Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Ядерная арифметика президента Буша

Сокращения стратегических вооружений США будут формальными

Евгений Мясников

Сокращенный вариант представляемой статьи опубликован в газете Известия 12 ноября, 2001 г.

См. также комментарий Е. Мясникова от 15 ноября 2001 г. об итогах саммита по проблеме сокращения СНВ

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


Чуть менее чем за две недели до ноябрьского саммита президентов США и России газета "Вашингтон Пост" сообщила сенсационную новость, которая тут же была подхвачена всеми информационными агентствами. Газета, в частности, сообщает, что согласно заявлению анонимного источника в американской администрации в ходе саммита будет достигнута договоренность сократить количество стратегических ядерных боезарядов до уровней 1750-2250 единиц у каждой стороны. В прошлую среду президент США Джордж Буш на совместной пресс-конференции с премьер-министром Великобритании Тони Блэром заявил о том, что "...он принял решение о сокращении арсенала наступательных вооружений США..., который окажется значительно ниже уровней, зафиксированных в прежних соглашениях по сокращению стратегических наступательных вооружений...". Американский президент отказался назвать конкретные цифры, но, судя по всему, "Вашингтон Пост" была недалека от истины, поскольку Договор СНВ-2 ограничивает стратегические арсеналы до 3000-3500, а хельсинкские соглашения 1997 г., которые должны были лечь в основу Договора СНВ-3, предусматривают сокращения до уровня 2000-2500 развернутых боезарядов. Комментируя слова Буша на следующий же день, помощник президента США по национальной безопасности Кондолиза Райс еще раз подчеркнула, что решение президента основано отнюдь не на желании поторговаться с Путиным, а на убеждении, что "...существующий ядерный арсенал является избыточным для осуществления Соединенными Штатами сдерживания...".

Таким образом, заявления Буша и Райс все поставили на свои места. В ходе саммита речь пойдет не о заключении Договора СНВ-3, чего в течение уже нескольких лет упорно добивалась российская сторона. Максимум чего можно ожидать от встречи президентов - то, что стороны заявят об односторонних сокращениях стратегических наступательных вооружений (СНВ). Конечно, можно лишь приветствовать этот шаг, как способствующий снижению ядерной угрозы на планете. Однако, комментарии предстоящего события в прессе упускают очень существенную деталь - как именно будут осуществляться предстоящие сокращения. А дело в том, что, поскольку Россия не способна поддерживать свой стареющий ядерный арсенал, ей предстоит ликвидировать свои вооружения до согласованных уровней - вероятно, при финансовой поддержке США. А вот для США сокращения окажутся лишь "бумажными". И было бы точнее назвать их не сокращениями, а понижением оперативной боеготовности.

Такой вывод окажется вполне естественным, если проанализировать ядерную политику Вашингтона на протяжении последних десяти лет. В действиях американского политического руководства по отношению к своему стратегическому арсеналу угадывается два основных мотивирующих фактора. С одной стороны, США хотели бы снизить расходы по поддержанию ядерного щита, с другой - они добились и рассчитывают закрепить завуалированное превосходство в СНВ по отношению к России.

Именно поэтому сокращения своих СНВ США стремятся осуществлять не путем ликвидации стратегических носителей, что в действительности является необратимой операцией, а путем изменения правил подсчета боезарядов ("разгрузки" межконтинентальных ракет и переориентирования "ядерных" носителей на решение "неядерных" задач). Последний подход позволяет создать так называемый "возвратный потенциал", т.е. техническую возможность быстрого количественного наращивания развернутого ядерного арсенала, если вдруг в этом когда-либо возникнет необходимость. Именно такой несимметричный подход был заложен в основу Договора СНВ-2, согласно которому США получали возможность практически двухкратного наращивания своего развернутого арсенала за счет "разгружаемых" боеголовок, перемещаемых на склады. И это обстоятельство явилось главным аргументом российских оппонентов СНВ-2. Ратифицируя этот договор, российская сторона продолжала надеяться на то, что удастся заключить такой новый договор СНВ-3, который бы ликвидировал основной недостаток СНВ-2. Но, судя по всему, "ядерный паритет", который планируется достичь в США, будет также иметь лишь формальный характер.

Для того, чтобы понять каким образом администрация Буша может "сократить" свой ядерный арсенал до 2000 (и даже менее) боезарядов, полезно вспомнить о планах США по реализации СНВ-2.

На межконтинентальных ракетах наземного базирования США сейчас развернуто около 2000 боезарядов (1500 на 500 МБР "Минитмен-3" и 500 на 50 МБР "МХ"). Пентагон планирует снять с вооружения МБР "МХ" и законсервировать эти ракеты. В последующем МБР "МХ" могут использоваться для запуска космических аппаратов. Теоретически при необходимости эти ракеты можно даже развернуть вновь в пусковых установках МБР "Минитмен-3". Все ракеты МБР "Минитмен-3" планируется разгрузить так, чтобы каждая ракета несла один боезаряд, а "лишние" боеголовки хранились на складе. Таким образом, за наземными комплексами будет засчитываться 500 развернутых боезарядов. Не исключено, что США ограничат свою наземную составляющую триады 300 развернутыми МБР. "Лишние" ракеты и пусковые установки в этом случае почти наверняка будут не уничтожены, а законсервированы. В последующем их можно будет использовать и в программе развертывания НПРО.

Согласно Договору СНВ-1 за 18 стратегическими подводными лодками США сейчас засчитывается 3456 боезарядов (на каждой лодке размещено 24 баллистические ракеты, несущие по 8 боезарядов). ВМС США планируют вывести из засчета по меньшей мере 4 подводные лодки и переоборудовать их в носители крылатых ракет. Важно отметить, что переоборудование будет осуществляться вероятнее всего обратимым способом, без вырезки ракетного отсека или пусковых установок, как того требует действующий Договор СНВ-1, так что при необходимости на этих лодках можно будет вновь развернуть баллистические ракеты. Более того, одна такая переоборудованная лодка сможет нести до 154 крылатых ракет типа "Томагавк", в том числе и с ядерными боеголовками. И тем не менее, США не собираются засчитывать эти лодки в общий уровень развернутых СНВ. Как и предполагалось по СНВ-2, на остальных лодках количество боезарядов будет разгружено до 4-5 на каждой баллистической ракете. Однако, при этом администрация Буша не собирается учитывать лодки, которые находятся в доках и проходят плановый ремонт или модернизацию (обычно одна или две лодки). Таким образом, США намереваются заявить в составе морской составляющей стратегических сил не более 1560 развернутых боезарядов.

За тяжелыми бомбардировщиками сейчас засчитывается около 800 боезарядов по правилам Договора СНВ-1. В ходе переговоров по Договору СНВ-2 США настояли на том, чтобы не засчитывать бомбардировщики "Б-1Б" в общие уровни, аргументируя это тем, что носители "Б-1Б" переориентированы для решения "неядерных" задач. Скорее всего, подобный метод будет использоваться и по отношению к тяжелым бомбардировщикам других типов. США будут мотивировать этот подход тем, что все типы тяжелых бомбардировщиков США способны применять широкий спектр обычного оружия, все ядерное вооружение (авиабомбы и ядерные крылатые ракеты воздушного базирования) находится на складах и бомбардировщики не несут оперативного боевого дежурства с ядерным оружием на борту.

Таким образом, приведенные оценки показывают, что заявленные США "сокращения" могут быть довольно просто осуществлены без каких-либо гарантий необратимости. Легко понять, что если бы США согласились оформить сокращения в рамках договора с Россией (СНВ-3), то подобная "арифметика" встретила бы категорические возражения российской стороны. Именно по этой причине США предпочитают осуществлять сокращения на основе односторонних действий и не хотят идти на заключение какого-либо обязывающего договора. В заявлении же президента Буша речь идет о подмене понятий - под "сокращениями" на самом деле имеется ввиду отнюдь не ликвадация, а лишь "снижение боеготовности" стратегических наступательных вооружений США.

Евгений Владимирович Мясников является сотрудником Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ


См. также:

Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2001 г.