Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Договор по ПРО и стратегическая стабильность

В.С. КОЛТУНОВ, генерал-майор запаса, консультант Международно-договорного управления МО РФ

Тезисы лекции В.С. Колтунова, состоявшейся 28 марта 2002 г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса "Стратегические вооружения и проблемы безопасности"

Часть 1 | Часть 2


Цель лекции - дать общее представление о том, как создавались стратегические оборонительные системы в США и CССР и на этой основе показать роль и значение Договора по ПРО, в том числе на современном этапе, а также попытаться очертить перспективы отношений сторон в области ПРО.

Основные вопросы лекции:

  1. Работы, проводимые в США и СССР (России) в области ПРО.
  2. Договор по ПРО. Его роль в проблеме ядерного разоружения.
  3. Нынешнее состояние и перспективы российско-американских отношений в области ПРО. Мифы и реальность.

Примерно с середины 1960 годов в сфере стратегических вооружений в центре внимания руководства США находились две новые военные программы: одна - система противоракетной обороны, другая - МБР с РГЧ.

Не случайно эти две программы начали осуществляться, по существу параллельно. Наряду с преимуществами, которые виделись в РГЧ, для возрождения стратегии обезоруживающего удара необходима была система ПРО. Она должна была по этому замыслу обеспечить прикрытие США от ответного удара, значительно ослабленного ударом стратегических ракет с РГЧ.

США приступили к созданию систем ПРО в 1957 году, хотя, конечно, научно исследовательские и поисковые работы были развернуты раньше в середине 1950 годов.

Первой такой системой, над которой США стали работать, была система "Найк-Зевс". В состав системы входили:

Средств на создание системы "Найк-Зевс" США не жалели. Работа продвигалась успешно, и уже в начале 1960-х годов США провели первые летные испытания, а к середине 1960-х годов с полигона на острове Кваджалейн было запущено 8 противоракет.

Основной расчет делался на уничтожение советских ракет ответного удара в космосе или, по крайней мере, на большой высоте. Однако, в ту пору американские специалисты еще не имели полной ясности в том, как и какие поражающие факторы ядерного взрыва противоракеты будут действовать в условиях космоса. Поэтому в Вашингтоне было принято решение начать ядерные испытания в космическом пространстве, что, и было реализовано в 1958-1962 годах.

Однако, президент США Джон Кеннеди под влиянием своих научных советников довольно скептически относился к возможностям системы "Найк-Зевс" по защите объектов на территории США. Поэтому по его указанию работы в рамках этой программы вскоре были прекращены.

В 1963 году началась разработка системы ПРО "Найк-Икс". Перед разработчиками этой системы ставилась более захватывающая цель - создать такой противоракетный комплекс, который мог бы обеспечить защиту не только объекта, но и целого района, т.е. зональную защиту.

Для этого архитектура системы предусматривала перехват ракет на двух рубежах и, соответственно, в ее состав входили два типа противоракет - одна должна была обеспечить перехват целей на дальности до 650 км, другая - уже в районе обороняемого объекта - на высоте до 30 км. Для системы "Найк-Икс" были созданы новые многофункциональные радиолокационные станции с фазированной антенной решеткой (ФАР).

Испытания системы начались в 1968 году и продолжались вплоть до 1971 года. Однако, несмотря на, казалось бы, явные преимущества системы "Найк-Икс" по сравнению с предшественницей, в Вашингтоне не сложилось единства мнений по вопросу о принятии ее на вооружение. Многие деятели администрации США доказывали, что такая система ПРО также не обеспечит гарантированной защиты США и речь, в принципе, может идти лишь о некотором ограничении ущерба. Они настаивали на необходимости добиваться решающего стратегического превосходства за счет усиления наступательных вооружений.

Конец 1960-х годов ознаменовался ожесточенной полемикой сторонников наступательных и сторонников оборонительных систем оружия, за спиной которых стояли могущественные группировки ВПК. В США развернулся третий этап в создании противоракетной обороны. Новый проект, предусматривающий зональную оборону крупных административно-промышленных центров (АПЦ) получил громкое название "Сентинел" ("Часовой"). Для размещения комплексов этой системы намечались районы на северных границах США, а также вокруг Вашингтона, Нью-Йорка, Чикаго, Бостона и некоторых других крупных американских городов. Развертывание системы предполагалось завершить в течение 5-6 лет.

Но и на этот раз среди видных политических и общественных деятелей США появилось немало противников создаваемой ПРО. Они резонно доказывали, что эта система безопасность страны не повысит, но приведет к наращиванию гонки вооружений и усилению напряженности в отношениях с СССР.

Учитывая усиливающуюся критику в адрес системы "Сентинел", президент Р. Никсон принял решение о прекращении работ над проектом. Однако, это вовсе не означало отказа Вашингтона от намерения создать противоракетный щит. В США происходило лишь изменение взглядов на предназначение системы ПРО и, соответственно, на концепцию ее построения. И взамен программы "Сентинел" была выдвинута новая программа - "Сейфгард" ("Страж"), которая предназначалась для защиты баз МБР.
Противоракета 'Спринт'
Противоракета 'Спринт'

Система "Сейфгард" - двухэшелонная. В ее состав вошли:

Намечалось иметь 12 комплексов "Сейфгард". На каждом комплексе предполагалось разместить 30-40 ПР "Спартан" и 10-75 ПР "Спринт". Система "Сейфгард" была поставлена на боевое дежурство на базе МБР "Гранд-Форкс", но вскоре было принято решение о ее консервации (основные причины: невысокая эффективность и высокая дороговизна эксплуатации).

Дальнейшие работы США сосредоточили, главным образом, в рамках таких программ, как "Стратегическая оборонная инициатива" (СОИ), объявленная в марте 1983 года и получившая хорошо известное наименование программы "звездных войн". Поскольку она предполагала создание и размещение в космосе своих компонентов, а также последовавшей за ней программы "Джи-Палс", имевшей своей целью создание системы ПРО для глобальной защиты от ограниченного ракетно-ядерного удара, а по сути своей, представлявшей собой упрощенный вариант программы СОИ.

Работы по этим программам не воплотились в создание реальных систем ПРО, но они подготовили солидный научно-технический задел, который может быть востребован в ходе реализации планов нынешней администрации США по созданию и развертыванию национальной ПРО.

В СССР первые теоретические исследования возможности создания систем ПРО относятся к 1948-1951 гг. В начале 1954 года вышло правительственное постановление, в котором КБ-1 - головному разработчику зенитных ракетных систем - поручалось провести исследование для изучения создания систем ПРО. Главным инженером КБ-1 был назначен Сергей Берия - сын Лаврентия Берия. Сергей Берия только что окончил Ленинградскую военную академию связи, и он пригласил для работы в КБ-1 своих учителей - профессоров академии Н.А.Лифшица, Г.В.Кисунко, А.А.Колосова.

В августе 1954 года после того, как специально созданная в КБ-1 группа под руководством Лифшица представила оценку возможностей создания средств ПРО на базе современной - на тот момент - техники радиолокации и достижений в области зенитных ракет, дальнейшие работы над системами ПРО было поручено возглавить Г.В. Кисунько.

Строительство опытного комплекса ПРО, предназначенного для экспериментальной проверки возможности создания боеспособной ПРО, было начато в июле 1956 года на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. Испытания системы в полном составе начались в 1959 году. Первый успешный перехват реальной цели - головной части (ГЧ) баллистической ракеты средней дальности (БРСД) Р-12, запущенной с полигона Капустин Яр - был осуществлен 4 марта 1961 года.
Противоракета А-350 на параде в Москве
Противоракета А-350 на параде в Москве

В 1959 году Министерством обороны были разработаны тактико-технические требования (ТТТ) на систему ПРО Москвы, получившую обозначение "система А-35". Головным разработчиком системы А-35 был назначен Кисунько. Эскизный проект системы А-35 был успешно защищен осенью 1962 года. И в том же 1962 году начались практические рабты по строительству под Москвой объектов этой системы. Планировалось, что она будет поставлена на боевое дежурство к 7 ноября 1967 года.

Однако в процессе разработки системы в нее были внесены изменения, начались доработки, после чего доработанный эскизный проект системы А-35 снова был запущен в 1964 году. Важнейшие технические сложности в ходе модернизации системы А-35 привели к задержке сроков сдачи системы заказчику. Основной проблемой стала низкая эффективность перехвата БР с РГЧ индивидуального наведения (ИН) и средствами преодоления ПРО. Комиссия Министерства обороны (МО) в октябре 1967 года после анализа полигонных испытаний дала отрицательное заключение по системе. Работы по развертыванию системы были практически приостановлены.

Вскоре была начата разработка новой концепции системы ПРО Москвы. Головной организацией стал научно-технический центр, входящий в ЦНПО "Вымпел". Возглавлял работы А.Г Басистов. Однако нужно отметить, что в это время шли переговоры об ограничении систем ПРО. Уже определялись основные положения будущего Договора по ПРО. В соответствии с этим было принято решение о продолжении строительства и принятии системы в эксплуатацию в сокращенном составе.

В июне 1972 года была принята в опытную эксплуатацию первая очередь системы А-35, а в 1974 году в эксплуатацию были введены объекты второй очереди системы. В мае 1977 года были начаты государственные испытания модернизированной системы А-35М, которая затем были принята на вооружение и поставлена на боевое дежурство.

Параллельно с проведением работ по доводке и последующей модернизации системы А-35 ЦНПО "Вымпел" велась интенсивная разработка системы ПРО Москвы нового поколения. Научно-исследовательские работы в этом направлении возглавил А.Г. Басистов. В новой системе предусматривалось двухэшелонное построение, второй эшелон - перехват в атмосфере, что позволяло решать задачу селекции ложных целей (ЛЦ).
Система ПРО Москвы
Система ПРО Москвы

Окончательное решение о строительстве многочисленного двух-эшелонного комплекса ПРО Москвы, получившего название "система А-135", было принято в 1978 году. Вскоре началось строительство центральной РЛС будущей системы, а в 1981 году - строительство шахтных пусковых установок (ШПУ) для ПР системы А-135. В 1987 году завершилось строительство объектов и проведение конструкторских испытаний системы. К концу 1989 года были закончены и государственные испытания системы.

До середины 1994 года осуществлялась опытная эксплуатация системы. После этого система ПРО Москвы второго поколения была принята на вооружение и поставлена на боевое дежурство. Состав системы:

Перехожу ко второму вопросу: Договор по ПРО и его роль в проблеме ядерного разоружения.

В июне 1967 года в американском городе Глассборо (штат Нью-Джерси) состоялась встреча Председателя Совета Министров СССР А.Н. Косыгина с президентом США Л. Джонсоном, на которой с американской стороны было предложено заключить соглашение об ограничении систем противоракетной обороны, что, надо сказать, поначалу не вызвало у нас понимания.
Главы СССР и США подписывают Договор ПРО
Главы США и СССР подписывают Договор по ПРО

В последующем Советский Союз стал выступать за ограничение не только оборонительных, но и наступательных стратегических вооружений. Примерно, через год - в мае 1968 года зам. министра иностранных дел СССР В.С.Кузнецов в своей речи в ООН заявил о готовности Советского Союза приступить к переговорам по ограничению стратегических вооружений. В июне этого же года Советский Союз вновь предложил США начать обсуждение вопроса об ограничении и сокращении стратегического - наступательного и оборонительного - оружия. Первого июля 1968 года Президент США Джонсон заявил о согласии США начать переговоры по вопросам стратегических вооружений, но этому помешали чехословацкие события. И только спустя примерно полтора года, в ноябре 1969 года, начались советско-американские переговоры об ограничении стратегических наступательных и оборонительных вооружений.

Как известно, 26 мая 1972 года в Москве были подписаны Договор по ПРО и временное соглашение в области СНВ.

Договор по ПРО вступил в силу 3 октября 1972 года. Напомню основные обязательства Сторон по Договору. Стороны обязались:

Контроль, за выполнением обязательств по Договору осуществляется национальными техническими средствами. Для содействия осуществлению целей и положений Договора по ПРО была создана Постоянная консультативная комиссия (ПКК), на которую возлагалось рассмотрение вопросов, касающихся выполнения Договора, а также предложений по повышению жизнеспособности Договора. Надо сказать, что вся предыстория подготовки Договора по ПРО привела Советский Союз и Соединенные Штаты к двум принципиальным выводам:

Продолжение

Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002 г.