This page in English

Архив новостей СНВ-сайта


Январь, 1999 г.

25 января 1999 г.
По состоянию на середину прошлой недели вопрос о рассмотрении Договора СНВ-2 Государственной Думой был запланирован на март. Однако, события, происходящие в связи с Договором по ПРО, могут не только вызвать отзыв Президентом Договора СНВ-2 из Думы, но и денонсацию Договора СНВ-1. Подробности - в эксклюзивном комментарии члена аппарата фракции "Яблоко" в Государственной Думе П.Б. Ромашкина Новые проблемы с ратификацией Договора СНВ-2.

В сети стали доступными брифинги генерала Лестера Лайлза (директор BMDO) (20 января 1999), министра обороны Вильяма Коэна и начальника объединенного комитета начальников штабов генерала Генри Шелтона (20 января 1999), Роберта Белла, являющегося специальным помощником президента США по национальной обороне, контролю над вооружениями и ПРО (21 января 1999), Кена Бекона, министерство обороны США (22 января 1999).

См. также комментарий эксперта Коалиции по уменьшению ядерной угрозы Джона Айзекса о том, что имел ввиду министр обороны Коэн.

23 января 1999 г.
Министр иностранных дел США Мадлен Олбрайт и министр обороны Вильям Коэн открыто и недвусмысленно выступили в поддержку развития и развертывания системы ПРО территории США, что противоречит действующему Договору по ПРО. В частности, Коэн заявил, что США попытается договориться с Россией о введении поправок к Договору, которые не ограничивали бы развитие систем ПРО в США. Если же Россия не согласится или будет затягивать переговоры, то как отметил Коэн, США оставляют за собой право выйти из договора.

Неделю назад президент Клинтон направил президенту Ельцину письмо, в котором сообщил о планах по развитию и испытанию средст ПРО

Администрация российского президента отреагировала, что американские предложения изучаются. Тем не менее, реакция министра иностранных дел РФ Игоря Иванова и генерал-полковника Леонида Ивашова, возглавляющего Главное управление международного военного сотрудничества МО, к пересмотру договора по ПРО резко отрицательная.

В комментариях высказываний Коэна российские эксперты убеждены, что этот шаг неизбежно вызовет отрицательное отношение Думы к договору СНВ-2. В частности, научный сотрудник нашего Центра Павел Подвиг в интервью Вашингтон Пост отметил, что будет очень сложным ратифицировать Договор, если США всерьез настроены внести изменения в договор по ПРО (Russia Says START II Is Imperiled, by David Hoffman, The Washington Post, Friday, January 22, 1999; Page A16).

Интересна также и реакция американских экспертов. Даже сторонники развития ПРО находят шаги Вашингтона слишком неуклюжими.

Заслуживает внимания вчерашний комментарий Томаса Фридмана (The Grand Bargain, by Thomas L. Friedman, The New York Times, January 22, 1999).

В понедельник в Москву прилетает Мадлен Олбрайт для того, чтобы подробнее обсудить американские предложения (Official to find chilly reception on Russian visit, by Martin Sieff and Jasminka Skrlec, The Washington Times, January 22, 1999). Возможна ли сделка между Россией и США, способная удовлетворить обе стороны? В прессе обсуждаются по меньшей мере три варианта:

Вероятно, возможны и другие варианты. Проблема состоит в том, что в долгосрочной перспективе ни один из них не способен сохранить стабильность в мире и режим нераспространения, если США будут настаивать на развитие средств ПРО. Если США будут стоять твердо на такой позиции, то будет практически невозможным убедить другие страны в том, что ядерные супердержавы стремятся к всеобщему уничтожению ядерного оружия. Кстати, официальная позиция Китая в связи с выступлениями Олбрайт и Коэна последовала незамедлительно: "...создание, развертывание и экспорт систем ПРО вовсе не усиливает безопасность и не способствует усилению режима нераспространения... наоборот, это приведет к дестабилизации и будет стимулировать распространение ракетных технологий..." - заявил спикер МИД КНР

Среди публикаций на другие темы:

20 января 1999 г.
На СНВ-сайте - статья Николая Сокова Эволюция российских стратегических наступательных вооружений. Ранее она была опубликована в журнале Ядерный Контроль (т. 37, N 1, январь-февраль, 1998 г.), который издается Центром политических исследований (ПИР-Центр). Благодарим автора работы, а также редакцию журнала за любезно предоставленное эксклюзивное право воспроизведения статьи.

Идея объединенного командования разъединяет военное руководство. Очевидцы утверждают, что взаимоотношения между министром обороны Игорем Сергеевым и начальником Генштаба Анатолием Квашниным продолжают оставаться натянутыми (Гeнштаб против маршала Сергеева, Вадим Соловьев, Независимая Газета, 15 января 1999 г). Кстати, на прошлой неделе Комсомольская правда сообщала об отставке руководства Армии предупреждения о ракетном нападении на почве разногласий с курсом военной реформы (Четыре генерала подложили под Ельцина ядерную кнопку, Виктор Баранец, Комсомольская правда, 12 января 1999 г).

Создание Объединенного командования ССС не повышает эффективность, а еще больше усложняет управление СЯС, считает генерал армии Махмут Гареев (Интеграция - не самоцель. Управление стратегическими силами должно стать более эффективным и экономным. М. Гареев, Независимое военное обозрение НГ, N 1, 15 - 21 января, 1999 г, с.4)

Фонд Карнеги провел 11-12 января в Вашингтоне VII международную конференцию по нераспространению, на которой принимали участие представители правительства США, известные политические деятели, а также представители независимых исследователських организаций. Одной из целей конференции был обмен мнениями о перспективах сокращения ядерных вооружений. С докладами выступили помощник президента США по национальной безопасности Сэмуэль Бергер, секретарь департамента энергетики Билл Ричардсон, сенатор Пете Доминичи, зам председателя комитета по обороне Государственной Думы Алексей Арбатов и многие другие. Многие из выступлений доступны в сети (некоторые - в аудиоформате). В частности, советуем обратить внимание на выступления Сэмуеля Бергера и Алексея Арбатова

Во вчерашнем традиционном докладе Конгрессу "О положении страны" президент Клинтон предложил увеличить на 68% финансирование российско-американской программы "Совместного уменьшения угрозы" (Нанна-Лугара). Вашингтон планирует потратить $4.2 млрд долларов в течение последующих пяти лет (прежние планы предусматривали затраты в $2.5 млрд долларов). О содержании доклада президента прессе было известно заранее (Clinton to Propose Spending More to Curb Russian Nuclear Threat, by David E. Rosenbaum, The New York Times, January 19, 1999). В частности, утверждалось, что из текста изъят абзац о создании запретной системы противоракетной обороны, но деньги для этой цели будут запрограммированы.

Директор Госкомитета по связи и информации Александр Крупнов, заявил, что России понадобится от 1.5 до 3 млрд. долларов для того, чтобы решить проблему 2000 г. По его мнению, большую угрозу представляет многотипное ракетное вооружение России, которое разрабатывалось в течение последних 20 лет. (Officials Says Russia Facing Massive "Millennium Opinion Bug" Problem, by Agence France Presse, Russia Today, January 18, 1998). Зам. министра США Джон Хамре утверждает, что в вооруженных силах США проблема 2000 г решена на 81% (Pentagon Says It Will Be Ready for 2000, The Washington Post, Friday, January 15, 1999; Page A04).

14 января 1999 г.
Представляем статью А.С. Дьякова и Е.И. Шарова Экономика утилизации оружейного плутония в ядерных реакторах, которая теперь доступна в полном объеме.

Министр обороны Игорь Сергеев вчера заявил, что командование Стратегическими Силами Сдерживания должно быть создано в 1999 г. В противном случае - стратегические ракеты будут лишь декорацией (Russia to Create Joint Nuke Force, by Associated Press, Wednesday, January 13, 1999; 8:40 p.m. EST). О проблемах создания объединенного командования ССС, см, подробнее в нашей подборке статей.

В правительственных кругах США всерьез рассматривается возможность односторонних сокращений США, не дожидаясь ратификации СНВ-2. На днях сенатор Джон Ворнер, новый председатель комиссии Сената по Вооруженным Силам заявил, что законодатели готовы к обсуждению предложений министерства обороны (USA sets sights on unilateral nuclear cuts, by Bryan Bender, Jane's Defence Weekly, January 13, 1998).

Кстати, адмирал Стенсфилд Тернер, в прошлом директор ЦРУ, а ныне активный сторонник ядерного разоружения, считает, что администрация США должна признать тот факт, что договор СНВ-2 позволяет легально иметь 10000 боезарядов, и это является обстоятельством, ухудщающим отношения даже с союзниками с США. США необходимо отказаться от применения ядерного оружия первыми при любых обстоятельствах. Вместе с тем, по мнению Тернера, необходимо большее внимание уделить развитию средств ПРО для того, чтобы снизить угрозу случайного пуска ракет, тем более, что Россия в настоящее время не способна на ответные шаги в этом направлении (Post-Cold War World Demands New Ways to Deal with Warheads, by Stansfield Turner, Los Angeles Times, Monday, January 11, 1999). Таким образом еще раз подтверждается тезис о том, что США заинтересованы не просто в снижении уровней СНВ, но в таких скорейших и необратимых сокращениях российских СНВ, которые позволили бы США с уверенностью двигаться в направлении развертывания стратегической ПРО.

Мы уже сообщали о заявлении Главкома ВМС адмирала Джея Джонсона относительно лодок с ракетами "Трайдент-1". В начале декабря, ПЛАРБ "Род Айленд" посетил командующий силами специального назначения генерал армии Питер Шумахер и остался в восторге от существующих планов ее переоборудования. Если эти планы будут реализованы, то лодка сможет вмещать два подводных аппарата и от 60 до 100 боевых пловцов. Кроме этого, она сможет нести еще 150 КРМБ типа "Томагавк". Всего планируется переоборудовать 4 лодки (SOCOM Looks Forward To Trident Conversion, by Frank Wolfe, Jane's Defence Weekly, January 13, 1998).

В сети стали доступными две заслуживающие внимание статьи, в которых обсуждается роль ядерного оружия России:

8 января 1999 г.
Наиболее популярными публикациями СНВ-сайта на русском языке в прошлом году стали:

Англоязычные публикации, вызвавшие наибольший интерес наших читателей, приведены на английской странице новостей СНВ-сайта.

Накануне Нового года первый вице-премьер Юрий Маслюков вновь выступил за скорейшую ратификацию СНВ-2 (Russian Deputy PM Urges START-2 Ratification, by Reuters, Russia Today, December 30, 1998). В интервью 4 января агентству Интерфакс вице-спикер Государственной Думы Владимир Рыжков сообщил, что рассмотрение договора запланировано на первое полугодие.

Выплачивая деньги за купленный у России уран, США должны настоять на том, чтобы они были в первую очередь потрачены на улучшение сохранности российского ядерного арсенала и выплаты зарплат работникам атомной промышленности (The Russia Syndrome An unstable economy casts a mushroom cloud over nuclear security. What should the United States do?, by Kenneth N. Luongo and Matthew Bunn, Fort Worth Star-Telegram, January 3, 1999). Текст статьи можно также найти на веб-сайте Российско-Американского Консультативного Совета по Ядерной Безопасности (RANSAC).

О ходе строительства хранилища ядерных материалов на предприятии "Маяк", осуществляемом с американской помошью, см. в недавнем репортаже Независимой Газеты ("Бочка" с плутонием в сердце России, Светлана Добрынина, Независимая Газета, 25 декабря, 1998 г.)

Пресса продолжает комментировать событие, происшедшее в конце года в Таманской дивизии РВСН:

Президент Клинтон предложил увеличить военный бюджет США на 100 млрд долларов в предстоящий шестилетний период, причем дополнительные $7 млрд. планируется потратить на развитие противоракетной обороны (Clinton to Pledge $7 Billion for Missile Defense System, by Steven Lee, The New York Times, January 7, 1999). Мнения по поводу целесообразности увеличения оборонного бюджета в обществе разделились:

Главнокомандующий ВМС США адмирал Джей Джонсон выступил за одностороннее сокращение стратегического флота с 18 до 14 ПЛАРБ. Как известно, этому препятствует решение Конгресса, запрещающее какие-либо сокращения СНВ США до ратификации Договора СНВ-2 Россией.

Репортаж Майка Шустера (National Public Radio, January 5, 1999) о проблемах сокращения стратегических вооружений. Для того чтобы послушать этот репортаж Вам может понадобиться Real Audio player.

Интеллектуальный Капитал приводит подборку опубликованных в прошлом году статей, которые были посвящены проблемам ядерного разоружения (Ядерное оружие и армейские реформы: чем богаты - тем и рады?, Интеллектуальный Капитал, Выпуск 3, Номер 1, 6 - 13 января 1999).

Проблема 2000 г: что можно ожидать, какие сферы жизнедеятельности она затронет и насколько эта проблема серьезна? Этой теме был посвящен семинар, прошедший в декабре прошлого года в Военно-морском колледже США. С материалами семинара можно ознакомиться здесь.

Что было нового?

в 1998 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль-сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
в 1997 году: октябрь-ноябрь | декабрь

©  Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1998-99.