29 марта 1999 г.
Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно
Агрессия НАТО против независимого государства - члена ООН - Союзной Республики Югославия, проведенная без санкции Совета Безопасности ООН, практически поставила крест на ратификации Государственной Думой РФ Договора СНВ-2. Причем это случилось как раз в тот момент, когда Государственная Дума была как нельзя близка к ратификации. Однако, проблема с сохранением стратегической стабильности в мире продолжает оставаться весьма актуальной.
В сложившихся условиях возможны следующие варианты развития стратегических наступательных сил:
1. Российская Федерация и США остаются в рамках Договора СНВ-1.
В этих условиях стратегическая стабильность будет нарушена, так как примерно к 2003 году количество боезарядов у США будет составлять 6000 единиц, а у России это количество не будет превышать 1500-2000 (с учетом продления гарантийных сроков эксплуатации некоторых ракетных комплексов, находящихся в боевом составе РВСН и МСЯС).
В таких условиях Россия может принять решение о разработке МБР с РГЧ ИН, с тем, чтобы каким либо-образом минимизировать дисбаланс. Однако, и этом случае Россия должна будет свести к минимуму свои затраты на развитие сил общего назначения. Кроме того, при этом велика вероятность выхода США из Договора по ПРО 1972 года, что приведет к снижению эффективности СЯС России в ответном ударе.
2. Российская Федерация денонсирует Договор СНВ-1.
В этих условиях дисбаланс сил будет еще более значительным, чем в первом случае, так как количество боезарядов у США может составить около 9000 единиц. В этом случае также можно предположить, что США выйдут из Договора по ПРО.
3. Российская Федерация и США приступают к переговорам и заключают Договор СНВ-3 в пределах рамочных договоренностей 1997 года (2000-2500 боезарядов) при сохранении положений Договора по СНВ-2 и Договора по ПРО 1972 года.
В этом случае некоторый дисбаланс останется, если Россия не предпримет дополнительные (в том числе и финансовые) усилия по достижению минимальных уровней боезарядов. Стратегическая стабильность при этом будет сохранена.
4. Российская Федерация и США приступают к переговорам и заключают Договор СНВ-3 в пределах рамочных договоренностей 1997 года (2000-2500 боезарядов) при сохранении положений Договора по СНВ-2 и при выходе США из Договора по ПРО 1972 года.
В этом случае стратегическая стабильность будет нарушена.
5. Российская Федерация и США приступают к переговорам и заключают Договор СНВ-3 в пределах рамочных договоренностей 1997 года (2000-2500 боезарядов) при отказе от Договора СНВ-2 и сохранении положений Договора по ПРО 1972 года.
В этом случае будет обеспечен паритет между Россией и США по стратегическим вооружениям. При этом финансовые затраты России могут быть минимизированы путем сохранения в составе РВСН МБР с РГЧ ИН или переоборудования моноблочных ракет на многоблочные.
Стратегическая стабильность при этом будет сохранена.
6. Российская Федерация и США приступают к переговорам и заключают Договор СНВ-3 в пределах рамочных договоренностей 1997 года (2000-2500 боезарядов) при отказе от Договора СНВ-2 и от Договора по ПРО 1972 года.
В этом случае паритет сохранится, но стратегическая стабильность будет нарушена.
7. Российская Федерация и США приступают к переговорам и заключают Договор СНВ-3 с более глубоким уровнем сокращений (1000-1500 боезарядов) при сохранении положений Договора по СНВ-2 и Договора по ПРО 1972 года.
В этом случае стратегический паритет и стратегическая стабильность будут сохранены. При этом России не нужно будет предпринимать дополнительных финансовых усилий.
8. Российская Федерация и США приступают к переговорам и заключают Договор СНВ-3 с более глубоким уровнем сокращений (1000-1500 боезарядов) при сохранении положений Договора по СНВ-2 и выходе США из Договора по ПРО 1972 года.
В этом случае стратегический паритет будет сохранен, но стратегическая стабильность будет нарушена.
9. Российская Федерация и США приступают к переговорам и заключают Договор СНВ-3 с более глубоким уровнем сокращений (1000-1500 боезарядов) при сохранении Договора по ПРО 1972 года и отказе от Договора СНВ-2.
В этом случае может быть уменьшено количество ракетоносителей в РВСН за счет сохранения в их составе МБР с РГЧ или переоборудования моноблочных ракет на многоблочные,
Стратегический паритет и стратегическая стабильность будут сохранены.
10. Российская Федерация и США приступают к переговорам и заключают Договор СНВ-3 с более глубоким уровнем сокращений (1000-1500 боезарядов) при отказе от Договора СНВ-2 и Договора по ПРО 1972 года.
В этом случае стратегический паритет будет сохранен, но стратегическая стабильность будет нарушена.
Таким образом, наиболее целесообразными вариантами развития стратегических сил России и США являются варианты, связанные с началом переговоров и дальнейшим заключением Договора СНВ-3 с глубоким уровнем сокращений и сохранением действия Договора по ПРО 1972 года.
П.Б. Ромашкин
аппарат фракции "Яблоко" в Государственной Думе РФ
Адрес для контакта: www-start@armscontrol.ru.Ваши вопросы и комментарии
© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1999. Все права защищены.