This page in English

Архив новостей СНВ-сайта


Июль, 2001 г.

29 июля 2001 г.
После визита советника президента США по национальной безопасности Кондолизы Райс в Москву остается по-прежнему неясным, каким образом стороны намерены достичь компромисса по ПРО. В комментариях официальных лиц не ощущаетсяся никаких сдвигов с прежних позиций. В своей статье, опубликованной в Известиях в четверг, эксперт нашего Центра Павел Подвиг подчеркнул: "...призывы к сохранению Договора по ПРО «любой ценой», продолжающие звучать в России, вызывают беспокойство. Цена может оказаться очень высокой. Остается надеяться на то, что консультации, о которых договорились президенты России и США в Генуе, не сведутся к повторению затверженных старых позиций...": Иллюзии Договора, (Павел Подвиг, Известия, 26 июля 2001 г.). См. также:

Интервью министра обороны Сергея Иванова было воспринято, как готовность Москвы пересмотреть Договор по ПРО:

Как стало известно американским экспертам, администрация Буша подготовила трехэтапный план по односторонним сокращениям СНВ США. На первом этапе предполагается снятие с вооружения МБР "МХ" и четырех ПЛАРБ "Огайо", на втором - сокращение развернутых боезарядов до 2000 единиц при одновременном создании и развертывании боезарядов малой мощности, которые предназначены для уничтожения защищенных бункеров (при этом США откажется от моратория на ядерные испытания), а на третьем - сокращение развернутых СНВ до 1500 единиц в течении текущего десятилетия. Как и ожидалось, сокращения будут иметь обратимый, т.е. формальный характер, так как они будут проводиться за счет складирования ядерных боезарядов и переориентировании носителей на неядерные задачи: The Emerging Nuclear Posture, (by William M. Arkin, The Washington Post, Monday, July 30, 2001; 12:00 AM), см. также перевод статьи на русский яз.

"...Высший оборонный приоритет для России один - РВСН. Сейчас они не столько умирают, сколько убиваются. Темпы ввода в строй паллиативных "Тополей-М" удручают...Однако нам настойчиво внушается мысль об определяющем значении МСЯС (как совсем уж несуразный вариант порой восхваляются даже АСЯС). Несмотря на массу проблем с морской компонентой, именно на нее пытаются сделать упор в перспективе. Хотя подводные ядерные флоты все очевиднее становятся неоправданно дорогим и неоправданно опасным элементом текущей и будущей жизни мирового сообщества наций..." (Ядерно-подводный перебор, Сергей Брезкун, Независимое военное обозрение, 27 июля 2001 г.)

Успех испытаний системы национальной противоракетной обороны, которые были проведены 14 июля, в некоторой степени был подготовлен заранее. На баллистической ракете-мишени был установлен радиомаяк, который в течение испытания сигнализировал местонахождение цели.

Представители демократической партии в Конгрессе формируют лобби с тем, чтобы воспрепятствовать финансированию программ по созданию НПРО: Democrats Threaten Project for Missile Test, (by James Dao, The New York Times, July 26, 2001). Вместе с тем обозреватели отмечают, что объективно позиции демократов по ограничению НПРО сильно ослабли после генуэзской встречи Буша и Путина: Key Democrats back ending ABM, (by Joseph Curl, The Washington Times, July 26, 2001)

Ведущий критик НПРО в США профессор Массачусеттского технологического института Теодор Постол обвинил Пентагон в продолжающихся попытках заставить его замолчать. Пентагон также пытается воздействовать на эксперта через руководство института, угрожая сократить бюджетное финансирование: M.I.T. Physicist Says Pentagon Is Trying to Silence Him, (by James Dao, The New York Times, July 27, 2001). См. также ранее опубликованные материалы о конфликте Теодора Постола с Пентагоном.

Московским Центром Карнеги опубликована работа А.И. Зобова Безопасность России, Иран и американские санкции, (приложение к журналу "Ядерное распространение", Выпуск 1, 2001). В работе рассмотрены вопросы российской помощи ракетно-ядерным программам Ирана и передачи российских "чувствительных" технологий, а также перспективы развития российско-американских отношений с учетом иранского фактора и пути преодоления разногласий вокруг вопроса о ракетно-ядерном потенциале Ирана.

На СНВ-форуме: о статье Павла Подвига в Известиях и другие темы.

25 июля 2001 г.
Президенты США и России подписали в Генуе совместное заявление по стратегической стабильности, которое призвано способствовать конструктивному диалогу двух стран по проблемам сокращения наступательных вооружений и Договора ПРО:

Комментируя итоги встречи президентов Буша и Путина, ведущий эксперт нашего Центра Павел Подвиг подчеркнул: "...Заявление, сделанное в Генуе, оставляет много вопросов. Основная проблема, которую России придется решать теперь, будет заключаться в том, каким образом перевести расплывчатые генуэзские договоренности в конкретное соглашение...Проблема заключается в том, что США в гораздо большей степени заинтересованы в самом факте проведения консультаций, нежели в достижении какого-либо результата..." Россия дает согласие на изменение Договора по ПРО, (Павел Подвиг, СМИ.Ру, 23 июля 2001 г.). См. также:

Для консультаций по стратегической стабильности сегодня в Москву с двухдневным визитом прибывает советник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс. Газета Вашингтон пост отмечает, что США не намерены обсуждать вопрос поправок к Договору по ПРО - американская делегация попытается убедить Москву вместе выйти из договора:

Эксперты продолжают комментировать недавнее испытание прототипа перехватчика НПРО США. В интервью Известиям редактор СНВ-сайта Е. Мясников отметил: "Договор по ПРО не был нарушен,...о нарушении договора можно будет говорить, когда США, к примеру, приступят к размещению ракет-перехватчиков на Аляске... (России) нужно продумать разумную стратегию, четко определить, чего от ПРО хотят американцы и чего хотим мы. Пока разговор идет на разных языках..." (Другая геометрия, Светлана Бабаева, Екатерина Григорьева, Известия, 17 июля 2001 г.). См. также:

Как оказалось, испытание не было в действительности абсолютно успешным. Прототип РЛС системы НПРО не "заметил" перехвата.

В рамках исследований в области противоракетной обороны США намерены в 2005-2006 гг. провести испытание ракеты-перехватчика, запускаемой из космоса:

Россия и Китай на прошлой неделе подписали Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. Обе стороны подчеркнули важность Договора по ПРО 1972 г.

Накануне встречи "большой восьмерки" в Генуе президент России В.Путин дал интервью некоторым итальянским СМИ - итальянской газете "Коррьере делла сера" и телеканалу RAI-1:

Многие западные эксперты продолжают критиковать планы администрации Буша по развертыванию НПРО:

Рассмотрение программ содействия России по предотвращению распространения оружия массого поражения администрацией Буша показало, что они жизненно важны для Вашингтона и будут продолжены:

О планах коммерческого использования тяжелой МБР SS-18: "Сатана" превращается в "Днепр", (Андрей Ваганов, Независимая Газета, 25 июля 2001 г.)

В недавнем выпуске журнала Arms Control Today (июль-август, 2001)

На СНВ-форуме: о причинах США отказаться от моратория на проведение ядерных испытаний и другие темы.

15 июля 2001 г. Стенограмма пресс-конференции "Российско-американские отношения в области сокращения ядерных вооружений: современное состояние и перспективы"
Опубликована стенограмма пресс-конференции, состоявшейся во вторник 3 июля 2001 г. в Национальном институте развития прессы, на которой была представлена новая работа нашего Центра Российско-американские отношения в области сокращения ядерных вооружений: современное состояние и перспективы, (под. ред. А.С. Дьякова).

Россия предложила, чтобы пять ядерных государств - постоянных членов Совета Безопасности ООН (РФ, США, Англия, Китай, Франция), учредили и начали постоянно действующий консультационный процесс по проблемам стратегической стабильности в рамках "пятерки":

Госдепартамент разослал в американские посольства инструкцию, в которой говорится, что Соединенные Штаты вступят в противоречие с Договором по ПРО "уже в течение месяцев, а не лет". МИД РФ выразил недоумение по этому поводу.

Госсекретарь США Колин Пауэлл в интервью газете "Вашингтон пост" заявил в субботу, что США "необходимо понимание, соглашение, договор или что-то еще с русскими, что позволит нам продвигаться вперед в наших программах противоракетной обороны":

Администрация Буша планирует проведение масштабных испытаний своей "ограниченной противоракетной обороны" на Аляске, где нынешней осенью предполагалось начать строительство первых стартовых площадок ракет, входящих в НПРО

Работающая с февраля на территории Норвегии, недалеко от космодрома Плесецк, американская РЛС нарушает Договор по ПРО 1972 года, утверждает Независимая Газета: США следят за российскими ракетами незаконно, (Дмитрий Горностаев, Независимая Газета, 11 июля 2001 г.) См. также наш специальный раздел: РЛС в Вардё: недружественная акция США или нарушение Договора по ПРО?

Председатель сенатского комитета по делам вооруженных сил Карл Левин выступил с осуждением планов администрации Буша по развертыванию НПРО. Он заявил, что возглавляемый им комитет может не поддержать планы Буша в этом вопросе.

По сообщению Пентагона, четвертое испытание прототипа перехватчика НПРО, состоявшееся вчера, завершилось успешно. Противоракета, стартовавшая с атолла Кваджалейн перехватила учебную боеголовку МБР "Минитмен-2", стартовавшей с авиабазы Ванденберг. До конца следующего года Пентагон планирует провести от 4 до 6 летных испытаний элементов системы ПРО:

Комитет по реформе правительства Конгресса США добился публикации доклада бывшего директора управления Пентагона по испытаниям и оценкам Филиппа Койла, в котором анализируются проблемы в программе испытаний систем ПРО: The Coyle Report: A Comprehensive Pentagon Study Criticizing the National Missile Defense Test Program

Командующий стратегическими силами США адмирал Ричард Мис дал понять, что в Пентагоне существуют большие разногласия в отношении планов Буша сократить уровень стратегических сил ниже 2000-3000 боезарядов: Nuclear Arms Chief Questions Cut in Warheads, (by Walter Pincus, The Washington Post, Sunday, July 15, 2001; Page A06)

Начальник главного управления международного военного сотрудничества генерал-полковник Леонид Ивашов освобожден от занимаемой должности - "главного военного дипломата" - и выведен в распоряжение министра обороны:

Российские эксперты Курчатовского института недавно обнаружили опасную ошибку во внутренней американской системе слежения за всеми пригодными к применению в бомбах ядерными материалами, находящимися в ведении Министерства энергетики США - материалами, количество которых достаточно для оснащения десятков тысяч ядерных бомб: Nukes: A Lesson From Russia, (by Bruce G. Blair, The Washington Post, Wednesday, July 11, 2001; Page A19), см. также перевод на русский яз.

Американских и английские СМИ сообщили о намерениях президентской команды Джорджа Буша прервать 9-летний мораторий на проведение ядерных испытаний. Такой вывод основан на данных отчета, сделанного уполномоченными лицами из администрации Буша о сроках подготовки к новым экспериментам на основном ядерном полигоне США в штате Невада.

Президент Владимир Путин подписал пакет законов, разрешающий ввоз в Россию облученного ядерного топлива (ОЯТ):

На СНВ-форуме: о причинах намерения США нарушить мораторий на проведение ядерных испытаний и другие темы.

6 июля 2001 г.
Российско-американские отношения в области сокращения ядерных вооружений: современное состояние и перспективы
Во вторник 3 июля 2001 г. в Национальном институте развития прессы состоялась презентация новой работы нашего Центра Российско-американские отношения в области сокращения ядерных вооружений: современное состояние и перспективы, (под. ред. А.С. Дьякова). Средства массовой информации комментируют это событие:

Главным итогом встречи президентов России и Франции стало подписание совместного заявления о стратегической стабильности:

Начальник Главного управления международного военного сотрудничества Минобороны РФ генерал-полковник Леонид Ивашов допускает возможность договоренности с США о поправках к Договору по ПРО, но категорически отвергает поиск такого решения, которое позволило бы США развернуть национальную ПРО:

Как распутывать клубок, не просто малосовместимых, но и внутренне противоречивых позиций России и США по договору по ПРО? Зам. председателя комитета Госдумы по обороне А.Г. Арбатов считает, что в первую очередь нужно пересмотреть принятые недавно решения по развитию СЯС, весьма уязвимые со стратегической точки зрения: Еще раз о ПРО. Достижима ли формула стабильности, (Алексей Арбатов, Независимая Газета, 4 июля 2001 г.) См. также:

27 июня 2001 г. в 8.35 по московскому времени с космодрома Байконур была запущена межконтинентальная баллистическая ракета УР-100НУ. Через 25 минут после старта она поразила учебную цель на полигоне Кура на Камчатке:

Администрация Буша 28 июня представила на утверждение конгресса США проект оборонного бюджета в размере 329 млрд. долл., что означает увеличение сразу на 18,4 млрд. долл., то есть на предельно рекордную сумму за последние два десятилетия. В соответствии с проектом военного бюджета затраты на НПРО возрастают почти вдвое по сравнению с текущим годом - чуть менее 8 млрд. долл.

План оборонного бюджета предусматривает начало строительства полигона для испытаний элементов НПРО на Аляске, что запрещено договором по ПРО:

В своей речи в Конгрессе министр обороны США Дональд Рамсфелд предложил в одностороннем порядке сократить парк стратегических бомбардировщиков В-1В на треть от общей численности свыше 90 машин, а также снять с боевого дежурства все 50 имеющихся в арсенале США тяжелых МБР "MX". МИД РФ выступил с заявлением, в котором приветствуется инициатива Вашингтона и выражается надежда, что ракеты будут американской стороной уничтожены с учетом положений и процедур, предусмотренных СНВ-1.

Как подчеркивает газета The Washington Post, новая концепция сдерживания президента Буша находится в противоречии с некогда секретным докладом Командования стратегическими силами США, подготовленным в 1996 г.: Military Study Mulled Deterrence of 'Fear', (by Walter Pincus, The Washington Post, Thursday, July 5, 2001; Page A09)

Группа конгрессменов США внесла на рассмотрение законопроект, направленный на снижение ядерной угрозы. Законопроект включает три основных принципа: сокращение ядерных арсеналов, снижение оперативной боеготовности стратегических сил и предотвращение распространения российского ядерного оружия, материалов и ноу-хау: Lawmakers Introduce "Nuclear Threat Reduction Act of 2001," (Nuclear Threat Reduction Campaign, 27 June 2001). См. также: Cooperative Threat Reduction: DOD Has Adequate Oversight of Assistance, but Procedural Limitations Remain, (GAO Report, GAO-01-694, June 19, 2001) - в формате PDF

Об отношении Японии к планам США развертывания НПРО см.:

Опубликованы труды международной научной конференции “Партнерство во имя мира: создание долгосрочного сотрудничества по безопасности в северо-восточной Азии”, состоявшейся в Фуданьском университете в Шанхае (КНР). В мероприятии приняли участие известные эксперты по контролю над вооружениями из США, Китая, РФ, Японии и Южн. Кореи.

В свежем выпуске журнала The Bulletin of Atomic Scientists, (июль-август, 2001):

Администрация Буша намерена принять новую энергетическую политику и отменить установленное в 1977 г. табу на переработку ядерного топлива:

Совет федерации одобрил "бюджетообразующий" закон, позволяющий ввозить на территорию России облученное ядерное топливо (ОЯТ). Два других закона из общего пакета были без рассмотрения отправлены на утверждение президенту. Окончательное решение о ввозе ОЯТ (позволяющее России зарабатывать $1 млрд в год) будет принято им в течение месяца.

На СНВ-форуме: об ограничениях СНВ-1 на перемещения мобильных комплексов и другие темы.


Что было нового?

в 2001 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь
в 2000 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
в 1999 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль | август | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
в 1998 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль-сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
в 1997 году: октябрь-ноябрь | декабрь

Поиск на СНВ-сайте


©  Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1999-2001