Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ


Эксклюзив

Проект закона о финансировании СЯС России


2 марта 1999 г.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


В начале марта 1999 года Государственная Дума собирается рассмотреть в первом чтении проект федерального закона "О финансировании стратегических ядерных сил Российской Федерации на период до 2010 года", авторами которого являются все депутаты - члены Комитета Государственной Думы по обороне, представители всех фракций и депутатских групп и депутаты, не входящие ни во фракции, ни в депутатские группы. Это говорит о том, что когда речь заходит о сохранении СЯС, то все политические распри прекращаются. Проект закона поддержали и представители заинтересованных министерств и ведомств.

Сейчас все российское общество, все ветви власти понимают, что в условиях развала экономики, все более ухудшающегося положения в Вооруженных Силах, нужно выделить основное звено в их структуре, которое необходимо поддерживать на высоком уровне в любом случае. Таким звеном для России являются стратегические ядерные силы. Достаточное для сдерживания количество ядерного потенциала позволит обеспечить суверенитет и территориальную целостность страны, предотвратить военную агрессию против РФ и, кроме всего этого, сохранит за Россией статус великой державы в иерархии международных отношений. Положение СЯС сейчас таково, что одинаковое со всеми остальными структурами Вооруженных Сил крайне недостаточное финансирование приведет к деградации основной составляющей стратегической стабильности и сокращению количественного состава СЯС в одностороннем порядке, даже без ратификации Договора СНВ-2.

Поэтому принятие такого законопроекта даже только в первом чтении позволит увеличить вероятность ратификации Договора СНВ-2, когда сокращения будут не односторонними, а двусторонними. Кроме того, наличие такого закона, а также его гарантированное выполнение позволят быстрее приступить к переговорам по новому Договору - СНВ-3, который позволит и в дальнейшем сохранить стратегический паритет.

Основными положениями проекта федерального закона "О финансировании стратегических ядерных сил Российской Федерации до 2010 года" являются:

1. Расходы по финансированию СЯС включают в себя затраты на мероприятия по поддержанию боевой готовности ударных средств, а также оборонительных и обеспечивающих систем СЯС; на разработку и закупку вооружения и военной техники, включая ядерные боеприпасы; на обеспечение ядерной безопасности; на капитальное строительство и ремонт специальных объектов.

Эти расходы направляются на поддержание ударных стратегических средств РВСН, морских СЯС и авиационных СЯС; автоматизированной системы боевого управления СЯС; средств и систем ракетно-космической обороны (СПРН, ПРО, СККП); средств и систем, разрабатываемых в соответствии с программой Минатома.

Виды расходов при финансировании СЯС: ракетные комплексы МБР; другая ракетная техника, включая средства ПРО и крылатые ракеты; космические системы и комплексы, включая средства обеспечения и связи боевого управления СЯС, СПРН и СККП; авиационная техника авиационных СЯС; ракетные подводные лодки стратегического назначения; автоматизированные системы и средства связи и боевого управления СЯС; ядерные боеприпасы для стратегических ударных и оборонительных средств СЯС; строительство, модернизация, капитальный и текущий ремонты специальных военных объектов СЯС. Таким образом, финансирование инвестиционных программ СЯС осуществляются в соответствии с Федеральным законом "О бюджетной классификации Российской Федерации",

2. Статья 2 законопроекта устанавливает общие расходы финансирования СЯС на весь период до 2010 года, а также на каждый год этого периода по НИОКР, закупкам вооружения и военной техники, капитальному строительству и военной программе Минатома. В этой статье устанавливается также максимальный процент финансирования СЯС от общих расходов по разделу "Национальная оборона". Это сделано для того, чтобы устранить возможное негативное влияние финансирования СЯС на другие оборонные расходы. Все эти характеристики по объемам финансирования СЯС используются Правительством в качестве базовых при разработке проектов бюджета на каждый финансовый год.

Одним из недостатков предлагаемого закона является то, что объемы финансирования указаны в абсолютных величинах. А как это может изменить реальную систему финансирования показали события 17 августа 1998 года. И сейчас никто не может сказать каким же образом можно пересчитать докризисные затраты в послекризисные. То, что за эти годы цена одного рубля изменится, ни у кого не вызывает сомнения. Поэтому при разработке проекта закона предлагался вариант, когда расходы определялись бы только в относительных единицах - процентах от затрат федерального бюджета в целом, или от затрат на национальную оборону.

3. Статья 3 законопроекта определяет порядок разработки Правительством РФ проектов федеральных законов о федеральном бюджете в части расходов по финансированию СЯС. В федеральном бюджете на очередной год расходы по финансированию СЯС предусматриваются отдельным целевым видам расходов подраздела "Строительство и содержание Вооруженных Сил РФ" раздела "Национальная оборона".

Наиболее приоритетные работы указываются в законе отдельными строками, при этом перечень этих работ определяется Министерством обороны.

В статье указывается, что при разработке федерального бюджета Правительство рассматривает и уточняет расходы в соответствии с принятой в проекте федерального бюджета величиной инфляции.

Все расходы по финансированию СЯС указываются с разбивкой по кварталам, при этом на первый квартал назначается финансирование в размере не менее 40 % от годового объема.

4. Статья 4 определяет порядок рассмотрения проектов федеральных законов о федеральном бюджете в части расходов по финансированию СЯС Федеральным Собранием РФ.

В ней указывается, что при рассмотрении Государственной Думой Российской Федерации проекта федерального бюджета предложенные Правительством РФ расходы по финансированию СЯС не подлежат перераспределению и сокращению (секвестированию).

Если уровень прогнозируемой инфляции на очередной финансовый год изменяется в сторону увеличения, то Правительство РФ должно внести в проект федерального бюджета необходимые изменения в расходы по финансированию СЯС. Если же уровень инфляции изменится в меньшую сторону, то расходы по финансированию СЯС не изменяются.

5. Статья 5 законопроекта определяет порядок исполнения федерального бюджета в части расходов по финансированию СЯС.

Распределение расходов по финансированию СЯС между видами Вооруженных Сил осуществляется Министерством обороны. Эти расходы не подлежат секвестированию и не могут использоваться для погашения долгов за предыдущие годы.

6. В законопроекте отражены особенности заключения международных договоров в области СЯС, которые заключаются в том, что одновременно с внесением в Государственную Думу на ратификацию такого договора вносится законопроект по изменению установленного общего объема финансирования СЯС и финансирования по годам на оставшийся до 2010 года период, а также изменения в федеральный бюджет на текущий год.

Договор не подлежит ратификации до вступления в силу закона об изменении (уточнении) объемов финансирования СЯС.

7. Контроль финансирования СЯС по установленным перечню и объемам расходов возлагается на Правительство РФ, которое о результатах финансирования информирует Федеральное Собрание РФ.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что закон "О финансировании СЯС РФ на период до 2010 года", соответствует интересам безопасности Российской Федерации, При этом вполне возможно, что при рассмотрении этого законопроекта в Государственной Думе будут внесены поправки, которые могут изменить некоторые его положения.


П.Б. Ромашкин
аппарат фракции "Яблоко" в Государственной Думе РФ
Адрес для контакта: www-start@armscontrol.ru.

Ваши вопросы и комментарии

© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1999. Все права защищены.