This page in English

Как России реагировать на угрозу развертывания НПРО?

Официальная позиция России | Наш комментарий | Мнения российских экспертов

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно

Вы окажете нам большую помощь, если поможете дополнить перечень анонсируемых на СНВ-сайте статей.

Информация обновлена 30 января 2003 г.


Президенты России и США на саммите в Генуе

Приход к власти администрации Дж. Буша, мл. заметно повлиял на планы США по отношению к развертыванию национальной ПРО. В отличие от демократов, создание противоракетного щита для республиканцев оказалось чуть ли не главным приоритетом политики. Тема развертывания НПРО стала основной в обществе. Следует отметить, что к весне 2002 г. администрация Буша пока так и не приняла решение, как должна выглядеть НПРО. Ясно лишь то, что будущая система будет включать не только наземные перехватчики, которые администрация Клинтона планировала развернуть на территории континентальной части США, но также и противоракеты морского, авиационного, а возможно и космического базирования. Пентагон планирует провести плотную программу испытаний, по результатам которых и будет окончательно формироваться облик системы.

Претерпела изменения и позиция по отношению к Договору ПРО. Администрация Клинтона пыталась убедить Россию в необходимости модификации Договора по ПРО, с тем, чтобы стало возможно развертывание ограниченной системы НПРО. Новая администрация США не приемлет каких-либо ограничений в отношении будущей системы и вообще не видит необходимости в сохранении Договора по ПРО как такового.

Диалог о будушем Договора по ПРО, начатый с Россией администрацией Клинтона, был прерван фактически до мая 2001 г., когда стороны вступили в период интенсивных консультаций. Основными событиями стали встречи Президентов США и России в Любляне в июне и в Генуе - в июле 2001 г. В ходе встречи в Генуе стороны подписали совместное заявление по стратегической стабильности, которое призвано способствовать конструктивному диалогу двух стран по проблемам сокращения наступательных вооружений и Договора ПРО.

Позиция США на консультациях состояла в том, чтобы "выйти за рамки Договора по ПРО - реликта эпохи холодной войны" и решать вопросы стратегической стабильности в "рамках новых партнерских отношений". Позиция России оставалась неизменной. Россия продолжала считать Договор по ПРО краеугольным камнем стратегической стабильности и необходимым условием существования всей системы договоров по контролю над вооружениями. В качестве альтернативы НПРО российская сторона выдвинула инициативы по созданию совместной системы ПРО для защиты Европы и глобальной системы контроля за распространением ракетных технологий. Однако, признавая целесообразность этих инициатив, США рассматривала их как потенциальное дополнение к НПРО и не более того.

Заметное влияние на российско-американский диалог по ПРО оказали события 11 сентября 2001 г. И хотя администрация Буша стала лишь еще тверже подчеркивать свою приверженность к развертыванию НПРО, продуктивное сотрудничество двух стран по проблеме терроризма и перспектива получения ряда экономических льгот для России объективно способствовали достижению компромисса. В результате, 14 декабря 2001 г. президент Буш сообщил о том, что России было направлено официальное уведомление об одностороннем выходе Соединенных Штатов из договора по ПРО 1972 года в соответствии со статьей XV договора. Реакция России оказалась очень сдержанной. Российский президент осудил этот шаг США, но исключил какие-либо агрессивные шаги России в ответ. Согласно комментариям, прозвучавшим в прессе, "мягкий" вариант выхода из Договора был оговорен сторонами заранее. США пообещали в обмен заключить новое соглашение о сокращении стратегических вооружений, которое предусматривало бы инспекции и проверки, на чем настаивала российская сторона.

Российские эксперты по-разному относятся к выходу США из Договора по ПРО и оценивают ответную реакцию России. Значительная часть считает, что необходимо использовать существующий диалог для того, чтобы добиться важных уступок в других вопросах. Часть экспертов, по-прежнему, стоит на консервативной позиции. Россия по их мнению должна пересмотреть свое отношение к договорам по контролю наступательных вооружений и планы их сокращения.

Дискуссия продолжается, поэтому эта страница будет обновляться.

Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

См. также:

Ретроспектива дискуссии отражена в разделе: Поправки к Договору по ПРО: Следует ли России соглашаться?

Хроника событий | Договор по ПРО (документы) | Система ПРО территории США | РЛС в Вардё: недружественная акция США или нарушение Договора по ПРО?

Поиск на СНВ-сайте


Официальная позиция России

Наш комментарий

Российско-американские отношения в области сокращения ядерных вооружений: современное состояние и перспективы

Мнения других российских экспертов



Поддержка информационной страницы: Евгений Мясников.
© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2001-2002.