|
Дальнейшее сокращение стратегических наступательных вооружений по-прежнему остается одним из важнейших пунктов российско-американских консультаций по стратегической стабильности. Тем не менее, необходимо констатировать, что переговорный процесс по сокращению СНВ находится в тупике уже в течении нескольких лет.
США и Россия выполнили условия Договора СНВ-1 к концу 2001 г. Этот договор ограничивает стратегические арсеналы до 6000 боезарядов, которые подсчитываются в соответствии с развернутыми носителями. Договор СНВ-2, ограничивающий стратегические вооружения до 3000-3500 боезарядов, так и не вступил в силу.
Консультации по содержанию Договора СНВ-3, который был призван сократить стратегические вооружения России и США до 2000-2500 боезарядов, велись российской стороной с администрацией Клинтона в течение 1997-2000 гг и закончились безрезультатно. Главной причиной разногласий стала проблема "возвратного потенциала". Российская сторона настаивала на необходимости ликвидации выводимых из засчета систем доставки. Американская сторона, заинтересованная в сохранении стратегических носителей, предпочитала проводить сокращения за счет разгрузки носителей и переориентирования их на решение "неядерных" задач.
Значительно осложнило ход консультаций решение администрации Клинтона о развертывании национальной ПРО, запрещаемой Договором по ПРО. США предложили России пойти на модификацию Договора по ПРО в обмен на заключение СНВ-3, но российская сторона отвергла это предложение. В течение длительного периода позиция России заключалась в том, что дальнейшие сокращения СНВ возможны только в условиях сохранения и укрепления Договора по ПРО. Российские официальные лица неоднократно заявляли, что в ответ на выход США из Договора, Россия не только денонсирует СНВ-2, но также выйдет из Договоров РСМД и СНВ-1.
Своеобразным рубежом стало заявление российского президента В.В. Путина по радикальному сокращению стратегических ядерных арсеналов, прозвучавшее 14 ноября 2000 г., через неделю после президентских выборов в США. В заявлении впервые было сделано предложение договориться о сокращении стратегических арсеналов США и России до 1500 боезарядов. Однако, российская позиция по Договору по ПРО в то время оставалась неизменной.
Пришедшая к власти в 2001 г. администрация президента Буша радикально изменила подход США к политике контроля за вооружениями. В США было принято решение сократить СНВ, но при этом осуществлять эти сокращения вне каких-либо обязывающих договорных рамок. Помимо этого, администрация Буша, в отличие от предыдущей, взяла курс на развертывание полномасштабной системы ПРО, не ограничиваемой какими-либо международными соглашениями.
В создавшихся условиях длительное время стороны не вели каких-либо официальных консультаций по проблеме сокращения стратегических вооружений. Ситуация изменилась к лету 2001 г. и в ходе встречи президентов Путина и Буша в Генуе в июле было принято совместное заявление по стратегической стабильности, согласно которому стороны обязались "...начать интенсивные консультации по взаимосвязанным вопросам наступательных и оборонительных систем...".
Многие наблюдатели надеялись на то, что стороны смогут решить противоречия уже к ноябрю 2001 г., связывая достижение соглашений с саммитом президентов США и России в Крауфорде. Столь радужные надежды строились во многом благодаря интенсивно развивающемуся сотрудничеству двух стран в борьбе против терроризма после событий 11 сентября 2001 г. Однако, ход встречи показал лишь прежнее различие подходов по вопросам сокращения СНВ и развертывания ПРО. В ходе ноябрьского саммита президент США Дж. Буш объявил о предстоящих односторонних сокращениях СНВ США до 1700-2200 находящихся в боеготовности развернутых стратегических ядерных боезарядов, фактически предложив принципиально новую методику подсчета, позволяющую Вашингтону сохранить стратегические носители. Президент Владимир Путин в свою очередь заявил о том, что Россия ответит адекватно и предложил зафиксировать объявленные сокращения в обязывающем документе. Несмотря на разногласия в подходах к сокращению СНВ, стороны договорились, что они продолжат обсуждение этого вопроса, и если такой документ будет подготовлен, то президенты России и США смогут его подписать в ходе ответного визита президента Буша в Россию летом 2002 г.
Следует также отметить, что к ноябрю 2001 г. стала меняться и российская позиция к Договору по ПРО. Продолжая настаивать на важности сохранения этого договора, российская сторона, тем не менее, перестала рассматривать вариант жесткой реакции в ответ на выход США из Договора. В результате, заявление президента Буша от 14 декабря 2001 г. о том, что России было направлено официальное уведомление об одностороннем выходе Соединенных Штатов из договора по ПРО 1972 года было встречено очень сдержанно. Российский президент осудил этот шаг США, но исключил какие-либо агрессивные шаги России в ответ.
Новая ядерная политика США, представленная Конгрессу в конце декабря 2001 г. Пентагоном достаточно четко отвечает на вопрос нужны ли США новые договоренности с Россией о сокращении стратегических вооружений. Выступая на заседания Комитета по вооружениям в Сенате, зам. министра обороны по политике Даглас Фейт подчеркнул: "...Эти сокращения и другие изменения в наших наступательном и оборонительном потенциале будут достигнуты вне рамок враждебного и бесконечного договорного процесса, который опирался на баланс ядерной угрозы. Сегодня такой сопернический юридический процесс стал бы контрпродуктивным. Он бы воспрепятствовал или пустил под откос значительные сокращения, которые стороны хотят осуществить; он бы заставил обе стороны зафиксировать ядерные арсеналы которые избыточны или неадекватны в будущем, и увековечивая отношения "холодной войны", он бы задержал движение к лучшим стратегическим рамкам для отношений..."
На протяжении шести месяцев велись двусторонние переговоры экспертов России и США по выработке Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП), который был подписан президентами на саммите в Москве, 24 мая 2002 г.
Как показывает анализ документа, стороны договорились "уменьшить уровни своих стратегических ядерных боезарядов до 1700-2200 единиц", но так и не достигли компромисса в определении что считать "стратегическим ядерным боезарядом", а следовательно и в методике подсчета боезарядов. Необходимо отметить, что в договоре СНВ-1 используется иное определение - "стратегический боезаряд". Появление дополнительного термина "ядерный" в новом определении означает то, что российская сторона фактически согласилась с трактовкой американской стороны, позволяющей развертывать неядерные боезаряды на стратегических носителях и при этом не учитывать их в общих уровнях. Таким образом, следует констатировать, что российская позиция по обеспечению необратимости сокращений, заключавшаяся в требовании ликвидировать сокращаемые носители, потерпела поражение, как и предсказывали наши эксперты. Новый договор представляет собой фактически рамочную договоренность, и в рамках создаваемой "двусторонней комиссии по выполнению" сторонам предстоит выработать содержательную сторону документа - новое определение "стратегический ядерный боезаряд" и меры транспарентности по контролю за выполнением договора. Фактически эта работа может продолжаться до окончания срока действия договора по СНП - т. е. до 31 декабря 2012 г., поскольку никаких дополнительных ограничений или этапности сокращений в новом договоре не предусмотрено и каждая из Сторон будет сама определять состав и структуру своих СНВ.
В третьей декаде июня текст Договора и постатейные комментарии к нему были направлены в профильные комитеты Госдумы и Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а президент Буш направил договор в Сенат. Во вторник 9 июля в Сенате США начались слушания по Договору СНП.
Продолжение темы см. на странице: Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов: Статус, комментарии и взгляды экспертов.
Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум
|
Текущие события и комментарии
- U.S.-Russia: Officials Praise Nuclear Reductions Treaty For Requiring No Cuts, (by David Ruppe, Global Security Newswire, Thursday, August 5, 2002)
- U.S.-Russia: NNSA Values Stockpile Maintenance Above Dismantlement, (by Kerry Boyd, Global Security Newswire, Thursday, August 1, 2002)
- Admiral James O. Ellis, Jr., USN, Commander in Chief, United States Strategic Command, Testimony before the U.S. Senate Armed Services Committee On The Strategic Offensive Reductions Treaty, August 1, 2002
- Dr. Everet H. Beckner, Deputy Administrator for Defense Programs National Nuclear Security Administration, Testimony before the U.S. Senate Armed Services Committee On The Strategic Offensive Reductions Treaty, August 1, 2002
- Charles B. Curtis, President, Nuclear Threat Initiative Testimony before the U.S. Senate Armed Services Committee On The Treaty Between the United States of America and the Russian Federation on Strategic Offensive Reductions, August 1, 2002
- Ashton B. Carter Co-Director, Preventive Defense Project, John F. Kennedy School of Government Harvard University, Testimony before the U.S. Senate Armed Services Committee, August 1, 2002
Официальные заявления и документы
- Honorable Donald H. Rumsfeld Testimony on the national security implications of the Strategic Offensive Reductions Tready before the Senate Armed Services Committee, July 25, 2002
- General Richard B. Myers, USAF, Chairman, Joint Chiefs of Staff, Testimony on the Moscow Treaty on Strategic Offensive Reductions before the Senate Armed Services Committee, July 25, 2002
- The New Strategic Framework: A Response To 21st Century Threats, (by John R. Bolton, US Foreign Policy Agenda, Vol.7, No 2, July, 2002)
- Nuclear Offensive Arms Reductions: Past And Present, (by Richard A. Davis, US Foreign Policy Agenda, Vol.7, No 2, July, 2002)
- Prepared Testimony of Secretary of Defense Donald H. Rumsfeld for the Senate Foreign Relations Committee regarding the Moscow Treaty, Dirksen Senate Office Building, Washington, D.C, July 17, 2002.
- Ответ официального представителя МИД России А.В.Яковенко на вопрос российских СМИ о перспективах процесса ратификации в России Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, 12 июля 2002 г.
- Secretary Colin L. Powell Statement on the U.S. - Russia Treaty on Strategic Offensive Reductions, Testimony before the Senate Foreign Relations Committee, July 9, 2002
- Letter of Transmittal and Article-by-Article Analysis of the Treaty on Strategic Offensive Reductions, (Arms Control Today, July-August, 2002)
- Официальное сообщение МИД РФ о подготовке к ратификации Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов, 21 июня 2002 г.
- Заявление Государственной Думы о новых договоренностях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки по вопросам стратегической стабильности, принято 14 июня 2002 г.
- Заявление Государственной Думы о новых договоренностях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки по вопросам стратегической стабильности, проект, 14 июня 2002 г.
Наш комментарий
- Каким будет новый договор по СНВ? (отрывок из стенограммы передачи Времена, вышедшей в эфир 12 мая 2002 г., 22:30 на телеканале ОРТ)
- Ненужные обязательства. Зачем России договор, в котором все равно ничего не будет?, (Анатолий Дьяков, Тимур Кадышев, Евгений Мясников, Павел Подвиг, Известия, 18 марта 2002 г., с. 4)
- Take Russia’s "Yes" for an Answer, (by Pavel Podvig and Frank von Hippel, Global Beat Syndicate, March 18, 2002)
- России нужно быть осторожнее с желаниями - они могут исполниться, (Павел Подвиг, СМИ.Ру, 20 февраля 2002 г.)
- К новой ядерной политике Пентагона, (Евгений Мясников, 22 января 2002 г.)
- The End of Strategic Arms Control?, (by Pavel Podvig, PONARS Policy Memo No. 217, December 2001)
- Прорыва на саммите в сокращениях СНВ не произошло, (Евгений Мясников, 15 ноября 2001 г.)
- Ending the Cold War Once and For All. Trust isn't enough. It takes treaties, (by Pavel Podvig, GlobalBeat, November 15, 2001)
- Ядерная арифметика президента Буша, (Евгений Мясников, Известия, 12 ноября 2001 г.)
- Российско-американские отношения в области сокращения ядерных вооружений: современное состояние и перспективы, (под. ред. А.С. Дьякова, издание Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, Долгопрудный, 52 с., июнь 2001 г.). Этот доклад доступен в сети в полном виде (в формате PDF, 350 Kb)
- Более ранние публикации в разделе Дальнейшие сокращения ядерного оружия: наше видение
Мнения экспертов
- Fr. Drew Christiansen, S.J. Counselor on International Affairs, U.S. Conference of Catholic Bishops Testimony on the Moscow Treaty on Strategic Offensive Reductions before the Senate Foreign Relations Committee, July 23, 2002
- The New U.S.-Russian Strategic Framework: A Preliminary Assessment, (by Michael O'Hanlon, US Foreign Policy Agenda, Vol.7, No 2, July, 2002)
- После исторического Московского саммита, (Айра Гельфанд, Лэхлан Форроу, Майкл МакКэлли, Независимое Военное Обозрение, 12 июля 2002 г.)
- New Nuclear Accord Submitted to U.S., Russian Lawmakers, (by Wade Boese, Arms Control Today, July-August, 2002)
- Эксклюзив: Госдума о новом Договоре между Россией и США, (П.Б. Ромашкин, 21 июня 2002 г.)
- Fact Sheet: U.S.-Russia Nuclear Reduction Treaty Comparison, (BASIC Press Release, June 2002)
- The Jury Is Still Out, (by Wade Boese and J. Peter Scoblic, Arms Control Today, June 2002)
- Assessing the New U.S.-Russian Pact, (by John Holum, Arms Control Today, June 2002)
- A Beginning, Not an End, (by Daryll G. Kimball, Arms Control Today, June 2002)
- U.S., Russia Sign Treaty Cutting Deployed Nuclear Forces, (by Philipp C. Bleek, Arms Control Today, June 2002)
- U.S., Russia Issue Statement on Strategic Cooperation, (by Philipp C. Bleek, Arms Control Today, June 2002)
Поддержка информационной страницы: Евгений Мясников.
© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002