This page in English

Архив новостей СНВ-сайта


Июль, 1999 г.

27 июля 1999 г.
Российский премьер-министр Сергей Степашин находится в США. Ожидается, что он обсудит проблемы модификации Договора по ПРО и ратификации Договора СНВ-2:

Этому же событию посвящены прогнозы американских экспертов о том, что возможно достичь в российско-американских отношениях:

Вступил в силу закон "О финансировании государственного оборонного заказа для стратегических ядерных сил Российской Федерации", подписанный президентом России 17 июля 1999 г. См. также комментарий П.Б. Ромашкина (аппарат фракции "Яблоко" в Государственной Думе РФ) от 24 июня 1999 г. на эту тему.

А в США начал действовать закон о развертывании национальной ПРО после того, как его вчера подписал президент Клинтон. В законе говорится, что "...политикой США является незамедлительное развертывание эффективной системы национальной ПРО, способной защитить территорию страны от ограниченных ударов баллистических ракет (случайных, несанкционированных или намеренных), как только для этого появятся технические возможности..." (Clinton Signs Bill For Missile Defense, by Bill Gertz, The Washington Times, July 26, 1999).

Согласно источникам из министерства обороны США, система ПРО на ТВД THAAD, возможно, будет развернута раньше, чем в 2007 г., как предполагалось до сих пор (THAAD May Be Fielded Early, by Greg Seigle, Jane's Defense Weekly, July 21, 1999).

Новые Известия провели расследование чрезвычайного происшествия в Хабаровском крае, когда была прекращена подача электроэнергии радиотехническим подразделениям 11-й армии ВВС и ПВО. В зоне отключения электричества оказались и подразделения РВСН (Небо над Дальним Востоком осталось без присмотра, Елена Лория, Новые Известия, 21 июля 1999 г.)

Ведущий конструктор НПО им. С.А. Лавочкина Анатолий Зайцев рассказывает о проекте создания системы планетарной защиты от астероидов и комет "Цитадель" (Спасет ли нас «Цитадель» от конца света?, Анатолий Зайцев, Новые Известия, 26 июля 1999 г.)

Министр обороны США Вильям Коэн, командующий стратегическими силами Ричард Мис, и зам. министра обороны Питер Верга о готовности МО США к решению проблемы 2000 г., взаимодействии с российским МО по этой проблеме, а также о прогрессе в создании совместного российско-американского Центра по обмену информацией со спутников раннего предупреждения: DoD Press Briefing (July 22, 1999). См. также последнюю версию доклада, подготовленную в Военно-морском колледже США, в котором прогнозируется влияние проблемы 2000 г. на мировую экономику.

Опубликована электронная версия журнала Arms Control Today за апрель-май 1999 г. В номере:

и другие интересные статьи.

"...Существующая асимметрия обычных сил, в том числе и США в мире и НАТО в Европе, потенциально создает препятствия для Российской Федерации на пути глубокого сокращения ядерного арсенала...", (Высокоточное оружие заняло место бога войны, Евгений Федосов, Игорь Спасский, Независимое военное обозрение НГ, N 28, 23-29 июля 1999, с. 6)

На СНВ-форуме - продолжение дискуссии о сдерживающей функции высокоточного оружия.

21 июля 1999 г.
В рубрике "Эксклюзив" - статья П.Б. Ромашкина (аппарат фракции "Яблоко" в Государственной Думе РФ) Сокращения наступательных вооружений: уроки войны в Югославии: "...было бы целесообразно достигнуть договоренности между Россией и США о неприменении тяжелых бомбардировщиков, способных нести ядерные средства поражения, при ведении боевых действий обычными средствами поражения. Возможна и альтернативное решение проблемы - вообще отказаться от применения стратегической авиации в ядерной войне, уничтожив при этом все авиационные крылатые ракеты с ядерным оснащением и ядерные бомбы..."

"...В условиях, когда российский ядерный арсенал сокращается, снижаются его качественные характеристики, и, что особенно тревожно, деградируют силы общего назначения, военное руководство России просто обязано принимать во внимание потенциальную угрозу для своего "ядерного щита", исходящую от обычного высокоточного оружия..." (Мифы и факты об "умных" бомбах и ракетах, комментарий Евгения Мясникова к статье Сергея Путилова Оружие XXI века испытывается сегодня. "Умные" бомбы и ракеты в Интерфакс-Время от 9 июля, 1999 г., с. 5)

По сообщениям информационных агентств и прессы, В Хабаровском крае на три дня была отключена электроенергия от военных объектов, включая и некоторые объекты РВСН:

Согласно сообщению Reuters, Министерство обороны США вновь обратилось к российскому МО с предложением о совместной работе с целью предотвращения непреднамеренных пусков ракет в связи с компьютерной проблемой 2000 г. (U.S. Prods Russia On Y2K Missile Concerns, by Reuters, July 21, 1999). Экологическая организация "Беллуна" предупреждает, что весьма тяжелая ситуация сложилась на Северном флоте (Russia Nuke Fleet Needs Y2K Funds, by Associated Press, Tuesday, July 20, 1999; 10:09 a.m. EDT)

Как сообщил Интерфаксу начальник вооружений вооруженных сил РФ генерал-полковник Анатолий Ситнов, для постановки на боевое дежурство полка ракетных войск стратегического назначения будут закуплены 10 межконтинентальных баллистических ракет "Тополь-М". Кроме этого, по его словам, военно-воздушные силы РФ примут в боевой состав новый стратегический бомбардировщик Ту-160 (Российские силы ядерного сдерживания пополнятся новыми образцами вооружений, Интерфакс, 19 июля 1999 г.)

"...неотложные меры в деле военного реформирования страны должны быть связаны, прежде всего, с решительным отказом от ратификации договора СНВ-2. Именно он лишает наше и все будущие поколения единственно сдерживающих США многозарядных наземных ракет. Именно он ввергнет нас в пучину бессмысленных расходов на создание однозарядных «Тополей». Ссылка на то, что отказ от СНВ-2 будет использован США для развертывания систем ПРО — совершенно неуместна: соответствующие решения уже приняты. А чтобы полностью снять сомнения мировой общественности, Федеральному Собранию нужно выступить с односторонней инициативой. Она должна продемонстрировать готовность России к сокращению числа ядерных боеголовок до уровней, меньших, чем предусмотренные СНВ-2 и планируемые — по СНВ-3, и подтвердить ее право на выбор нужных нам, а не США носителей ядерного оружия..." (Цель и задачи военной реформы России, Петр Белов, Обозреватель, июль, 1999 г.). Автор статьи продолжает отстаивать точку зрения, согласно которой новейшие ракеты "Тополь-М" - уязвимы.

"...Господа Клинтон и Ельцин, сроки правления которых заканчиваются, могли бы увеличить список своих заслуг, если бы заключили договор о сокращении стратегических вооружений. Г-н Ельцин, так много сделавший для того чтобы Россия отошла от курса гонки вооружений в холодной войне, не должен покидать своего поста в то время, когда раздутым ядерным арсеналом растрачиваются средства, а российские генералы находятся перед искусом применить это оружие..." (Russia's Nuclear Defense, The New York Times, July 19, 1999).

"...В течение последних 15 месяцев усилия, направленные на предотвращение распространения оружия массового поражения, были подорваны несколькими крупными неудачами, включающими взрывы ядерных устройств в Индии и Пакистане, успехами Северной Кореи в увеличении дальности баллистических ракет, окончанием инспекций ООН в Ираке, и превратным политическим уроком, который вынесли некоторые страны из косовского конфликта: ядерное оружие - единственная защита против интервенции НАТО..." (Losing the Battle on Arms Control. Pakistan-India Nuclear Race Is Just Part of a Disturbing Trend, (By Steven Mufson, The Washington Post, Saturday, July 17, 1999; Page A01). См. на эту же тему недавний доклад института Като: Ballistic Missile Proliferation: Does the Clinton Administration Understand the Threat?, (Foreign Policy Briefing, No. 51 Feb. 11, 1999 - в формате PDF).

Конфликт в Косово, договор по ПРО и многое другое в интервью заместителя госсекретаря США Строуба Тэлбота Известиям (Строуб Тэлбот: Мы сможем устранить наши разногласия, Владимир Абаринов, Известия, 17 июля, 1999, с. 1)

"...Хотя перспектива ядерной конфронтации СССР и США исчезла с окончанием холодной войны, возникли новые не менее опасные угрозы: деградация системы управления российскими стратегическими ядерными силами и системы предупреждения о ракетном нападении, снижение контроля над российскими ядерными материалами и опасность его распространения в Южной Азии и Сев. Корее..." (Nuclear Turning Point: A Blueprint for Deep Cuts and De-Alerting of Nuclear Weapons, by Harold A. Feiveson, Editor, The Brookings Institution, July 10, 1999).

16 июля 1999 г.
На сайте открылся новый информационный раздел: Поправки к Договору по ПРО: Следует ли России соглашаться?

С новыми инициативами по сокращению ядерных вооружений выступила группа экспертов из США и России. В обмен на поправки к Договору по ПРО они предлагают России потребовать от США достичь соглашения СНВ-3 с уровнем не более 1000 стратегических боезарядов. Такой уровень СНВ, по мнению экспертов, лишит США возможности контрсилового удара. Необходимо, чтобы Государственная Дума ратифицировала пакет, включающий договора СНВ-2 и СНВ-3. На заключительном этапе администрация Клинтона должна внести в Сенат предложение о том чтобы последний ратифицировал пакет договоров, включающий также и хельсинкские заявления по Договору по ПРО (Cologne: Nuclear Cuts, Limited Missile Defenses, by Thomas Graham, Jr., John B. Rhinelander and Alexander S. Yereskovski, Aviation Week & Space Technology, July 12, 1999).

Политической целью недавних крупнейших учений "Запад-99" была демонстрация всему миру и населению внутри страны того, что с российской военной мощью пока еще следует считаться (Maneuvers Show Russian Reliance on Nuclear Arms; Atomic Attack Simulated, by Michael R. Gordon, The New York Times, July 10, 1999). Об этом же пишут и Новые Известия: "...скандинавы, отнесшиеся к маневрам без американской истеричности, поражены неизвестно откуда взявшимися у России военными мускулами и решением потрясти ими аж над самой Исландией, где уже забыли о существовании российской военной авиации...", (Алексей Смирнов, Новые Известия, 7 июля 1999 г., с. 2).

Согласно недавнему докладу Оборонного разведывательного управления США, в РВСН достаточно хорошо осведомлены о возможностях космических разведывательных спутников США следить за мобильными ракетами "Тополь" и используют эти знания для того, чтобы развертывание мобильных ракет производилось в то время, когда спутники не способны наблюдать за ними, (Nuclear Hide-And Seek, by Bill Gertz and Rowan Scarborough, The Washington Times, July 9, 1999, Pg. 8).

Госатомнадзор России предупреждает об очень серьезной ситуации, сложившейся на радиохимическом производстве в Томске-7: В Сибири может повториться второй Чернобыль, (Андрей Ваганов, Независимая Газета, 8 июля 1999 г., с. 1).

Уроки использования стратегической авиации США в югославском конфликте продолжают изучаться:

"...Более 70 дней беспрерывных бомбардировок Югославии высокоточными крылатыми ракетами и управляемыми авиабомбами продемонстрировали, что Соединенные Штаты учатся вести современную войну, не прибегая к помощи пресловутой "ядерной дубинки". Это в перспективе может дать США решающее преимущество не только над неядерными странами, но и даже над теми государствами, чья безопасность покоится на внушительных ядерных арсеналах. Действительно, чтобы нейтрализовать даже вооруженного межконтинентальными баллистическими ракетами противника, вовсе не обязательно наносить по нему массированные ядерные удары. Достаточно поразить высокоточным оружием (ВТО) его системы и средства ПВО, установки со стратегическими ракетами, вывести из строя военно-командные пункты и политические центры, лишив их возможности управлять страной. Так, во всяком случае, согласно разработанному комитетом начальников штабов документу "Единая перспектива-2010", видятся американским генералам контуры войн XXI века, в которых победу одержит тот, у кого больше "умных" бомб и ракет..." (Оружие XXI века испытывается сегодня. "Умные" бомбы и ракеты, Сергей Путилов, Интерфакс-Время, 9 июля, 1999 г., с. 5)

Военно-технические аспекты операции "Союзная сила" и ее эффективность анализируется в докладе Центра стратегических оценок по стратегическим и международным исследованиям The Lessons and Non-Lessons of the Air and Missile War in Kosovo, (by Anthony H. Cordesman, The Strategic Assessment Center for Strategic and International Studies).

7 июля 1999 г.
На совещании руководства вооруженными силами в прошлую пятницу президент Ельцин призвал к ратификации договора СНВ-2 (Yeltsin Urges START II Ratification, Associated Press, Friday, July 2, 1999; 10:05 a.m. EDT)

Все чаще проблемы отечественного ядерного промышленного комплекса и сокращения стратегических вооружений стала освещать газета Новые Известия:

Казанское авиационное производственное объединение им.Горбунова впервые за последние несколько лет вновь получило заказ от министерства обороны России на завершение производства стратегического бомбардировщика ТУ-160 (Министерство обороны России купит в Казани новый стратегический бомбардировщик, РИА "Новости", 2 июля 1999 г.).

Согласно оценкам экспертов ПИР-Центра, на самом высоком уровне российского политического руководства принято решение о возможности внесения поправок в Договор по ПРО. Дальнейшие шаги России будут направлены на то, чтобы получить соответствующую компенсацию за свою уступку (Russian Initiatives On Nuclear Arms In Cologne: "To Be Or Not To Be" Of Missile Defense, PIR Center Arms Control Letters, July 7, 1999)

Несколько неожиданный взгляд на проблему Договора по ПРО: It's Okay. I'm A Hack, (by Matt Taibbi, The Exile, Issue #13/68, July 1 - 15, 1999).

"...Необходимо выйти из договора по ПРО. Никаких переговоров, никаких "уточнений" и никаких уступок русским по договору, который был сконструирован для того, чтобы препятствовать развитию ПРО...", (The ABM Trap, by Charles Krauthammer, The Washington Post, Friday, July 2, 1999; Page A27)

На сайте Коалиции по уменьшению ядерной угрозы - отчет о результатах испытаний системы ПРО на ТВД THAAD (Missile Defense Reliability: A Tally of Test Failures, (Coalition To Reduce Nuclear Dangers, Issue Brief, vol.3, No 6, July 1, 1999)

В очередном выпуске Дайджеста Ядерного Контроля на английском языке (N 11, лето 1999 г.):

2 июля 1999 г.
В сегодняшнем Независимом военном обозрении НГ, (N 25, 2-8 июля 1999, с. 1,2) - статья наших коллег - Анатолия Дьякова и Павла Подвига В поисках выхода из тупика. Сокращение стратегических наступательных вооружений и Договор ПРО. Эта статья была помещена на СНВ-сайте 19 марта 1999 г. еще до начала бомбардировок Югославии. Рекомендуем также еще раз обратить внимание на комментарий наших экспертов К вопросу о безответственности к статье Владимира Белоуса и Виктора Донцова "Что будет с договором по ПРО? Россия не должна стать соучастником разрушения краеугольного камня стабильности" (Независимая Газета, 24 марта 1999 г., с. 8).

А российская пресса продолжает анализировать сценарий, если США выйдут из Договора по ПРО:

Впервые после окончания холодной войны самолеты дальней авиации выполнили полеты к Англии и Исландии в рамках учений "Запад-99". Пара Ту-160 в ходе 12-часового полета нанесла условный удар ракетами ХС-55СМ из района севернее Англии. Пара Ту-95МС сделала круг над Исландией, выполнила две дозаправки в воздухе и также обстреляла ракетами Х-55 цели на полигоне.

С беспокойством восприняли западные военные дальний вылет российских бомбардировщиков, которые сопровождались эскортом самолетов НАТО. Вашингтон Пост сообщила, что самолеты пролетели на удалении 60 миль от берегов Исландии. Тем не менее, спикер Белого Дома назвал инцидент не существенным, хотя и подтвердил что Пентагон тщательно изучает обстоятельства похода.

Что было нового?

в 1999 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь
в 1998 году: январь | февраль | март | апрель | май | июнь | июль-сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь
в 1997 году: октябрь-ноябрь | декабрь

©  Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1999.