Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Наш комментарий

К новой ядерной политике Пентагона

22 января 2002 г.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


В соответствии с принятым Конгрессом более года назад законом о пересмотре ядерной стратегии США Пентагон в последний день декабря прошедшего года представил на рассмотрение американских законодателей новое видение роли и дальнейшего развития ядерного арсенала (Nuclear Posture Review). Чуть более чем через неделю стало известно о содержании этого документа, о котором на официальном брифинге для прессы сообщил помощник министра обороны США по политике международной безопасности Дж. Кроуч. Стратегические вооружения США

Необходимо отметить, что это второй по счету пересмотр ядерной политики США после окончания холодной войны и распада Советского Союза. Несмотря на то, что действующая ныне концептуальная база для поддержания стратегических наступательных вооружений США была принята в 1994 г., тогда она во многом сохранила основные принципы и атрибуты американской ядерной политики эпохи "холодной войны". Именно это обстоятельство явилось одной из главных причин того, что российско-американские переговоры по дальнейшему сокращению стратегических вооружений зашли в тупик. Более того, Конгресс США впоследствии заблокировал какие-либо односторонние шаги администрации по сокращению ядерного арсенала ниже уровня, соответствующего Договору СНВ-1. В результате, хотя президентами России и США и были подписаны хельсинскские соглашения, которые определили параметры СНВ-3, переговоры по новому этапу сокращений так и не были начаты. Между тем хотя как демократы, так и большинство республиканцев осознавали неадекватность существующего ядерного арсенала США изменившимся в мире условиям, длительное время вопрос дальнейшего сокращения ядерного арсенала США оставался в большей степени внутреннеполитической проблемой и не мог получить разрешения в преддверии президентских выборов 2000 г.

Примечательно, что объявляя о завершении работы над новой ядерной политикой Пентагона, министр обороны США Дональд Рамсфелд отметил, что одной из главных ее отличительных характеристик является то, что она направлена на "реальные глубокие сокращения уровня СНВ США". В действительности же, как и предсказывали эксперты, ничего революционного не произошло. Объявленные сокращения будут формальными и более того, помощник министра обороны США Кроуч подчеркнул на брифинге, что существующую структуру СНВ намечено сохранить до 2020 г.

Итак, о каких сокращениях СНВ идет речь?

Сейчас по правилам подсчета Договора СНВ-1 развернуто около 6000 боезарядов. Важно подчеркнуть, что в новом документе Пентагона принята иная терминология. Речь идет не о сокращении стратегических боезарядов, которые подсчитываются в соответствии с количеством развернутых носителей, а о сокращении "находящихся в боеготовности развернутых стратегических ядерных боезарядов" ("operationally deployed strategic nuclear warheads"). К 2012 г. эта категория должна будет насчитывать 1700-2200 боезарядов, как и объявил президент Буш в ноябре прошлого года на саммите с президентом Путиным. Кроме этой категории Пентагон планирует иметь резервные возможности (responsive capability), которые позволяли бы достаточно быстро (от недели до года) количественно нарастить развернутые ядерные вооружения фактически до уровня, разрешаемого Договором СНВ-1. Таким образом, речь вовсе не идет о ликвидации стратегических носителей или о ликвидации ядерных боезарядов. Точнее было бы назвать предстоящие "сокращения" понижением уровня боеготовности.
План сокращения СНВ США

Пентагон планирует достичь намеченного уровня 1700-2200 своих оперативно боеготовых сил (operationally deployed force) в два этапа. Как и ожидалось, на первом этапе в период c 2002 г. по 2007 г будут сняты с боевого дежурства 50 МБР "MX", а 4 атомные подводные лодки с баллистическими ракетами будут переоборудованы в носители крылатых ракет. Кроме этого планируется снять требование, предусматривающее развертывание ядерных бомб на бомбардировщиках Б-1Б в течение 6 месяцев. Как известно, эти бомбардировщики выведены из состава стратегических сил, но до сих сохранялась возможность их переориентирования обратно на ядерные задачи. Таким образом, после первого этапа сокращений состав оперативно боеготовых сил США будет насчитывать около 3800 боезарядов. Дальнейшие сокращения на втором этапе планируется проводить за счет разгрузки носителей. Важно подчеркнуть, что все эти меры будут, вероятнее всего, носить обратимый характер.

Очевидно, представленный план сокращений не устраивает российскую сторону, что и заявил официальный представитель российского МИДа в тот же день, когда были раскрыты основные положения новой ядерной доктрины США. Поэтому были обречены на провал прошедшие на прошлой неделе в Вашингтоне российско-американские консультации по выработке обязывающего документа по сокращению СНВ, который стороны могли бы подписать в ходе ответного визита американского президента в июне 2002 г. Подчеркивая противоположность подходов, руководитель российской делегации первый заместитель начальника Генерального штаба ВС РФ Юрий Балуевский отметил на брифинге после состоявшихся консультаций, что Россия настаивает на необратимости сокращений, против чего решительно возражает американская сторона.

Хотелось бы отметить еще два обстоятельства, которые не комментировались прессой также широко, как и "новые" правила подсчета боезарядов Пентагоном.

В новой ядерной политике США подчеркивается, что намеченные сокращения США планируют проводить вне договорных рамок с Россией. Таким образом, лишний раз подтверждается тот факт, что США больше не нуждаются в существующем режиме контроля над стратегическими вооружениями. И это далеко не единичный факт отказа Вашингтона от линии на поддержание сложившейся системы контроля над вооружениями. О выходе США из Договора по ПРО официально уже заявлено. Вашингтон не намерен также поддерживать и Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний. Кстати, новая ядерная политика США требует поддержания инфраструктуры в более высокой готовности к началу таких испытаний, чем сейчас.

И второе обстоятельство, которое способно привести к довольно неожиданным результатам, и безусловно, должно быть принято во внимание. Один из основных выводов, который можно сделать после ознакомления с положениями новой ядерной политики Пентагона - США взяли курс на постепенный перенос роли сдерживания с ядерного на обычное оружие.
Перспективная стратегическая триада США

Документ, подготовленный Пентагоном, иначе определил стратегическую триаду, которая будет обеспечивать сдерживание в будущем. Как известно, "классическая" ядерная триада состояла из МБР наземного базирования, баллистических ракет на подводных лодках и тяжелых бомбардировщиков. Эта "классическая" триада станет лишь одним из компонентов перспективной триады США для обеспечения сдерживания. Двумя другими компонентами будущей триады провозглашены противоракетная оборона и высокоточное (включая и информационное) оружие. Системам управления, разведки и планирования отводится роль, цементирующая эти три компонента.

Смена акцентов в новой ядерной политике США лишний раз подчеркивает возрастающую роль высокоточного и информационного оружия в стратегическом балансе. Примечательно, что заявляя о новой ядерной политике, США на словах стремятся к отходу от концепции "гарантированного взаимного ядерного уничтожения" в отношениях с Россией. Де-факто эта концепция продолжает существовать, поскольку существующие ядерные арсеналы США и России направлены друг против друга, и интересы двух стран далеко не совпадают. Тем не менее, существующий диалог между двумя странами объективно сопровождается сейчас не столько заменой концепции "гарантированного взаимного ядерного уничтожения" на менее агрессивную, сколько разрушением стратегического баланса и повышением уязвимости российских стратегических сил. Так или иначе, но если Россия планирует формировать независимую политику, отвечающую собственным национальным интересам, она будет вынуждена реагировать не только на угрозу развертывания США стратегической ПРО, создание "возвратного потенциала", но и на придание ими стратегических способностей неядерным вооружениям, что отнюдь не будет укреплять провозглашаемые "партнерские" отношения.

Тенденция постепенного переноса роли сдерживания с ядерного на обычное оружие может иметь и далеко идущие последствия. Хотя многие эксперты и обвиняют Пентагон в том, что он, подменяя сокращения СНВ понижением оперативной боеготовности, стремится навечно закрепить роль ядерного оружия, в действительности, этот вывод довольно спорен. В провозглашенном документе возможно впервые Пентагоном делается попытка найти новые инструменты для обеспечения сдерживания. Понятно, что несмотря на определенные успехи в Ираке, Югославии и Афганистане, существующее высокоточное оружие пока не способно решить этой задачи. Поэтому США и планируют создать резерв в своем ядерном арсенале. Если через 15-20 лет окажется, что США упрочат свои позиции как единственной супердержавы, а совершенствование неядерного оружия приведет к приданию им способности лишить гарантированного ядерного ответа любого их потенциального противника, то США больше не будут нуждаться в ядерном оружии и наверняка станут в авангарде борьбы за безъядерный мир, безусловно на своих условиях. Будет ли готова Россия отстаивать свои национальные интересы в такой ситуации? Может оказаться, что потом этот вопрос задавать будет слишком поздно.

Евгений Мясников, научный сотрудник
Центр по изучению проблем разоружения,
энергетики и экологии
при МФТИ
Адрес для контакта: www-start@armscontrol.ru


Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

Cм. также

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002. Все права защищены.