This page in English

Архив новостей СНВ-сайта


Январь, 2002 г.

28 января 2002 г.
Продолжаются российско-американские консультации, посвященные кодификации объявленных односторонних сокращений СНВ. По информации Роуз Гетемеллер, ведущего научного сотрудника Фонда Карнеги, "...российская делегация на переговорах настаивает на выработке очень простого и прямого двухстраничного документа, который бы включал как минимум три момента. Во первых, декларацию односторонних сокращений, о которых уже объявили президент Путин и президент Буш. Во-вторых, какое-либо заявление о том, что национальная ПРО, которую создают США и система ПРО, которую могла бы создать Россия, не будут сконструированы таким образом, чтобы они угрожали выживаемости стратегических сил друг друга. И в третьих,..., что две стороны будут вовлечены в процесс создания новых мер транспарентности, которые потребуются для того, чтобы построить доверие в осуществлении сокращений, обещанных президентами..." (Arms Control Association Panel Briefing on Nuclear Posture Review with Janne Nolan, Rose Gottemoeller and Morton Halperin, Carnegie Endowment for International Peace, Tuesday, January 22, 2002). См. также:

Пентагон провел на прошедшей неделе очередное испытание элементов ПРО морского базирования:

Департамент энергетики США объявил о новом подходе к утилизации избыточных 34 т. оружейного плутония. Согласно новому плану плутоний будет переработан в МОКС топливо и в последующем использован в ядерной энергетике:

Очередной раунд переговоров по подготовке нового контракта о поставках российского низкообогащенного урана на американский рынок завершился в пятницу в Москве безрезультатно. Представители корпорации USEC сообщили, что пока им не удалось достичь договоренности об условиях реализации межправительственного соглашения ВОУ-НОУ на следующие 13 лет с российскими партнерами из Минатома России и фирмы "Техснабэкспорт": Nuclear Fuel Deal Stalls Over Prices, (by Nancy Zuckerbrod, The Moscow Times, January 28, 2002)

Зам. госсекретаря США по контролю над вооружениями Джон Болтон призвал Конференцию по разоружению в Женеве ужесточить контроль за нераспространением оружия массового поражения: Statement of the Honorable John R. Bolton, Under Secretary of State for Arms Control and International Security, United States Department of State to the Conference on Disarmament, 24 January 2002. См. также

В серии «Библиотека ПИР-Центра» издана монография "Проблемы ядерного нераспространения в российско-американских отношениях: история, возможности и перспективы дальнейшего взаимодействия", (Владимир Орлов, Роланд Тимербаев и Антон Хлопков, ПИР Центр, Москва, 2002).

Вышли в свет первые два выпуска нового журнала "Проблемы глобальной безопасности", издаваемого Центром журналистики войны и мира. Среди материалов выпуска за ноябрь- декабрь 2001 г.:

22 января 2002 г.
На прошлой неделе в Вашингтоне завершились первые в этом году консультации делегаций военных ведомств США и России о взаимном сокращении ядерных вооружений. Как считают многие комментаторы, они завершились практически безрезультатно.

Эксперты продолжают обсуждать перспективы контроля над вооружениями. "...В новой ядерной политике США подчеркивается, что намеченные сокращения США планируют проводить вне договорных рамок с Россией. Таким образом, лишний раз подтверждается тот факт, что США больше не нуждаются в существующем режиме контроля над стратегическими вооружениями...Еще один вывод, который можно сделать после ознакомления с положениями новой ядерной политики Пентагона - США взяли курс на постепенный перенос роли сдерживания с ядерного на обычное оружие...": Наш комментарий: К новой ядерной политике Пентагона, (Евгений Мясников, 22 января 2002 г.) См. также:

В интервью накануне визита в Вашингтон первый заместитель начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковник Юрий Балуевский официально признал, что Москва радикально меняет концепцию развития стратегических ядерных сил (Россия меняет концепцию строительства ядерных сил, Сергей Сокут, Независимое военное обозрение, 19 января 2002 г.)

В понедельник в Москве начались двухдневные российско-американские консультации по вопросам нераспространения оружия массового поражения, а также средств его доставки:

В американских кругах все еще идут споры по вопросу о том, можно ли модернизировать ракету "Scud B", превратив ее в МБР. В интервью газете The Washington Post эксперт нашего Центра Тимур Кадышев отметил: "Конечно, есть определенные методы совершенствования ракеты "Scud", как, к примеру, облегчение корпуса, установка новых турбонасосов и двигателей, но на определенном этапе придется переходить на более совершенные технологии..." (How Politics Helped Redefine Threat, by Michael Dobbs, The Washington Post, Monday, January 14, 2002; Page A01), см. также перевод статьи на русский яз.

Средства массовой информации продолжают обсуждать потенциальные последствия выхода США из Договора ПРО

Среди материалов недавнего выпуска журнала Arms Control Today (январь-февраль 2002 г.):

Центром оборонной информации опубликована электронная версия справочника с хронологией основных событий в истории контроля над вооружениями: Arms Control Chronology, (сompiled by Jack Mendelsohn, CDI Senior Associate and David Grahame, a Cambridge University honors Graduate, January 2002).

Компания "USEC Inc.", покупающая уран с российских ядерных боеголовок и продающая их американским атомным электростанциям, не может договориться с Россией об условиях контракта, срок действия которого истек в конце прошлого года.

Член-корреспондент РАН Алексей Яблоков обвинил Минатом России в том, что ввоз в страну иностранных ядерных отходов для переработки – это лишь прикрытие для финансовых махинаций: В ядерных отходах из России вывозят деньги, (Елена Вранцева, Газета.Ру, 21 января 2002 г.)

15 января 2002 г.
Главным событием прошедшей недели стал объявленный план Пентагона о содержании новой ядерной политики США. Как и прогнозировали наши эксперты, США намереваются заменить сокращения своих стратегических наступательных вооружений понижением оперативной боеготовности. План Пентагона вызвал волну критики среди экспертов по контролю над вооружениями.

См. также наш специальный раздел Стратегические наступательные вооружения США и комментарий Е. Мясникова о предстоящих сокращениях СНВ США, который был опубликован два месяца назад.

Реакция Москвы на план Пентагона была также предсказуемой. Официальный представитель МИД РФ А.В. Яковенко отметил, что российско-американские договоренности о дальнейших сокращениях ядерных вооружений должны быть контролируемыми и необратимыми:

Сегодня в Вашингтоне начался очередной раунд российско-американских консультаций по вопросам стратегической стабильности, который продлится до пятницы. В интервью корреспонденту Газеты.Ру редактор СНВ-сайта Е. Мясников отметил, что "...американцам вообще не нужно соглашение СНВ-3 в том виде, в каком его хотела бы получить российская сторона...они намерены максимально развязать себе руки, решение об этом уже принято и переубедить американцев вряд ли удастся...и для России в сложившейся ситуации...одной из главных целей переговоров должно стать достижение максимальной транспарентности дальнейших сокращений ядерного оружия США..."

Эксперты Брукингского института считают, что США вполне могли бы поэтапно сократить число всех своих ядерных зарядов до 1000, причем сделать это к концу 2005 года:

Опубликована интернет-версия доклада, подготовленного экспертами Института Мировой Экономики и Международных Отношений Российской Академии Наук: Снижение боеготовности ядерных сил России и США путь к уменьшению ядерной угрозы, (ИМЭМО РАН, Москва 2001 г.)

Управление по противоракетной обороне (Ballistic Missile Defense Organization) преобразовано в агентство по протитворакетной обороне (Missile Defense Agency). Таким образом Пентагон повысил статус программы создания противоракетного щита США: DoD Establishes Missile Defense Agency, (DoD Press Release, January 4, 2002)

Согласно опубликованному на днях докладу ЦРУ, к 2015 году Россия останется крупнейшей ядерной державой, хотя к тому времени ее наступательный арсенал сократится до уровня, не превышающего 2 тысяч боеголовок. Доклад также прогнозирует, что Китай к этому времени увеличит количество развернутых МБР до 75-100 единиц:

Американские эксперты продолжают обсуждать целесообразноть развертывания системы ПРО территории США:

См. также: Новый джинн из старой бутылки (Почему и зачем США вышли из Договора по ПРО 1972 года), (Владислав Шурыгин, Завтра, 8 января 2002 г.)

О перспективах молодых офицеров РВСН в связи предстоящих сокращений этого рода войск см. интервью с начальником управления кадров РВСН генерал-лейтенантом Виталием Федоровым: Ракетные войска остаются молодыми, (Александр Долинин, Красная Звезда, 11 января 2002 г.)

Администрация Буша планирует запросить у Конгресса 1.04 млрд. долларов на финансирование в 2003 г. совместных с Россией программ по нераспространению, курируемых Департаментом энергетики. Подробный план администрации США опубликован на сайте Российско-американского консультативного совета по ядерной безопасности:

Министерство энергетики США приняло решение о захоронении всех отходов ядерной промышленности страны на территории штата Невада. Этот план принят вопреки принятым ранее в США стандартам по безопасному захоронению РАО:

На СНВ-форуме: о модификациях МБР "Тополь" и другие темы.

3 января 2002 г.
В конце декабря 2001 г. в США был завершен пересмотр ядерной политики и в ближайшие дни Пентагон объявит о перспективах развития СНВ США. Этому событию посвящен новый специальный справочный раздел Стратегические наступательные вооружения США. См. также:

Как заявил накануне Нового года помощник командующего РВСН полковник Александр Вовк, в ближайшие пять лет ударная группировка стратегических ядерных сил будет сокращена минимум на треть: Ядерный щит России будет на треть легче, (Александр Корнилов, Газета.Ру, 25 декабря 2001 г.)

Джордж Буш публично объявил о том, что собирается пересмотреть планы по оказанию финансовой помощи России, прежде всего в области безопасного хранения ядерных веществ и демонтажу ядерных, химических и биологических вооружений:

Парламент России отложил голосование по резолюции, призывающей президента Путина срочно обсудить с законодателями ответные меры России на выход США из Договора по ПРО: Russian Parliament Delays ABM Vote, (by Vladimir Isachenkov, Associated Press, Thursday, December 27, 2001; 12:50 PM). См. также:

"...Односторонний выход США из договора невольно снял с России одну деликатную проблему. Дело в том, что согласно российско-китайскому Договору от 16 июля 2001 г. стороны декларировали взаимную приверженность "неукоснительному соблюдению основополагающих договоренностей, обеспечивающих поддержание стратегической стабильности" (ст. 12). Если бы США пошли по пути внесения "поправок и дополнений" к Договору по ПРО, а России пришлось бы их обсуждать и принимать, неизбежно возникла ситуация, которая бы противоречила духу данной статьи так же, как и в случае совместного выхода из ПРО 1972 г..." (Два пути, Сергей Лузянин, Независимая Газета, 26 декабря 2001 г.)

Госатомнадзор выражает серьезное беспокойство по поводу крайне неудовлетворительного состояния дел с обеспечением безопасности при вывозе отработанного ядерного топлива (ОЯТ) реакторов атомных подводных лодок. По мнению начальника Госатомнадзора Вишневского, эти нарушения поставили регионы, по территории которых транспортируются ядерные отходы, на грань экологической катастрофы:

Об итогах пятилетнего существования ОАО «ТВЭЛ» - см. интервью с директором по экономической стратегии одного из крупнейших корпоративных структур Минатома, доктором экономических наук Анатолием Воробьевым Семь программ завтрашнего дня, (Геннадий Вознесенский, Век, 28 декабря 2001 г.)

В недавно вышедшем выпуске журнала Ядерный Контроль (ноябрь-декабрь 2001 г.)

В очередном выпуске Бюллетеня атомных ученых: Pakistan's Nuclear Forces, 2001, (The Bulletin of Atomic Scientists, January/February 2002, Vol. 58, No.1, pp. 70–71)


Что было нового?

в 2001 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
в 2000 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
в 1999 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
в 1998 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль-сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
в 1997 году: октябрь-ноябрь | декабрь

Поиск на СНВ-сайте


©  Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1999-2001