леонид Ивашов, возглавляющий Главное управление международного военного сотрудничества МО (Russian General Says U.S. Shield Plan A Ploy, by Reuters, Russia Today, March 17, 1999).

О российско-китайских консультациях в связи с намерениями США развивать национальную систему ПРО - см. в Независимой Газете: Китай обвиняют в краже технологий. Опять - два полюса? (Павел Спирин, Независимая Газета, 17 марта 1999 г., с. 6).

А делегация американских конгрессменов встретилась вчера в Государственной Думе с депутатами, сделав попытку убедить последних в том, что развертывание системы ПРО в США не направлено против России

Министр атомной энергетики Евгений Адамов заявил, что Россия готова свернуть ядерное сотрудничество с Ираном, если будут отменены санкции против двух ведущих российских ядерных центров (Russia to Offer U.S. Deal to End Iran Nuclear Aid, By Michael R. Gordon, The New York Times, March 17, 1999).

15 марта 1999 г.
В рубрике Эксклюзив - статья Игоря Сутягина (Институт США и Канады РАН) О дискуссии по поводу планов создания ОГК ССС: не все так однозначно, в которой автор продолжает начатую в средствах массовой информации дискуссию о целесообразности объединения наземной, морской и авиационной составляющей стратегических ядерных сил России под одним командованием.

В ближайшую пятницу исполнится ровно год с тех пор, как произошло, казалось бы, малозначительное событие - вблизи берегов США столкнулись две американские подводные лодки. Через две недели после этого события на СНВ-сайте был опубликован наш комментарий Столкновение американских атомных подводных лодок 19 марта 1998 г, который с интересом был встречен читателями и продолжает до сих пор быть наиболее популярной публикацией сайта. Только в 1999 году статью прочитали около 1500 человек. Необходимость прекращения практики слежения за российскими подводными лодками стала одной из основных тем дебатов среди студентов американских университетов. Автор статьи получает десятки писем с вопросами по поводу комментария о столкновении. В конце прошлой недели была представлена обновленная версия ответов Евгения Мясникова на наиболее часто повторяющиеся вопросы.

Сегодня во вторую половину дня Сенат США будет обсуждать законопроект Кохрана-Инноя, который гласит: "...политикой США является незамедлительное развертывание эффективной системы национальной ПРО, способной защитить территорию страны от ограниченных ударов баллистических ракет (случайных, несанкционированных или намеренных), как только для этого появятся технические возможности...". Собственно, судьба этого законопроекта стала предрешенной в прошлый четверг, когда демократы сняли свои прежние возражения против него:

По сообщению западных информационных агентств, Россия и Китай начали вырабатывать совместную позицию с тем, чтобы предотвратить разрушение Договора по ПРО:

Кстати, в последние две недели главной темой на полосах американских газет стал скандал, связанный с утечкой информации из Лос-Аламосской лаборатории о конструкции ядерной боеголовки W88 (этими боеголовками оснащены БРПЛ "Трайдент-2"). США обвинили в шпионаже Китай, который представляется растущей угрозой для безопасности страны (Will Beijing's Nuclear Arsenal Stay Small or Will It Mushroom?, By David E. Sanger and Erik Eckholm, The New York Times, March 15, 1999).

"В США уже развернута информационная основа системы ПРО", - считают эксперты 5-го ЦНИИ МО РФ (Противоракетная реальность, Александр Белоусов, Юрий Козирацкий, Зигмунд Федукович, Независимое военное обозрение НГ, N 9, 12-18 марта, 1999 г., с. 6).

11 марта 1999 г.
На СНВ-сайте опубликована работа директора нашего Центра А.С. Дьякова Disposition of Weapons-Grade Plutonium in Russia: Evaluation of Different Options. Этот доклад был сделан на семинаре НАТО по утилизации химического, ядерного и обычного оружия (Бонн, май 1996 г).

Доклад Комитета по ядерной политике Выход из тупика СНВ: новая инициатива по уменьшению ядерных угроз после окончания холодной войны, о котором мы сообщали 1 марта, теперь доступен в сети на русском языке.

Фонд Карнеги провел 26 февраля в Вашингтоне семинар The Degradation of Russia's Early Warning System, на котором профессор Массачусеттского технологического института Теодор Постол и эксперт Бюджетного Управления Конгресса Джеффри Форден сообщили о результатах своего анализа состояния российской СПРН.

Эксперты консервативной неправительственной организации The Heritage Foundation опубликовали доклад, призывающий к развертыванию национальной системы ПРО на базе ракет ПВО морского базирования типа "Иджис". В отличие от недавних оценок Пентагона, независимые эксперты оценивают требуемые затраты в 8 млрд. долларов.

9 марта 1999 г.
Лидер ЛДПР Владимир Жириновский в прошлую среду неожиданно выступил с инициативой немедленно рассмотреть и ратифицировать Договор СНВ-2. Как известно, до сих пор, фракция ЛДПР была наиболее непримиримой в Государственной Думе по отношению к этому договору. Дума отклонила предложение Жириновского, поддержав довод председателя комитета по обороне Попковича, что в первую очередь необходимо рассмотреть законопроект о финансировании российских СЯС (Дума не будет рассматривать 5 марта предложение о ратификации договора СНВ-2, ИТАР-ТАСС, 3 марта, 1999 г).

Спикер Госдумы Геннадий Селезнев выразил сомнение, что Россия в ближайшее время сможет реализовать положения договора СНВ-2. Об этом Селезнев заявил 3 марта на встрече с генеральным директором отделения ООН в Женеве Владимиром Петровским (При реализации Россией Договора СНВ-2 могут возникнуть трудности, Сегодня, 4 марта 1999 г).

Правительство России дало отрицательный отзыв на законопроект "О финансировании стратегических ядерных сил Российской Федерации на период до 2010 года" (Владимир Ермолин, СЯС России просят стратегического финансирования, Известия, 3 марта 1999 г.) См. также недавний эксклюзивный комментарий П.Б. Ромашкина СНВ-сайту об этом законопроекте.

"...Передача системы предупреждения о ракетном нападении...из бывших Войск ПВО в РВСН...новых качеств РВСН не придает...Зато отделение РКО (система ракетно-космической обороны- Е.М.)..от ПВО оказывается безусловно губительным для ВКО (система воздушно-космической обороны-Е.М.) (Решение принято - проблемы остались, Иван Ерохин, Анатолий Корабельников, Юрий Криницкий, Владимир Чеховский, Независимое военное обозрение НГ, N 8, 5-11 марта, 1999 г., с. 4).

Компьютерная проблема 2000 г. и ее влияние на управляемость российских СЯС - пресса продолжает уделять этой теме пристальное внимание:

Недавнее исследование Пентагона показало, что расширение системы ПРО, базирующейся на кораблях с ракетами ПВО типа "Иджис" потребует от 16 до 19 млрд. долларов для того, чтобы эта система была способной защитить все 50 штатов США. Прежние оценки были значительно скромнее - от 2 до 4 млрд. долларов (Costs Skyrocket for Navy's Missile Defense, by Walter Pincus, The Washington Post, Friday, March 5, 1999; Page A04).

В своем выступлении 2 марта 1999 г в Национальном пресс-клубе, посвященном российско-американскому сотрудничеству в области обеспечения ядерной безопасности, министр энергетики США Билл Ричардсон подчеркнул ухудшающееся состояние в хранении ядерных материалов российского комплекса (Remarks by Secretary of Energy Bill Richardson on DOE's Efforts to Promote Russian Nuclear Safety at National Press Club, Washington, DC, March 2, 1999). См. также:

2 марта 1999 г.
В начале марта 1999 года Государственная Дума собирается рассмотреть в первом чтении проект федерального закона "О финансировании стратегических ядерных сил Российской Федерации на период до 2010 года". По мнению председателя комитета по обороне Государственной Думы Романа Попковича, без принятия такого закона ратификация договора СНВ-2 невозможна. В разделе Эксклюзив мы публикуем комментарий П.Б. Ромашкина (аппарат комитета фракции "Яблоко" в Государственной Думе РФ) Проект закона о финансировании СЯС России.

В пресс-релизе ПИР-Центра Unified Supreme Command Of Startegic Deterrence Forces Is a Source of Contradictions in the Ministry of Defense (February 25, 1999) авторы анализируют внутриведомственные причины и проблемы создания Объединенного командования стратегическими силами сдерживания. См. также наш специальный раздел на эту тему.

Доклад Генеральной контрольной службы Конгресса (GAO) Nuclear Nonproliferation: Concerns With DOE's Efforts to Reduce the Risks Posed by Russia's Unemployed Weapons Scientists (GAO Report, released February 19, 1999) доступен в формате PDF. Напомним, что в нем критикуется программа Министерства энергетики США, направленная на обеспечение занятости российских ученых-атомщиков, работающих в закрытых городах.

1 марта 1999 г.
Продолжают поступать отзывы на книгу нашего Центра Стратегическое ядерное вооружение России: "...по мнению некоторых специалистов, материал книги оказался потрясающе детализированным... Эта книга-справочник должна занять заметное место на рабочих столах специалистов российских и других министерств обороны и иностранных дел..." (рецензия, напечатанная в журнале Ядерное распространение, выпуск 25, 1998 г, с. 46-47).

"...Для обеспечения национальных интересов России вполне правомочна такая постановка вопроса: либо США будут выполнять свои обязательства по ратифицированным ими Договорам по ПРО и СНВ-1, либо Договор СНВ-2 должен быть вообще снят с обсуждения..." (Еще раз "за" и "против" ратификации СНВ-2, Геннадий Хромов, Ядерное распространение, выпуск 25, 1998 г, с. 24-28).

"...Президент Клинтон немедленно должен сделать шаги, которые придадут наивысшие приоритеты Договору СНВ-2 в политике обеспечения безопасности США. В дальнейшем ему следует избегать международных акций, которые могут привести к дальнейшей задержке ратификации договора Думой..." (Don't Stop START II, by Spurgeon M. Keeny, Jr., Arms Control Today, November/December 1998, Volume 28, Number 8).

Комитет по ядерной политике, являющийся интернациональным коллективом ведущих экспертов по проблемам разоружения, опубликовал новый доклад Jump-START: Retaking the Initiative to Reduce Post-Cold War Nuclear Dangers (A Committee on Nuclear Policy Report, February 25, 1999). Авторы подчеркивают нарастающую опасность в связи с неспособностью России поддерживать свой ядерный арсенал и предлагают немедленно договориться о сокращении развернутых наступательных вооружений США и России до уровней, которые гораздо ниже согласованных в Хельсинки по СНВ-3, и понизить оперативную боеготовность СНВ. В работе также содержится призыв к политическому руководству США закрыть американские военные базы, находящиеся вблизи от российской территории и расширить помощь России в утилизации расщепляющихся оружейных материалов и в обращении с ними с целью предотвращения их распространения. См. также:

Достигнута договоренность, что с середины декабря 1999 г. по середину января 2000 г. наблюдатели российских Вооруженных Сил будут находиться в американском Центре по раннему предупреждению пусков баллистических ракет в Колорадо-Спрингс. Американцы считают, что это позволит снизить риск ложных тревог в связи с проблемой 2000 г.

В мартовском номере Бюллетеня ученых-атомщиков - статья о влиянии компьютерной проблемы 2000 г. на ядерные арсеналы (Safe or sorry: The "Y2K problem" and nuclear weapons, by Michael Kraig, The Bulletin of Atomic Scientists, March/April 1999, Vol. 55, No. 2).

В декабрьском номере журнала Arms Control Today (November/December 1998, Volume 28, Number 8):

Кстати, о состоянии российских СЯС на конец прошлого года - см. также в Бюллетене ученых-атомщиков (Russian Strategic Nuclear Forces, End of 1998. NRDC Nuclear Notebook, The Bulletin of Atomic Scientists, March/April 1999, Vol. 55, No. 2).

В военном ведомстве начата активная проработка вопросов, связанных с возможным образованием Объединенного командования стратегических сил сдерживания (ОК ССС). Представители Генштаба холодно отнеслись к идее формирования ОК ССС, но первоначальная концепция претерпела изменения (Выбор варианта, Андрей Корбут, Независимое военное обозрение НГ, N 7, 26 февраля - 4 марта, 1999 г., с. 1).

Широкий резонанс в американских СМИ вызвала публикация Независимой Газеты "Юрий Соломонов: "Тополь-М" способен преодолеть перспективную систему ПРО любого государства" (Игорь Коротченко, Независимая Газета, 24 февраля 1999 г., с. 8). В частности, Вашингтон пост отмечает, что заявление Генерального конструктора Московского института теплотехники может расцениваться как готовность Москвы к переговорам по модификации Договора по ПРО (Russian Rocket Called Invincible Designer Says It Can Penetrate Any 'Potential ABM System', by David Hoffman, The Washington Post, Thursday, February 25, 1999; Page A20). Интервью Юрия Соломонова корреспонденту Независимой Газеты содержит и другие заслуживающие внимания моменты. К примеру, Генеральный конструктор заявил о перспективности высокоточных баллистических ракет, способных поражать высокозащищенные цели (в том числе и пусковые установки МБР) в неядерном снаряжении.

Спешка с созданием национальной ПРО США может испортить отношения с Россией. Впрочем, у части американцев есть сомнения по поводу серьезности намерений администрации Клинтона по развитию ПРО:

Еще раз о системе ПРО Москвы: Софринский "ядерный страж" (Сергей Сокут, Независимая Газета, 23 февраля 1999 г., с. 2).

Что было нового?

в 1999 году: январь | февраль |
в 1998 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль-сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
в 1997 году: октябрь-ноябрь | декабрь

©  Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1999.