This page in English

Архив новостей СНВ-сайта


Сентябрь, 2001 г.

24 cентября 2001 г.
Демократическое большинство в Сенате отказалось от дальнейшей борьбы с республиканцами по финансированию программ НПРО на следующий год, посчитав важным проявить единство нации в сложившейся ситуации:

Эксперты не исключают возможность использования ядерного оружия в атаке, планируемой Пентагоном по террористам:

Бывший советник вице-президента Гора по национальной безопасности предлагает новые подходы в дискусс ии по вопросам ядерной стратегии США: Return of the Nuclear Debate, (by Leon Fuerth, The Washington Quarterly, Autumn 2001) - in PDF format

Опубликован очередной выпуск журнала INESAP Bulletin, посвященный итогам семинара “Moving Beyond Missile Defense”, который состоялся в Санта-Барбаре (США) с 19 по 21 марта 2001 г. Среди публикаций - доклад редактора СНВ-сайта Евгения Мясникова: Russian Perceptions of US-Russian Security Relations and Responses to NMD. Материалы журнала доступны в формате PDF

В день, когда террористами были атакованы Нью-Йорк и Вашингтон, был произведен первый успешный пуск КРМБ "Tomahawk" ПЛА "Connecticut" типа "Seawolf" Missile test from sub a success, (by The Associated Press, Miami Herald, September 19, 2001).

17 cентября 2001 г.
В Москве сегодня возобновились российско-американские консультации по стратегической стабильности, прерванные в связи с терактами в Нью-Йорке и Вашингтоне. Согласно The Washington Post, американская сторона намерена проинформировать партнеров по переговорам о том, что вероятность выхода США из Договора по ПРО заметно возросла из-за терактов. Возросшую настойчивость Вашингтона объясняют и тем, что Москва стала терпимее относиться к такому сценарию, как интерпретируют комментарии российских официальных лиц:

Российские представители считают, что произошедшее может подтолкнуть Вашингтон заново оценить планы создания противоракетной обороны, однако, похоже, теракты лишь усилили намерение администрации развернуть НПРО:

По словам источников газеты Время новостей в российском министерстве обороны, «наиболее опасными для мира были первые полчаса-час» после нанесения террористами ударов по Вашингтону и Нью-Йорку. США ответила на теракты приведением своих вооруженных сил, в том числе и стратегических в высшие степени боевой готовности. Россия в свою очередь была также вынуждена повысить боеготовность своих подразделений -- войск противовоздушной и ракетно-космической обороны, Военно-воздушных сил и Военно-морского флота, дополнительные дежурные смены были срочно вызваны на командные пункты ракетных войск стратегического назначения:

"...Пора нанести ядерные удары по организаторам и исполнителям нападений на политическую и финансовую столицы страны...Если будет предпринято что-либо менее масштабное, чем ядерный удар, то в отравленных умах организаторов этих нападений справедливо возникнет мысль, что США в лице их сегодняшней администрации проявили трусость..." (Time to use the nuclear option, by Thomas Woodrow, The Washington Times, September 14, 2001), см. также перевод статьи на русский яз..

10 cентября 2001 г.

Сенат США в пятницу проголосовал за сокращение финансирования противоракетных программ на 1.3 млрд. долларов от запрошенного администрацией на следующий год. Кроме этого, Сенат потребовал, чтобы финансирование испытаний, запрещаемых Договором по ПРО, проводилось лишь с разрешения Конгресса:

Накануне новых встреч официальных представителей США и России, на которых будет обсуждаться проблематика ПРО, появляются признаки того, что стороны делают осторожные шаги к компромиссу. Москва дает понять что согласилась бы на ограниченную НПРО, а Вашингтон - что не требует решения проблемы к президентскому саммиту в ноябре:

"...Сегодня американцы не заинтересованы ни в модификации Договора 1972 года, ни в новом договоре, ни в каких-либо соглашениях с Россией в области безопасности вообще. Они просто тянут время, в чем российская сторона им помогает полным отсутствием какой-либо своей переговорной позиции. Так будет продолжаться еще два-три месяца, затем американцы заявят о выходе из Договора 1972 года, ссылаясь на несговорчивость русских, а при таком бряцании набором ответных угроз трудно будет рассчитывать на европейские симпатии к нашей позиции. Прервать эту негативную тенденцию можно, только заявив активную наступательную переговорную позицию..."(Момент для истины, Андрей Пионтковский, Независимая Газета, 4 сентября 2001 г.). См. также: Решение президента США по ПРО - реальная угроза стратегической стабильности, (В. Симаков, Обозреватель-Observer, июль-август 2001 г.)

США намерены провести интенсивные консультации с Китаем, на которых Вашингтон раскроет планы испытаний и создания своего "противоракетного щита".

  • ABM: the moment of truth, (The Washington Times, September 2, 2001), см. также перевод статьи на русский яз.

    В США продолжаются дебаты о целесообразности выхода из Договора по ПРО:

    Открытию совместного российско-американского центра обмена данными от систем раннего предупреждения и уведомлениями о пусках ракет мешает российская налоговая политика: Early Warning Delay, (The Moscow Times, September 7, 2001).

    В прошлую пятницу Фонд Карнеги провел семинар о проблемах и перспективах сотрудничества США и России в ядерной сфере, на котором выступил ведущий сотрудник Лос-Аламосской национальной лаборатории Зигфрид Хекер. Стенограмма семинара доступна в сети в аудио-формате:

    Жители Воткинска протестуют против непопулярного решения местных властей построить в городе комплекс по утилизации твердотопливных ракетных двигателей:

    США намерены проигнорировать участие в конференции ООН по ускорению вступления в действие Договора о всеобщем запрещении ядерных испытаний: U.S. cool to nuclear test-ban conference, (by Jonathan S. Landay, Philadelphia Inquirer, Friday, September 7, 2001)

    На СНВ-форуме: о Евро-ПРО, перспективах развития стратегических сил Китая и другие темы.

    3 cентября 2001 г.
    Комментируя интервью президента Путина финской газете "Хельсингин саномат", The New York Times отмечает, что Москва вероятно предпочтет "молчаливый" подход - сдержанную реакцию в ответ на выход США из Договора по ПРО:

    В пятницу высокопоставленный кремлевский чиновник выразил сомнение в необходимости проводить в ноябре встречу двух президентов на ранчо Джорджа Буша. Министр обороны Сергей Иванов заявил о том, что диалог США и России по стратегической стабильности будет продолжаться несмотря на заявления Вашингтона о возможном выходе из Договора по ПРО:

    Пресса продолжает комментировать заявление президента Буша о том, что США выйдут из Договора по ПРО тогда, когда посчитают нужным:

    "...Несмотря на действительно огромное количество технических, политических, дипломатических, психологических препятствий представляется отнюдь не идеалистическим, а правомерным и своевременным предложение попытаться направить усилия радетелей создания стратегической национальной ПРО на разработку совместной системы планетарной защиты..." В рубрике Точка зрения - статья старшего научного сотрудника ЗАО "Бонум-1", член-корреспондента Российской Академии Космонавтики им.К.Э.Циолковского Юрия Махненко Зонтик для планеты (3 сентября 2001 г.)

    "...США и Россия избегнут столкновения только, если проявят больше гибкости....Москве следует согласиться на новый испытательный комплекс на Аляске, тогда как Вашингтону следует ограничить число пусковых установок противоракет и самих противоракет на этой позиции, чтобы было совершенно очевидно, что она предназначается только для испытаний. Москва могла бы также позволить США провести ограниченное число испытаний с использованием РЛС ПРО наземно-мобильного базирования и РЛС ПРО морского базирования. В ответ Вашингтон пообещал бы пока не выходить из Договора по ПРО..." (Putting nuclear weapons out of reach, by Ivo Daalder and James Lindsay, Financial Time, August 30, 2001), см. также перевод статьи на русский яз.

    О других путях решения проблемы НПРО см. также:

    Администрация Буша ведет активные переговоры с Китаем по проблеме развертывания НПРО. Появились признаки того что, в обмен на сдержанное отношение Пекина к планам НПРО Вашингтон намерен не только молчаливо прореагировать на модернизацию Китаем своих стратегических сил, но и на возобновление им ядерных испытаний:

    На недавних учениях ВМС Китая были произведены испытательные пуски трех БРПЛ Julang-21A: Chinese subs score 3 missile hits in war games, (The Straits Times, September 1, 2001)

    Для того чтобы остановить профессора Массачусеттского технологического института Теодора Постола, критикующего существующие планы развертывания НПРО, Пентагон засекречивает результаты независимого анализа, направленные президенту и в Конгресс: The Pentagon And the Professor, (by Geoffrey Forden, The Washington Post, Wednesday, August 29, 2001; Page A21). См. также недавние интервью профессора Постола средствам массовой информации об эффективности НПРО:

    К полемике по поводу развертывания НПРО США см. также:

    На Аляске началась расчистка площадки под полигон для испытания элементов ПРО: Clearing begins at Greely for missile site, (Fairbanks Daily News-Miner, Tuesday, August 28, 2001), см. также перевод статьи на русский яз.

    Коалиция организаций по защите окружающей среды затеяла судебное разбирательство, цель которого отложить работы, предваряющие строительство системы ПРО. Они аргументируют свои действия тем, что министерство обороны не сделало необходимой оценки влияния испытаний элементов системы ПРО на окружающую среду.

    Полемика об эффективности морских стратегических ядерных сил по сравнению с РВСН продолжается: "...всем специалистам "ракетных дел" ВМФ, РВСН и ВВС хорошо известно, что наибольшим боевым потенциалом и эффективностью в ответном ударе стратегической операции СЯС страны обладают ракетные подводные крейсера СН, в сравнении с РВСН и Дальней (стратегической) авиацией ВВС, - ввиду высокой скрытности, неуязвимости подводных лодок, стойкости их боевого управления и поражающей мощности ракетного удара..." (Структура триады. Еще один перебор в неприятии военно-морского флота, Владимир Заборский, Независимое военное обозрение, 24 августа 2001 г.)

    "...Сегодня на Западе Россию считают угрозой США, миру и самой себе не из-за ее военной мощи, таковая исчезла...а из-за ее общей слабости. Если у нас мало где соблюдается порядок, то с какой стати рассчитывать, что ядерные объекты безупречны?..." (Грозная слабость, Геннадий Герасимов, Время МН, 31 августа 2001 г.)

    В соответствии с Договором СНВ-1 в районе Гранд Форкс ликвидирована последняя шахта МБР Minuteman III: Demolition of Missile Silo Ends an Era, (by Reuters, The Washington Post, Saturday, August 25, 2001; Page A05).

    Вышла в свет новая книга известного российского эксперта в области ядерных вооружений В.С. Белоуса "ПРО США: мечты и реальность" (Москва, Национальный институт прессы, 2001 г., 306 с. с илл.). В монографии рассматривается история создания систем противоракетной обороны в США, анализируются перспективы нынешних планов развертывания национальной системы ПРО.

    В сети стали доступными переведенные на русский язык главы книги Джереми Стоуна Дорогу осилит идущий, ("Every Man Should Try": Adventures of a Public Interest Activist, Public Affairs, 1999) в которой рассказывается о дебатах в США по поводу развертывания противоракетной обороны в 60-е годы. Автор книги в течение более 30 лет был президентом Федерации американских ученых и является одним из наиболее известных неправительственных экспертов по контролю над вооружениями.

    В недавнем выпуске журнала Ядерный Контроль (май-июнь 2001 г.):

    Среди материалов свежего выпуска Ядерная безопасность (май-июнь 2001 г.):

    США сделали заявление о том, что с 2002 года они будут участвовать и вносить вклад в финансирование только тех видов деятельности Подготовительной комиссии Договора о всеобщем запрещении ядерного оружия, которые непосредственно связаны с созданием и функционированием международной системы мониторинга, и отказываются принимать участие или вносить финансовый вклад во все другие виды работы Комиссии. МИД РФ призвал США пересмотреть свою позицию (Официальное сообщение МИД РФ, 27 августа 2001 г.)

    Производство оружейного плутония в России будет продолжаться как минимум до 2006 года -- такое решение принял премьер, руководствуясь рекомендацией Минатома:

    Правительство утвердило федеральную целевую программу "Международный термоядерный реактор ИТЭР - 2002-2005 годы" стоимостью 860 млн руб. В целом же проект ИТЭР потребует инвестиций в объеме 8 млрд долларов: Россия ставит сразу на "черное" и "красное", (Михаил Классон, Время МН, 31 августа 2001 г.)

    Российские отраслевые институты совместно со специалистами разделительных предприятий и департамента ядерного топливного цикла Минатома РФ подготовили проект отраслевой целевой программы для модернизации разделительного производства отрасли на ближайшие 10 лет: На Западе перемены, (Геннадий Воскресенский, Век, 24-31 августа, 2001 г.)


    Что было нового?

    в 2001 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август
    в 2000 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
    в 1999 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
    в 1998 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль-сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
    в 1997 году: октябрь-ноябрь | декабрь

    Поиск на СНВ-сайте


    ©  Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1999-2001