This page in English

Архив новостей СНВ-сайта


Февраль, 2000 г.

25 февраля 2000 г.
Широкий резонанс вызвал цикл статей Инге Селлевага в норвежской газете "Бергенс Тайденде" о радиолокаторе "Глобус-2", размещенном около Вардё (Норвегия). По мнению американских и норвежских независимых экспертов, основная задача радиолокатора вовсе не наблюдение за космическим мусором, как утверждают норвежские и американские военные (этот радилокатор HAVE STARE был разработан фирмой "Рейтеон" и ранее находился в Калифорнии). В интервью корреспонденту газеты The New York Times директор нашего Центра Анатолий Дьяков заявил: "...Российские военные считают, что норвежский радиолокатор предназначен для сбора информации о баллистических ракетах и он разрабатывался как составляющая национальной системы ПРО..." (Russians Challenge U.S. Over Radar in Norway, by Elizabeth Becker, The New York Times, Tuesday, February 22, 2000).

Представляем две статьи на эту тему:

Мы планируем продолжить освещение темы о норвежском радиолокаторе на СНВ-сайте. См. также: Ведущий эксперт нашего Центра Павел Подвиг об истории Договора по ПРО: A History of the ABM Treaty in Russia, (by Pavel Podvig, Program on New Approaches to Russian Security Policy Memo Series, Memo No. 109, February 2000). См. также: The Prospects for ABM Treaty Modification, (by Alexander Pikayev, Program on New Approaches to Russian Security Policy Memo Series, Memo No. 108, February 2000)

Вице-спикер Госдумы РФ Владимир Лукин об СНВ-3 и ПРО: "...Надо заключить договор, где мы отказываемся от РГЧ старого типа, которые теперь производить не можем. Но одновременно следовало бы договориться с США о заключении Договора СНВ-3, а в его рамках, в зависимости от степени развития американской ПРО, предусмотреть наличие РГЧ на новых ракетах (типа "Тополь-М"), которые мы уже производим. То есть либо договор по ПРО действует, и тогда в СНВ-3 не обязательны разделяющиеся боеголовки, либо США делают свою национальную систему противоракетной обороны, и тогда мы должны иметь какое-то преимущество, прежде всего за счет РГЧ на наших новых ракетах...": Внешние грани безопасности, (Владимир Малеванный, Независимое Военное обозрение, N 7, 25 февраля - 2 марта, 2000 г.)

В сети доступен доклад начальник управления эксплуатационных испытаний и оценки Министерства обороны США Филипа Койла, в котором подвергнута критике поспешность развертывания систем ПРО: Missile Defense and Related Programs, (Director, Operational Test & Evaluation (DOT&E) FY'99 Annual Report submitted to Congress February, 2000)

В ноябрьском и декабрьском номерах журанала Arms Control Today:

Среди недавних публикаций американских журналов и газет с полемикой о развертывании национальной ПРО:

Секретарь Совета безопасности Сергей Иванов, недавно посетивший Вашингтон и встречавшийся с президентом США оптимистично оценивает перспективы ратификации Договора СНВ-2: "...Сейчас у нас другая Дума, это тоже должно сыграть свою положительную роль в ратификации..."

Сенат вчера единогласно проголосовал за законопроект, обязывающий президента США прекратить финансовую помощь тем странам, которые способствуют развитию ракетно-ядерного потенциала Ирана. Согласно законопроекту, президент США обязан каждые 6 месяцев докладывать Конгрессу о странах-нарушителях (в частности, в круг подозреваемых стран входят Россия, Китай и Сев. Корея). В прошлом году этот законопроект был единогласно принят в нижней палате Конгресса, но администрация Клинтона пообещала тогда наложить на него вето. Между тем, в прошлую пятницу Газета.Ру сообщила: "...не предвещавший никаких сенсаций визит главы Совета безопасности России Сергея Иванова в США совершенно неожиданно оказался поворотным для российско-иранских отношений. Дело в том, что Иванов вроде бы признал "проблемность" сотрудничества Москвы с Тегераном в ядерной сфере. Если это правда, Минатом теряет миллиарды долларов..."

Бывший президент США Джеймс Картер считает, что состояние в области контроля над вооружениями может привести к развалу Договора о нераспространении (A Nuclear Crisis, by Jimmy Carter, The Washington Post, Wednesday, February 23, 2000; Page A21)

По мнению газеты Сегодня, российский Минатом близок к осуществлению "проекта века" - созданию на территории нашей страны суперсовременного предприятия по переработке и бессрочному хранению ядерных отходов: Похороны по первому разряду. На российских просторах могут оказаться ядерные отходы со всего мира, (Екатерина Кац, Александр Михайлов, Сегодня, 23 февраля 2000 г.)

По информации ИТАР-ТАСС, реакторы по переработке ОЯТ нельзя будет остановить в этом году, несмотря на соглашение Гора-Черномырдина в 1997 г. (Russia To Continue Producing Plutonium In Siberia, by Agence France Presse, Russia Today, February 23, 2000). См. также: Котлован. Америка нашла новый способ контроля за российским плутонием, (Мария Игнатова, Известия, 21 февраля, 2000 г.)

С разъяснениями о наиболее важных положениях военной доктрины Российской Федерации - первый заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ генерал-полковник, доктор политических наук Валерий Манилов: Доктрина есть - войны бы не было, (Российская Газета, 23 февраля 2000 г., с. 6). См. также: Russia To Use Nuclear Arms If Existence Threatened, (by Reuters, Russia Today, February 24, 2000)

На прошлой неделе Москва попрощалась с выдающимся ученым, одним из основателей советской космонавтики академиком Владимиром Уткиным (Концептуальная школа Владимира Уткина, Станислав Воронин, Юрий Файков, Независимое Военное обозрение, N 7, 25 февраля - 2 марта, 2000 г.) Правда опубликовала цикл бесед Владимира Губарева с Владимиром Уткиным:

На русскоязычном СНВ-форуме: о норвежском радиолокаторе, контроле МБР с неядерными боеголовками и другие темы. А на англоязычном СНВ-форуме - о самом мощном ядерном испытании на Новой Земле.

19 февраля 2000 г.
Похоже, действительно наметился сдвиг в российско-американских переговорах по договору ПРО. Секретарь Совета Безопасности РФ Сергей Иванов во встрече с президентом Клинтоном заявил о готовности Москвы обсуждать возможность переноса района ПРО, разрешенного договором, из Сев. Дакоты на Аляску (Russian Aide Opens Door a Bit to U.S. Bid for Missile Defense, by Jane Perlez, The New York Times, February 19, 2000). Кстати, о возможности такого поворота предупреждал недавно еженедельник Newsweek, комментируя результаты визита Госсекретаря США Мадлен Олбрайт в Москву, (Arms Control, Behind the Scenes, Newsweek, February 14, 2000). См. также тезисы вступительного заявления Секретаря Совета Безопасности РФ С.Б.Иванова на брифинге для иностранных послов 15 февраля 2000 г. и наш специальный раздел: Поправки к Договору по ПРО: Следует ли России соглашаться?

На заседании Совета Думы в четверг было принято решение о проведении в течение марта парламентских слушаний по рассмотрению договоров СНВ-2 и по ПРО. Ратификация Договора СНВ-2 в Думе намечена на июнь (Для начала надо разобраться. Потом ратифицировать, Александр Линьков, Сергей Трусевич, Парламентская Газета, 18 февраля 2000 г.)

Российские эксперты о перспективах СНВ-2, СНВ-3, договора по ПРО и путях выхода из создавшегося тупика в процессе сокращения ядерных вооружений см.:

Начальник управления эксплуатационных испытаний и оценки Министерства обороны США Филип Койл подверг критике поспешность развертывания систем ПРО:

К такому же выводу приходят и другие эксперты: Однако, есть и прямо противоположные мнения:

Зам. Госсекретаря США Строуб Тэлботт собирается с визитом в Китай для того, чтобы обсудить проблемы Договора по ПРО, (U.S. Delegation Heads To China For Missile Talks, by Bill Gertz, The Washington Times, February 15, 2000, p.6)

Сенатор Кент Конрад, заявил что Россия, обладая арсеналом от 7 до 12 тысяч единиц тактического ядерного оружия, отказывается выполнять односторонние инициативы 1991 г. о его сокращении. Сенатор призвал администрацию США соглашаться на переговоры по СНВ-3 только при условии, что Россия будет строго выполнять свои обязательства по сокращению ТЯО (Russia Warned Tactical Nukes Could Threaten START III, by Agence France Presse, Russia Today, February 12, 2000)

Новый поворот в российско-американском сотрудничестве по программе нераспространения ядерных материалов: по заявлениям СМИ, российское правительство сообщило администрации Клинтона о своем желании закрыть проект по конверсии атомных реакторов, которые находятся в закрытых сибирских городах Северск и Железногорск и нарабатывают оружейный плутоний. Россия предлагает вовсе остановить реакторы, а для обогрева городов построить за счет финансирования США новые теплоэлектростанции. Интересно, что представители Минатома опровергли сообщение о намерении России прекратить наработку плутония в интервью информационному агентству Интерфакс и Независимой Газете.

"...Заявления некоторых СМИ о снижении Россией порога применения ядерного оружия не отражают существа вопроса, четко изложенного в Концепции (национальной безопасности - Е.М.). Важно понять, что Россия все подчиняет достижению целей сдерживания и всей своей мощью, решительно и твердо даст соответствующий отпор агрессору. Россия же никогда не станет агрессором, что обеспечивается как ее законодательством, так и настоящей Концепцией национальной безопасности..." (Тезисы вступительного заявления Секретаря Совета Безопасности РФ С.Б.Иванова на брифинге 15 февраля 2000 года для аккредитованных в Москве послов иностранных государств). См. также специальный раздел: Концепция национальной безопасности РФ и ядерная политика. Об условиях применения ядерного оружия в проекте новой военной доктрины - см. интервью с одним из его авторов генерал-майором Владимиром Дворкиным (Доктрина Сергеева не жестче предыдущей, Сергей Сокут, Независимая Газета, 19 февраля 2000 г., с. 6)

Как считают российские экологи, плавучие АЭС, которые разрабатываются для применения в районах Крайнего Севера и для экспорта, не защищены от террористов, (Russia's Floating Nuke Plants: Cheap Now, Costly Later?, by Judith Matloff, The Christian Science Monitor, February 17, 2000, p.7)

Новосибирск был подвергнут радиационной атаке 39 лет назад. В тот день у специалистов зашкаливало измерительные приборы, ("Секретный взрыв № 100", Сергей Корзенников, Труд, 16 февраля 2000 г., с.2)

На СНВ-сайте открыт англоязычный СНВ-форум. Надеемся, что круг участников дискуссии расширится. А на русскоязычном СНВ-форуме: Н. Соков о новой концепции национальной безопасности и ядерной политике России, а также другие темы.

11 февраля 2000 г.
"...Когда и.о. президента РФ говорит о намерении развивать с Америкой конструктивные отношения, это искренне. Другого России просто не дано. Но искренне ли отвечают американцы? Практические дела говорят об обратном...", (Россия не приемлет силового диктата США, Леонид Ивашов, Независимая Газета, 11 февраля 2000 г., с. 1)

"...В современных условиях и на обозримую перспективу в качестве стратегического средства сдерживания следует рассматривать не только ядерное оружие, но и высокоточное оружие...Соединенные Штаты способны в обычной крупномасштабной (региональной) войне в короткий промежуток времени...решить стратегическую задачу сдерживания, поразив...военные оперативно-стратегические объекты, в том числе пункты управления и наземные пусковые установки стратегических ядерных ракет...", (Документ, далекий от совершенства, Валентин Рог, Независимое Военное обозрение, N 5, 11-17 февраля, 2000 г., с.4).

Еще раз о переоборудовании стратегических подводных лодок типа "Тайфун" в транспортные лодки: Подводный никель, (Алексей Синицкий, Известия, 11 февраля 2000 г., с. 4)

Начиная с января этого года, на новоземельском полигоне было произведено семь подземных субкритических ядерных испытаний (Seven subcritical tests in Arctic, by Thomas Nilsen, Bellona Press Release, February 8, 2000).

10 февраля 2000 г.
"...Поторопившись с ратификацией Договора СНВ-2 (которая, конечно же, будет жестко увязана с соблюдением Договора по ПРО), мы можем через несколько месяцев оказаться перед дилеммой: либо признать, что мы блефовали, и публично капитулировать, либо пойти на жесткую конфронтацию с США. В первом случае мы продемонстрируем всему миру, что Москва не способна защитить свои интересы и согласна безропотно следовать диктату Вашингтона. Во втором - развалится весь режим контроля над стратегическими вооружениями (ПРО, СНВ-2 и СНВ-1) и исчезнут всякие надежды на компромисс по вопросу с долгах..." (Cтранный период в отношениях России и США, Сергей Рогов, Независимая Газета, 8 февраля 2000 г.)

Две комиссии, составленные из российских и американских независимых экспертов, пришли к выводу о том, что выйти из тупика переговоров по СНВ можно лишь за счет взаимных уступок США и России. Россия должна получить право размещать многозарядные МБР на своей территории, согласившись при этом на модификацию Договора по ПРО (Experts Suggest Multi-Warhead Capability For Russian Missiles, by Michael C. Sirak, Inside Missile Defense, February 9, 2000)

Госсекретарь США Мадлен Олбрайт считает, что российский лидер способен проявить определенную гибкость в вопросах сокращения стратегических вооружений и ПРО: Albright Sees Russian Flexibility On Arms Talks, (by Reuters, Russia Today, February 9, 2000).

Для того, чтобы Россия согласилась на модификацию Договора по ПРО, необходимо, чтобы США поделились с Россией технологией: Idea: Share Shield Technology With Russia, (by Andrea Stone, USA Today, February 7, 2000, p. 11).

Как заявил министр обороны США Вильям Коэн, причиной неудачного испытания противоракеты в январе стала утечка в системе охлаждения двигателя:

Провал очередных испытаний перехватчика НПРО, намеченных на май, по мнению Российской Газеты, стал бы выходом из тупика, в котором оказался президент Клинтон в области ПРО: Тупик в открытом космосе, (Дмитрий Поливода, Российская Газета, 10 февраля 2000 г., с. 7)

Директор ЦРУ Дж. Тенет выступил недавно в Сенате с докладом об угрозах для США. "...Эти угрозы надуманы..." - считает директор программы по нераспространению фонда Карнеги Джозеф Сиринсионе:

Эксперты продолжают обсуждать трения между США и европейскими странами по поводу планов развертывания НПРО: В понедельник администрацией США был представлен запрашиваемый у Конгресса США бюджет Пентагона на 2001 г, который превысил 291 млрд. долларов. В частности, на программы по ПРО в 2001 г. планируется израсходовать 4.7 млрд. долларов. Вчера состоялся десятый по счету испытательный пуск МБР "Тополь-М" (Десятый пуск "Тополя", Красная Звезда, 10 февраля 2000 г., с. 1)

Подавляющее превосходство США в высокоточном оружии будет побуждать другие страны к развитию своих ядерных арсеналов, (Unintended Consequences, by Michael Moor, The Bulletin of Atomic Scientists, January-February, 2000, Vol. 56, No. 1, pp. 58-64). См. в этом же номере журнала:

Планы по переоборудованию ПЛАРБ существуют не только в США, но и в России. Правда, в отличие от своих американских коллег, российские судостроители рассматривают возможность использования ПЛАРБ в качестве транспортных лодок, предназначенных для перевозки гражданских грузов в районы Крайнего Севера. Предполагается, что одни из первых кандидатов для выполнения этой миссии - стратегические ракетоносцы типа "Тайфун":

О перспективах морских стратегических ядерных сил см. также: Подводные ракетоносцы - не роскошь, а необходимость, (Сергей Путилов, Интерфакс-Время, 3-9 февраля 2000 г.)

В будущем финансовом году, США планируют выделить России $100 млн на проведение совместных исследований и обеспечение безопасности на российских ядерных объектах. Правда, как отметил в интервью The New York Times министр энергетики Билл Ричардсон, такое решение принято благодаря обещанию Минатома остановить наработку плутония на предприятиях по переработке отработанного ядерного топлива:

Во вторник в московском Центре Карнеги состоялся семинар "Перспективы создания международного режима запрещения производства расщепляющихся материалов для военных целей. С докладом на эту тему выступил советник Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД России В.И. Рыбаченков.

Военные эксперты продолжают обсуждать роль ядерного оружия в проекте новой военной доктрины: Defense Dossier: Nuke Strategy Is Not News, (by Pavel Felgenhauer, The Moscow Times, February 10, 2000).

В недавно вышедшем выпуске журнала Ядерное распространение (выпуск 29-30, апрель-июнь 1999 г.):

На СНВ-форуме: о перспективах Договора по ПРО и будущем морских стратегических ядерных сил.

6 февраля 2000 г.
"...Россия должна очень внимательно отнестись к планам США по переоборудованию ПЛАРБ и основательно подготовиться к возможной дипломатической атаке Вашингтона..." (Высокоточные ракеты заменяют ядерные, Анатолий Дьяков, Евгений Мясников, Независимое военное обозрение, N 4, 4-10 февраля 2000 г., с. 6).

В пятницу Совет Безопасности одобрил проект новой военной доктрины. Как и недавно принятая концепция национальной безопасности, новая доктрина предполагает более широкие возможности для применения ядерного оружия:

Встреча Госсекретаря США Мадлен Олбрайт с и.о. президента РФ Владимиром Путиным не принесла прорыва в вопросе Договора по ПРО: Российские эксперты о проблемах стратегической стабильности и договора по ПРО: Министр обороны США Вильям Коэн опасается, что разногласия США и европейских стран по судьбе Договора по ПРО могут быть использованы Россией и Китаем для того чтобы вбить клин между союзниками по НАТО (Cohen: Moscow May Exploit Dispute, by Robert Burns, Assocated Press, Friday, Feb. 4, 2000; 2:48 a.m. EST)

На вопросы Красной Звезды отвечает зам. председателя Комитета Государственной Думы по обороне Николай Безбородов: "...Что касается Договора СНВ-2, то нельзя механически переносить ситуацию января 1999 года на январь 2000 г...Последние шаги США по созданию национальной системы ПРО и действия НАТО на Балканах заставляют с предельной осторожностью отностиься к сокращению стратегических ядерных вооружений. Во многом потому, что угрозы безопасности России извне за последнее время не сократились, а напротив, усилились...", (Какие законы нам нужны?, Виталий Денисов, Красная Звезда, 28 января 2000 г., с. 3)

Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан предупредил о появлении на горизонте возможности новой гонки вооружений (U.N. Chief Warns of New Arms Race, by Edith M. Lederer, Assocated Press, Wednesday, Feb. 2, 2000; 9:02 p.m. EST)

В Израиле не принято публично обсуждать ядерную политику. Впервые за 35 лет парламент включил этот вопрос в повестку дня. Обсуждение продолжалось 52 минуты (Israeli Lawmakers Hold Quick Debate on Nuclear Arms, by Deborah Sontag, The New York Times, February 3, 2000)

В Пакистане создана организация, которая будет контролировать ракетно-ядерный арсенал страны (Пакистан: Ядерная кнопка у генерала. Но чтобы нажать на нее, нужно согласие коллегии, Владимир Скосырев, Известия, 5 февраля, 2000 г., с. 4).

На СНВ-форуме: Н. Соков о перспективах Договора по ПРО, об ограничении районов патрулирования ПЛАРБ, а также другие темы.

2 февраля 2000 г.
"...Никаких...проблем ратификация договора СНВ-2 Госдумой сегодня решить уже не сможет. Ратификация не будет означать ни скорого вступления договора в силу, ни начала переговоров по СНВ-3, ни тем более отказа США от планов создания противоракетной обороны...", (Ратификация СНВ-2 теряет актуальность, Павел Подвиг, Независимое военное обозрение, N 3, 28 января - 3 февраля 2000 г., с. 1)

Продолжается визит Госсекретаря США Мадлен Олбрайт в Москву. Сегодня должна состояться встреча с исполняющим обязанности президента РФ Владимиром Путиным. Как ожидается, будут обсуждаться проблемы ратификации Договора СНВ-2, перспектив дальнейших сокращений СНВ, а также модификации Договора по ПРО. Как и предполагалось, консультации на уровне министров иностранных дел в понедельник не привели к сближению позиций в области ПРО:

О российской позиции по Договору по ПРО - зав. кафедрой международного права МГИМО профессор Юрий Колосов: Вот вам и гонка вооружений, (Российская Газета, 1 февраля 2000 г., с. 7). См также наш специальный раздел: Поправки к Договору по ПРО: Следует ли России соглашаться?

Заместитель Министра иностранных дел Российской Федерации Г.Э.Мамедов принял делегацию Национальной академии наук США (НАН), возглавляемую председателем Комитета НАН по проблемам международной безопасности и контроля над вооружениями Дж. Холдреном. В ходе состоявшейся беседы американской делегации был изложен подход российского руководства к проблемам сокращения ракетно-ядерных арсеналов в контексте российско- американских отношений (Официальное сообщение МИД РФ, 28 января 2000 г.)

Неудавшееся недавнее испытание противоракеты вызвало в США новую волну дебатов о темпах развертывания НПРО:

Великобритания официально обратилась под "противоракетный зонтик" США. Европейцы считают шаг США в области ПРО политикой двойных стандартов:

"...В публикациях о новой концепции национальной безопасности утверждается, что снижен порог применения ядерного оружия. На самом деле сравнение с предшествующим вариантом концепции показывает, что в новом варианте стало меньше положений, касающихся ядерного оружия и они не так сильно отличаются от прежних,..." (The Concept Of National Security: The Nuclear Factor, PIR Arms Control Letters, January 31, 2000). См. также: Russia's Nuclear Addiction, (The Washington Times, January 30, 2000, p. B2) и наш специальный раздел Концепция национальной безопасности РФ и ядерная политика.

О положении жителей российских атомных городов - в репортаже Новых Известий: Российские атомные города сидят без денег, хотя американцы регулярно выделяют им субсидии, (Наталья Тимашова, Новые Известия, 29 января 2000 г.)

Действия американской компании USEC, непосредственного участника "уранового контракта" с Минатомом, вызвали разочарование инвесторов (Approaching Critical Mass? Privatized Uranium Processor USEC Has Disappointed Both Shareholders and Capitol Hill, by Martha M. Hamilton, The Washington Post, onday, January 31, 2000; Page F08).

Кампания за понижение оперативной боеготовности стратегических сил в США продолжается: Some Think It's Time To Slow Our Nuclear Response, (Some Think It's Time To Slow Our Nuclear Response, by Judith Graham, Chicago Tribune, January 30, 2000)

На СНВ-форуме: о возможных ответных мерах России на срыв США Договора по ПРО.

Что было нового?

в 2000 году: январь
в 1999 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
в 1998 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль-сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
в 1997 году: октябрь-ноябрь | декабрь

Поиск на СНВ-сайте


©  Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1999-2000.