This page in English

Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов

Статус, комментарии и взгляды экспертов.

Текущие события и комментарии | Официальные заявления и документы | Наш комментарий | Мнения экспертов

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно

Информация обновлена 16 мая 2003 г.


Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП) был подписан президентами США и России на саммите в Москве, 24 мая 2002 г. Этому событию предшествовали почти шесть месяцев интенсивных двусторонних переговоров между экспертами России и США.

Президенты США и России на саммите в Москве, 24 мая 2002 г.

Хотя, с юридической точки зрения, подписанный документ и является Договором, подлежащим ратификации Федеральным Собранием России и Сенатом США, де-факто он представляет лишь фиксацию односторонних заявлений, сделанных президентами на ноябрьском 2001 г. российско-американском саммите в США. Основной недостаток документа состоит в том, что его положения могут быть истолкованы по-разному, поскольку в нем не оговорены ключевые термины и определения. Документ также не конкретизирует процедуры ликвидации сокращаемых вооружений и верификации этого процесса.

В частности, стороны договорились "уменьшить уровни своих стратегических ядерных боезарядов до 1700-2200 единиц", но, судя по всему, так и не достигли компромисса в определении что считать "стратегическим ядерным боезарядом", а следовательно и в методике подсчета боезарядов. Необходимо отметить, что в тексте договора СНВ-1 используется иное определение - "стратегический боезаряд". Появление дополнительного термина "ядерный" в новом определении означает то, что российская сторона фактически смирилась с трактовкой американской стороны, позволяющей развертывать неядерные боезаряды на стратегических носителях и при этом не учитывать их в общих уровнях. Как известно, новая ядерная политика США, обнародованная в январе 2002 г., предполагает проводить дальнейшие сокращения в основном за счет разгрузки стратегических носителей и переориентирования их для решения неядерных задач. В начале переговоров по Договору СНП Россия настаивала на необратимости сокращений, что предполагало "традиционный" метод подсчета стратегических боезарядов, - в соответствии с развернутыми носителями, - и контролируюемую ликвидацию сокращаемых носителей. Американская сторона не скрывала, что она хотела бы зарезервировать возможность повторного развертывания "сокращаемых" боезарядов, если вдруг в этом возникнет необходимость, а поэтому, уничтожать носители она отказалась.

Как показали слушания по Договору СНП в профильных комитетах Сената США, начавшиеся в июле 2002 г., администрация США уже приняла решение, как она будет выполнять Договор. Выступая в комитете по международным делам Сената, Госсекретарь США Колин Пауэлл недвусмысленно подчеркнул, что США собираются учитывать лишь оперативно-развернутые стратегические ядерные боезаряды. Более того, в своем выступлении перед членами Сената министр обороны США Рамсфелд дал понять, что США не намерены обсуждать с российской стороной какие-либо меры проверки по выполнению нового соглашения.

Хотя подписанный документ и предполагает, что содержательная сторона будет выработана и согласована в рамках создаваемой "двусторонней комиссии по выполнению", но фактически работа по согласованию может продолжаться до окончания срока действия договора по СНП - т. е. до 31 декабря 2012 г., поскольку никаких дополнительных ограничений или этапности сокращений в новом договоре не предусмотрено, и каждая из сторон будет сама определять состав и структуру своих СНВ. На деле это будет означать, что объявленные сокращения стратегических сил обеих сторон будут достигаться за счет понижения их боеготовности. То есть, то что раньше называлось "снижением боеготовности" теперь предлагается назвать "сокращениями" СНВ. Кроме того, если не произойдет прорыва в решении проблемы транспарентности сокращений, сторонам останется "верить друг-другу на слово". Впрочем, у США пока остается достаточно действенный инструмент для того чтобы контролировать российский ядерный арсенал - программа "Совместного уменьшения угрозы" (Cooperative Threat Reduction Program), в рамках которой осуществляется ликвидация российских стратегических вооружений, снимаемых с эксплуатации при финансировании американского Конгресса.

Таким образом, механизм выполнения Договора СНП вероятнее всего не станет органичным продолжением механизма Договора СНВ, на что надеялась российская сторона, а скорее окажется некой "параллельной конструкцией", которая заменит механизм СНВ по окончании срока действия Договора СНВ в 2009 г.

После направления Президентом РФ в Государственную Думу проекта федерального закона о ратификации Договора СНП осенью 2002 г. в парламенте была создана рабочая группа при комитетах по международным делам и по обороне, состоящая из депутатов Государственной Думы и представителей заинтересованных министерств и ведомств. Рабочая группа разработала новый текст законопроекта и попросила Совет Государственной Думы направить его Президенту РФ в качестве предложения для возможного последующего внесения в Государственную Думу с одновременным отзывом ранее направленного законопроекта. Президент РФ В.В. Путин согласился с предложениями рабочей группы и 9 марта 2003 года представил в Государственную Думу на ратификацию новый проект федерального закона о ратификации Договора СНП. Государственная Дума приняла этот законопроект 14 мая 2003 г. большинством голосов - 294 депутата проголосовали «за», 134 -- против ратификации. Ратификацию Договора Дума сопроводила двумя заявлениями: "Об обеспечении поддержания боевой готовности и развития стратегических ядерных сил РФ" и "О позиции Госдумы по вопросам сокращения стратегических наступательных потенциалов и мерах по координации деятельности органов госвласти РФ в области сокращения СНП".

Слушания в Сенате США начались летом 2002 г. и Договор был единогласно одобрен 6 марта 2003 г.

События продолжают развиваться, поэтому эта страница будет обновляться.

Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

См. также Текст Договора о сокращении стратегических наступательных потенциалов и наши cпециальные разделы:

Текущие события и комментарии

Официальные заявления и документы

Наш комментарий

Российско-американские отношения в области сокращения ядерных вооружений: современное состояние и перспективы

Мнения экспертов

Поиск на СНВ-сайте



Поддержка информационной страницы: Евгений Мясников.
© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002-2003