This page in English

Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Статус российско-американских переговоров по сокращению СНВ

События, комментарии, взгляды экспертов.

Текущие события и комментарии | Официальные заявления и документы | Наш комментарий | Мнения экспертов

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно

Информация обновлена 9 августа 2002 г. Дальнейшее развитие темы см. на странице: Договор СНП: Статус, комментарии и взгляды экспертов.


Дальнейшее сокращение стратегических наступательных вооружений по-прежнему остается одним из важнейших пунктов российско-американских консультаций по стратегической стабильности. Тем не менее, необходимо констатировать, что переговорный процесс по сокращению СНВ находится в тупике уже в течении нескольких лет.

США и Россия выполнили условия Договора СНВ-1 к концу 2001 г. Этот договор ограничивает стратегические арсеналы до 6000 боезарядов, которые подсчитываются в соответствии с развернутыми носителями. Договор СНВ-2, ограничивающий стратегические вооружения до 3000-3500 боезарядов, так и не вступил в силу.

Советская Россия

Консультации по содержанию Договора СНВ-3, который был призван сократить стратегические вооружения России и США до 2000-2500 боезарядов, велись российской стороной с администрацией Клинтона в течение 1997-2000 гг и закончились безрезультатно. Главной причиной разногласий стала проблема "возвратного потенциала". Российская сторона настаивала на необходимости ликвидации выводимых из засчета систем доставки. Американская сторона, заинтересованная в сохранении стратегических носителей, предпочитала проводить сокращения за счет разгрузки носителей и переориентирования их на решение "неядерных" задач.

Значительно осложнило ход консультаций решение администрации Клинтона о развертывании национальной ПРО, запрещаемой Договором по ПРО. США предложили России пойти на модификацию Договора по ПРО в обмен на заключение СНВ-3, но российская сторона отвергла это предложение. В течение длительного периода позиция России заключалась в том, что дальнейшие сокращения СНВ возможны только в условиях сохранения и укрепления Договора по ПРО. Российские официальные лица неоднократно заявляли, что в ответ на выход США из Договора, Россия не только денонсирует СНВ-2, но также выйдет из Договоров РСМД и СНВ-1.

Своеобразным рубежом стало заявление российского президента В.В. Путина по радикальному сокращению стратегических ядерных арсеналов, прозвучавшее 14 ноября 2000 г., через неделю после президентских выборов в США. В заявлении впервые было сделано предложение договориться о сокращении стратегических арсеналов США и России до 1500 боезарядов. Однако, российская позиция по Договору по ПРО в то время оставалась неизменной.

Пришедшая к власти в 2001 г. администрация президента Буша радикально изменила подход США к политике контроля за вооружениями. В США было принято решение сократить СНВ, но при этом осуществлять эти сокращения вне каких-либо обязывающих договорных рамок. Помимо этого, администрация Буша, в отличие от предыдущей, взяла курс на развертывание полномасштабной системы ПРО, не ограничиваемой какими-либо международными соглашениями.

В создавшихся условиях длительное время стороны не вели каких-либо официальных консультаций по проблеме сокращения стратегических вооружений. Ситуация изменилась к лету 2001 г. и в ходе встречи президентов Путина и Буша в Генуе в июле было принято совместное заявление по стратегической стабильности, согласно которому стороны обязались "...начать интенсивные консультации по взаимосвязанным вопросам наступательных и оборонительных систем...".

Многие наблюдатели надеялись на то, что стороны смогут решить противоречия уже к ноябрю 2001 г., связывая достижение соглашений с саммитом президентов США и России в Крауфорде. Столь радужные надежды строились во многом благодаря интенсивно развивающемуся сотрудничеству двух стран в борьбе против терроризма после событий 11 сентября 2001 г. Однако, ход встречи показал лишь прежнее различие подходов по вопросам сокращения СНВ и развертывания ПРО. В ходе ноябрьского саммита президент США Дж. Буш объявил о предстоящих односторонних сокращениях СНВ США до 1700-2200 находящихся в боеготовности развернутых стратегических ядерных боезарядов, фактически предложив принципиально новую методику подсчета, позволяющую Вашингтону сохранить стратегические носители. Президент Владимир Путин в свою очередь заявил о том, что Россия ответит адекватно и предложил зафиксировать объявленные сокращения в обязывающем документе. Несмотря на разногласия в подходах к сокращению СНВ, стороны договорились, что они продолжат обсуждение этого вопроса, и если такой документ будет подготовлен, то президенты России и США смогут его подписать в ходе ответного визита президента Буша в Россию летом 2002 г.

Следует также отметить, что к ноябрю 2001 г. стала меняться и российская позиция к Договору по ПРО. Продолжая настаивать на важности сохранения этого договора, российская сторона, тем не менее, перестала рассматривать вариант жесткой реакции в ответ на выход США из Договора. В результате, заявление президента Буша от 14 декабря 2001 г. о том, что России было направлено официальное уведомление об одностороннем выходе Соединенных Штатов из договора по ПРО 1972 года было встречено очень сдержанно. Российский президент осудил этот шаг США, но исключил какие-либо агрессивные шаги России в ответ.

Новая ядерная политика США, представленная Конгрессу в конце декабря 2001 г. Пентагоном достаточно четко отвечает на вопрос нужны ли США новые договоренности с Россией о сокращении стратегических вооружений. Выступая на заседания Комитета по вооружениям в Сенате, зам. министра обороны по политике Даглас Фейт подчеркнул: "...Эти сокращения и другие изменения в наших наступательном и оборонительном потенциале будут достигнуты вне рамок враждебного и бесконечного договорного процесса, который опирался на баланс ядерной угрозы. Сегодня такой сопернический юридический процесс стал бы контрпродуктивным. Он бы воспрепятствовал или пустил под откос значительные сокращения, которые стороны хотят осуществить; он бы заставил обе стороны зафиксировать ядерные арсеналы которые избыточны или неадекватны в будущем, и увековечивая отношения "холодной войны", он бы задержал движение к лучшим стратегическим рамкам для отношений..."

На протяжении шести месяцев велись двусторонние переговоры экспертов России и США по выработке Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который был подписан президентами на саммите в Москве, 24 мая 2002 г.

Как показывает анализ документа, стороны договорились "уменьшить уровни своих стратегических ядерных боезарядов до 1700-2200 единиц", но так и не достигли компромисса в определении что считать "стратегическим ядерным боезарядом", а следовательно и в методике подсчета боезарядов. Необходимо отметить, что в договоре СНВ-1 используется иное определение - "стратегический боезаряд". Появление дополнительного термина "ядерный" в новом определении означает то, что российская сторона фактически согласилась с трактовкой американской стороны, позволяющей развертывать неядерные боезаряды на стратегических носителях и при этом не учитывать их в общих уровнях. Таким образом, следует констатировать, что российская позиция по обеспечению необратимости сокращений, заключавшаяся в требовании ликвидировать сокращаемые носители, потерпела поражение, как и предсказывали наши эксперты. Новый договор представляет собой фактически рамочную договоренность, и в рамках создаваемой "двусторонней комиссии по выполнению" сторонам предстоит выработать содержательную сторону документа - новое определение "стратегический ядерный боезаряд" и меры транспарентности по контролю за выполнением договора. Фактически эта работа может продолжаться до окончания срока действия договора по СНП - т. е. до 31 декабря 2012 г., поскольку никаких дополнительных ограничений или этапности сокращений в новом договоре не предусмотрено и каждая из Сторон будет сама определять состав и структуру своих СНВ.

В третьей декаде июня текст Договора и постатейные комментарии к нему были направлены в профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а президент Буш направил договор в Сенат. Во вторник 9 июля в Сенате США начались слушания по Договору СНП.

Продолжение темы см. на странице: Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов: Статус, комментарии и взгляды экспертов.

Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

См. также cпециальные разделы:

Текущие события и комментарии

Официальные заявления и документы

Наш комментарий

Российско-американские отношения в области сокращения ядерных вооружений: современное состояние и перспективы

Мнения экспертов

Поиск на СНВ-сайте



Поддержка информационной страницы: Евгений Мясников.
© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002