This page in English

Архив новостей СНВ-сайта


Июнь, 1999 г.

30 июня 1999 г.
Официальный представитель Госдепартамента США выразил надежду в том, что к июню 2000 г. удастся договориться с Россией о поправках к Договору по ПРО. В течение ближайших недель или месяцев Пентагон примет решение о требуемом облике национальной системы ПРО.

А в прошедшую неделю секретарь Совета Безопасности РФ Владимир Путин и помощник президента США по национальной безопаснотси Сэмуэль Бергер договорились о предстоящей встрече на которой будут обсуждаться СНВ-3 и поправки к договору по ПРО (Russian, U.S. Security Chiefs Discuss Defense Systems, by Reuters, Russia Today, June 25, 1999).

"...Договор СНВ-3 должен быть подготовлен не позже осени 1999 г. Этот договор должен ограничить развернутые ядерные арсеналы 2000 боезарядами или менее, причем необходимо выработать меры по проверяемой ликвидации боезарядов...Если это невозможно ввиду цейтнота, президенты США и России должны прибегнуть к односторонним, но проверяемым сокращениям..." (Clinton-Yeltsin Summit Agreements On Arms Control: A Beginning, But A Conclusion Needed, By John Isaacs, Council for a Livable World, June 23, 1999).

К коренному пересмотру политики России в области сокращения стратегических вооружений призывает Иван Ерохин: "...Для справедливого баланса сил при их ограничениях...надо понятие "СНВ" (стратегические наступательные вооружения) заменить понятием "СТНВ" (стратегические и тактические наступательные вооружения) или "ОВВ" (ограничение всех видов вооружений), либо четко связать с ограничением только ядерных вооружений, но всех видов (стратегических и тактических)..." (Несимметричный ответ. Россия должна пересмотреть подходы к ограничению вооружений, Независимое военное обозрение НГ, N 24, 25 июня - 1 июля 1999, с. 4).

В российской прессе появились первые критические отклики в адрес кельнских соглашений о наступательных и оборонительных вооружениях. "...Ошибкой было дарить такую серьезную уступку американцам, не получив ничего взамен...Ни в области стратегических вооружений, ни в какой иной области американцы ответного подарка России не сделали. Получается, что Договор по ПРО даже не продали, а просто отдали. Или, если угодно, обменяли на словесные заверения Клинтона о готовности американцев обсуждать возможность списания советской части российского внешнего долга...", - отмечают Дмитрий Пинскер и Александр Гольц (Любить по-русски. Натерпевшись от истерик московских политиков, Запад впредь не желает зависеть от настроений Кремля, Итоги, 29 июня 1999 г., с. 14-18). См. также:

Продолжают активность и оппоненты развертывания ПРО в США:

В феврале этого года на страницах СНВ-сайта обсуждалось состояние космического эшелона российской СПРН. Еще более плачевную картину представляют Новые Известия: "Дыра" в наблюдении на сегодняшний день в общей сложности составляет около 9 (!) часов в сутки. Она передвигается в зависимости от времени года. К примеру, наши военные не видят американские ракетные базы на континенте днем, а зимой не смогут их контролировать ночью...На орбите осталось всего три спутника. Сколько они еще способны "провисеть", не знает никто. Из аппаратов выжимается все до капли. Последний был запущен в 1997 году. Гарантированный ресурс таких аппаратов всего три года..." (Америка почти не видна. Российские космические разведчики переходят в агрономы, Мария Кудрявцева, Новые Известия, 29 июня 1999 г., с. 1-2).

Российская пресса комментирует принятый Думой законопроект о финансировании СЯС России:

См. также эксклюзивный комментарий П.Б. Ромашкина (аппарат фракции "Яблоко" в Государственной Думе РФ) на эту тему.

"...в действительности, Договор СНВ-2 дает возможность упорствующему российскому парламенту определить состав американских СНВ и объемы расходов на его поддержание...", (How Russia Gets to Set the U.S. Defense Budget, by Stephen Young, The Global Beat Syndicate, June 10, 1999)

Об опыте эксплуатации стратегических бомбардировщиков Б-2 в Югославии - в очередном выпуске Weekly Defense Monitor: Lessons of Kosovo: More B-2 Bombers?, (by Chris Hellman, Weekly Defense Monitor, Volume 3, Issue #24, June 24, 1999). Упоминавшийся ранее доклад Генеральной контрольной службы Конгресса "Defense Acquisitions: Achieving B-2A Bomber Operational Requirements" (NSIAD-99-97, June 10, 1999) доступен здесь (в формате PDF).

На СНВ-форуме - продолжение дискуссии о контрсиловом потенциале высокоточного оружия.

24 июня 1999 г.
Государственная Дума приняла вчера вечером законопроект "О финансировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил Российской Федерации" во втором и третьем чтениях. Подробности - в эксклюзивном комментарии П.Б. Ромашкина (аппарат фракции "Яблоко" в Государственной Думе РФ).

Вчера в московском Центре Карнеги состоялся семинар на тему "Новые подходы к контролю стратегических наступательных и оборонительных вооружений". С основными докладами выступили А.Г. Арбатов, зам. председателя Гос. Думы по обороне, Дж. Сиринсионе, директор Программы по ядерному нераспространению Фонда Карнеги, В.С. Колтунов, межд. договорное управление ГУ МВС МО РФ и С.М. Рогов, директор Института США и Канады РАН. Участники семинара выразили общую озабоченность в связи с состоянием российско-американских отношений в области сокращения ядерных вооружений и скорее пессимистично отнеслись к возможности существенного прогресса в этой области до прихода к власти новых администраций в обеих странах.

Создается впечатление, что среди официальных российских представителей нет единодушия по вопросу следует ли обсуждать с США поправки к Договору по ПРО, о чем свидетельствуют сообщения прессы. В частности, министр иностранных дел Игорь Иванов назвал внесение изменений в текст Договора по ПРО опасным и способным разрушить основы стратегической стабильности. С другой стороны, средства массовой информации отмечают возможность ратификации СНВ-2 уже этой осенью, ссылаясь на заявления Игоря Иванова и спикера Государственной Думы Геннадия Селезнева. Неоднозначное отношение к кельнским соглашениям по СНВ и ПРО и в США - республиканцы восприняли этот шаг как попытку администрации Клинтона оттянуть принятие решения о развертывании национальной системы ПРО.

На СНВ-форуме: о контрсиловом потенциале высокоточного оружия и другие темы.

21 июня 1999 г.
Вчера президенты Ельцин и Клинтон договорились в Кельне о том, чтобы осенью этого года начать переговоры по СНВ-3 и поправкам к договору по ПРО. Впервые Москва дала официальное согласие на то, чтобы вести переговоры по модификации договора по ПРО. США дали понять, что они не будут настаивать на ратификации Россией Договора СНВ-2 до начала переговоров по СНВ-3. Тем не менее, президенты заявили о своей приверженности к СНВ-2. В брифинге для прессы помощник президента США Бергер выразил надежду, что СНВ-2 будет ратифицирован.

См. также статью А.С. Дьякова и П.Л. Подвига В поисках выхода из тупика. Сокращение стратегических наступательных вооружений и Договор ПРО, опубликованную 19 марта 1999 г.

Первое испытание перехватчика национальной системы ПРО отложено до конца сентября (DOD's First National Missile Defense Intercept Attempt Delayed Again, Inside The Pentagon, June 17, p.1)

Директор и генеральный конструктор Московского института теплотехники Юрий Соломонов в интервью Красной Звезде - о проблемах, связанных с началом развертывания национальной ПРО США: Мы готовы на адекватный ответ (Дмитрий Литовкин, Красная Звезда, 19 июня 1999 г., с. 4).

Государственная Дума РФ обсуждает закон "О финансировании СЯС РФ на период до 2010 г.":

См. на эту тему - эксклюзивный комментарий П.Б. Ромашкина Проект закона о финансировании СЯС (2 марта, 1999 г.)

Последние события в Косово еще раз продемонстрировали трения в военном руководстве российских Вооруженных Сил, появившиеся в результате инициативы министра обороны по созданию Объединенного Главкомата Стратегических Сил Сдерживания - ОГК ССС (Pristina Gambit Reveals Split Among Russian Military Officials, by David Hoffman, The Washington Post, Saturday, June 19, 1999; Page A15 - cм. также наш специальный раздел о целесообразности создания ОГК ССС). В этой связи некоторые зарубежные комментаторы подвергли сомнению надежность системы управления СЯС России (Russians Stir Fear Of Nuclear Instability, by Bill Gertz, The Washington Times, June 15, 1999).

В прошлую среду Россия и США заключили соглашение о продлении на 7 лет Программы "Совместного Уменьшения Угрозы", по которой США выделяют финансирование на ликвидацию российского оружия массового уничтожения:

Источники в Пентагоне утверждают, что в начале апреля Россия испытала оружие, создающее электромагнитный импульс, сопоставимый по мощности с ЭМИ при взрыве атомной бомбы (Russian ASAT, The Washington Times, June 18, 1999)

Доклад Генеральной контрольной службы Конгресса достаточно сдержанно оценивает результаты боевого применения стратегических бомбардировщиков B-2 в югославском конфликте (Study Cites Deficiencies In B-2 Fleet, Los Angeles Daily News, June 15, 1999, p. AV1).

11 июня 1999 г.
"...В ходе очередного испытательного запуска новейшей российской баллистической ракеты "Тополь-М" была продемонстрирована ее беспрецедентная способность к непредсказуемому маневрированию, заложенная в нее конструкторами для преодоления системы противоракетной обороны потенциального противника..." (Зато мы делаем ракеты. Российские ядерные силы оснащаются "Терминатором", Юрий Голотюк, Известия, 5 июня, 1999 г, с. 1.). См. также комментарии по поводу этой статьи. -- Кстати, вчера состоялось отложенное на две недели испытание системы ПРО ТВД THAAD. В результате, цель была уничтожена противоракетой (After Six Failures, Test of Antimissile System Succeeds, by Philip Shenon, The New York Times, June 11, 1999).

Что же все таки обсуждалось на секретном заседании Совета Безопасности РФ в конце апреля? Эксперты ПИР-Центра предполагают, что повестка дня была шире, чем сообщалось об этом в прессе (Security Council Meeting: What Is Under The Veil Of Secrecy?, PIR Center Arms Control Letter, June 9, 1999).

Командующий стратегическими силами США адмирал Мис заявил, что предложения об одностороннем сокращении наступательных вооружений должны тщательно взвешиваться. В качестве аргументов для последующих переговоров с Россией он предложил использовать тот факт, что разработка новых боезарядов и систем доставки в США прекращена (Mies Calls For Caution On Proposals To Unilaterally Cut Strategic Forces, Inside the Pentagon, June 10, 1999).

Вопреки российско-американскому соглашению наработка плутония в России не закончится к концу 1999 г. (Russian Pu-stocks to increase, Bellona Press Release, June 3, 1999).

Китай планирует в этом году осуществить испытание новой БРПЛ с дальностью 5000 миль (China to test new missile, Birmingham Post England, June 3, 1999).

На СНВ-форуме: о возможности пуска баллистических ракет из-подо льда, высокоточное оружие и стратегическая стабильность, радиофобия - кому это выгодно, о перспективах изменения ядерной доктрины и пр.

3 июня 1999 г.
На прошлой неделе Сенат США рассматривал поправку Керри. Смысл этой поправки - отменить законодательный акт, согласно которому до вступления Договора СНВ-2 в силу запрещается снижение уровня развернутых стратегических сил США ниже рамок, определяемых Договором СНВ-1. Поправка Керри так и не была поставлена на голосование.

Промышленные группы США и Германии разработали коммерческое предложение относительно транспортировки иностранного отработавшего ядерного топлива в Россию для долговременного хранения. Стоимость проекта оценивается как минимум в 4 миллиарда долларов, которые должны поступить из стран, пытающихся избавиться от национальных проблем с отработавшим ядерным топливом:

О генерале Иване Георгиевиче Николаеве - бывшем начальнике ГОУ ГШ - и создании системы управления советскими стратегическими ядерными силами рассказывает Красная Звезда (Он был идеологом "ядерного чемоданчика"..., Виталий Струговец, 2 июня, 1999 г., с. 4).

Состояние и перспективы стратегических бомбардировшиков США рассматриваются в статье "Can the classic bomber survive?" (International Defense Review, June 1, 1999)

Вышел в свет майский номер журнала Ядерная безопасность., посвященный проблеме ограничения стратегических оборонительных вооружений. Среди материалов номера:

На СНВ-форуме: о поправке Керри, обнаружение стратегических носителей по "ядерному следу", мощность атомного оружия, цели США в конфликте с Югославией, а также другие вопросы.

Что было нового?

в 1999 году: январь | февраль | март | апрель | май
в 1998 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль-сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
в 1997 году: октябрь-ноябрь | декабрь

©  Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1999.