This page in English

Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Точка зрения:

Зонтик для планеты

Юрий Махненко

3 сентября 2001 г.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


Вопрос о достойной реакции России на претворение в жизнь американских планов модернизации национальной ПРО становится все более острым и актуальным. Нельзя не отметить, что наряду с малопродуктивными попытками имитации былой значимости в виде "разделяющихся боеголовок" рассматриваются и более реалистичные, прагматичные варианты.

В интервью "Московским новостям" Григорий Явлинский изложил соображения о возможности ответного создания нестратегической российско-европейской ПРО - "зонтика" для Европы. ("МН" N 31 от 31 июля 2001г.). Это позволило бы не только "избежать унижения" в условиях предполагаемых односторонних отказов от существующих договоров, но и получить (с учетом признанного уровня наших наработок, географического положения) "огромные заказы отечественному ВПК, создать новые рабочие места" и т.д. Относительно подхода к разрешению споров вокруг стратегической ПРО лидер "Яблока" предложил созвать совещание с участием всех ядерных держав.

Выражая сомнения в немедленной готовности к сотрудничеству с нами по таким сложным и многогранным проблемам европейцев нельзя не отметить, что именно настойчивость в осуществлении своих инициатив американцев, их несомненно лестные, во многом неожиданные для российского руководства утверждения о "качественно новом уровне взаимопонимания" и "общности интересов" представляют гораздо большие возможности для поиска реальных дивидендов.

Одна из основных причин имеющихся возражений против программы создания новой американской ПРО - ее официально объявленная ориентация на защиту, главным образом, от "стран-изгоев". Даже для союзников США фактическая степень угрозы именно ракетно-ядерного нападения со стороны подобных стран ставится под вопрос.

Между тем, в тревоге мирской суеты мы, кажется, забываем, что как у Америки с союзниками, так и у России (и даже у "стран-изгоев") имеется целый ряд иных не менее реальных и значимых стратегических угроз. Два года назад в целом ряде отечественных и зарубежных публикаций интенсивно обсуждались вероятность и масштабы последствий предсказываемого на лето 1999 года столкновения Земли с астероидом или кометой. Оценки различных специалистов показывали, что процессы, сопровождающие падение объекта размером 1-2 км, во многом схожи с "ядерной зимой", которая может возникнуть в результате термоядерной войны. В качестве наглядного пособия по возможному "концу света" демонстрировались снимки испещренной ударными кратерами безжизненной поверхности Марса с комментариями об имеющихся доказательствах предшествующего существования на этой планете растительной, и, быть может, разумной жизни. Указывалось, что ввиду непрерывного возрастания числа опасных техногенных объектов падение даже небольшого небесного тела может вызвать экологический кризис или спровоцировать ядерный конфликт.

Важной особенностью этих публикаций являлось утверждение не только об осознанной уже давно астрономами, специалистами в области космонавтики необходимости создания Системы планетарной защиты (СПЗ) от астероидной и кометной опасности, но и о возможности, с учетом современного уровня технологического развития ведущих стран мира, и даже обязанности как можно скорее приступать к этому.

В качестве практического примера описывался разработанный в НПО им. С.А.Лавочкина концептуальный проект "Цитадель", предполагающий развертывание СПЗ в виде двух основных элементов - единой службы непрерывного контроля небесной сферы и наземно-космической службы перехвата. Для создания первого элемента предполагалось начать с незамедлительного объединения и координации усилий астрономических центров, астрономов-любителей, военных центров контроля космического пространства с целью заблаговременного обнаружения опасных космических объектов и предупреждения о возможной угрозе. В дальнейшем необходимо было включать в состав службы контроля космические аппараты с телескопами на борту. Служба перехвата строилась на базе специальных космических аппаратов-разведчиков, аппаратов-перехватчиков и ракет-носителей для их выведения на траекторию встречи с опасными небесными телами и возможного применения ядерных средств (заметим, не для уничтожения, а для защиты всего человечества!). Авторы проекта, убежденно доказывая посильность решения достаточно сложных научно-технических задач создания подобной СПЗ, в то же время, признавали, что лишь объединение ресурсов всего мирового сообщества позволит сделать ее реальной.

Существуют и иные источники космической угрозы, о чем, в частности, напомнило недавнее затопление орбитальной станции "Мир". Отслужившие свой срок старые спутники, отработавшие ступени ракет, обломки конструкций и прочий так называемый "космический мусор" общей массой примерно в три тысячи тонн уже сейчас представляет реальную опасность как в случае падения на Землю, так и для орбитальных полетов. Несомненно, элементы предлагаемой СПЗ могли бы предусматривать возможность парирования и этого вида угрозы.

Таким образом, несмотря на действительно огромное количество технических, политических, дипломатических, психологических препятствий представляется отнюдь не идеалистическим, а правомерным и своевременным предложение попытаться направить усилия радетелей создания стратегической национальной ПРО на разработку совместной СПЗ.

Очевидны взаимные выгоды такого "изменения полетного задания".

США, не отступая ни на шаг от своих амбициозных планов, получили бы весомые моральные основания для их воплощения. Ведь в рамках СПЗ защита от "астероидов-изгоев" могла бы органично совмещаться с национальными интересами защиты от "стран-изгоев".

Россия бы не только "сохранила лицо", но и смогла бы реально претендовать на равноправное участие в грандиозном проекте с перспективами рационально "пристроить" свой неподъемный ракетно-ядерный потенциал, реализовать в мирных целях имеющиеся многочисленные идеи и наработки.

И, несомненно, главное - все человечество получило бы по настоящему эффективное и универсальное средство совместной защиты нашего общего дома от бесспорно реальных источников опасности, накопив бесценный опыт международного сотрудничества в решении этой благородной, жизненно важной задачи.

См. также:


Юрий Юрьевич Махненко является старшим научным сотрудником ЗАО "Бонум-1", член-корреспондентом Российской Академии Космонавтики им.К.Э.Циолковского.

Представленный материал выражает мнение автора и может не совпадать с взглядами редакции СНВ-сайта и сотрудников Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ.

© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2001 г.


Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте