Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ


Эксклюзив

Новые проблемы с ратификацией Договора СНВ-2


25 января 1999 г.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


Осуществляя подготовку к ратификации Договора СНВ-2, Государственная Дума силами двух своих комитетов (по международным делам и по обороне) подготовила соответствующий законопроект.

Законопроект был обсужден во фракциях, депутатских группах, комитетах и комиссии Государственной Думы и документ был подготовлен для отправки Президенту Российской Федерации, так как по Конституции РФ законодательной инициативой по внесению на ратификацию международных договоров обладает только Президент. Сама отправка должна была состояться 17 декабря 1998 года.

Не вызывает сомнения, что многие положения законопроекта не будут приняты Президентом РФ, но условия, определяющие случаи выхода из Договора СНВ-2, вероятно, могли бы остаться в тексте законопроекта, который был бы представлен Президентом РФ в Государственную Думу.

Однако, в ночь на 17 декабря 1998 года вооруженные силы США и Великобритании нанесли ракетный удар по Ираку, не имея на это соответствующей санкции Совета Безопасности ООН. США и Великобритания сделали это, не считаясь с мнением трех других постоянных членов Совета Безопасности ООН – России, Китая и Франции, - и тем самым практически нарушили Устав ООН.

В дальнейшем выяснилось, что Комиссия ООН в Ираке, в соответствие с докладом которой и был нанесен удар, практически работала по заданиям разведывательных служб США, а не под руководством Генерального Секретаря ООН.

Все это говорит о том, что Соединенные Штаты Америки в современных условиях, когда завершилась холодная война, практически пытаются диктовать свои военно-политические условия, минуя ООН и опираясь только на решения НАТО.

В таких условиях многие депутаты Государственной Думы задают себе вопрос: осталась ли у НАТО прежняя военная направленность? Не против Советского Союза, как было раньше, а против России?

Геополитический аспект такой постановки вопроса понятен. Слова о том, что нынешняя Организация Североатлантического союза не имеет военной направленности, вызывают у многих российских депутатов явное недоверие, так как эта организация в настоящее время берет на себя ответственность за военное вмешательство в дела других государств, не являющихся членами НАТО.

Вызывает опасения, что вместо биполярного мира, который все-таки обеспечивал военно-стратегическое равновесие, мы сейчас приходим к монополярному миру, где США и НАТО становятся диктаторами, способными принимать и осуществлять любые решения без ООН.

Новым фактором, который может вызвать озабоченность депутатов Государственной Думы при ратификации Договора СНВ-2, явлются данные о том, что Соединенные Штаты подготавливают почву либо для кардинального изменения положений Договора по ПРО 1972 года, либо для полного выхода из этого Договора, о чем в средствах массовой информации России и США появилась информация на днях. Подробный анализ последствий таких действий можно будет провести в ближайшее время, но очевидна резко отрицательная реакция как исполнительной, так и законодательной ветвей власти Poccийской Федерации. В этом случае возможен даже отзыв Президентом РФ Договора СНВ-2 из Государственной Думы и прекращение процесса его ратификации, так как Договор по ПРО 1972 года является одним из основополагающих документов как для Договора СНВ-1, так и для Договора СНВ-2. Может даже возникнуть вопрос о денонсации Договора СНВ-1. Таким образом, окончательное решение Президента США по поводу разработки и развертывания ПРО (даже при условии совместной разработки этой системы США и Россией, кок это предлагают американцы, зная, что у Российской Федерации не хватит достаточных средств для ее развертывания, и она будет выступать в этом случае как бедный родственник) может привести к полному прекращению процесса сокращения стратегических наступательных вооружений.

Однако, именно в этих условиях России необходим процесс дальнейшего сохранения стратегического паритета, который можно достичь только путем дальнейшего сокращения СНВ до уровней, предусмотренных Договором СНВ-3, и даже более низким - 1000-1500 боеголовок, оставаясь в рамках Договора по ПРО 1972 года.

Достижение этих уровней возможно лишь только путем ратификации Договора СНВ-2 и дальнейшего подписания и реализации Договора СНВ-3.

Каким же образом можно решить эту проблему в современных условиях?

I. В целях недопущения исключения трех ядерных держав (России, Франции, Китая), являющихся постоянными членами Совета Безопасности ООН, от решения военно-политических проблем в мировом сообществе было бы целесообразным:

II. В Российской Федерации:

В заключении можно сказать, что в план работы Государственной Думы на весеннюю сессию 1999 года включена (на март) ратификация Договора СНВ-2.

Однако, следует ожидать, что любые, с точки зрения Государственной Думы, недружественные акции со стороны США (такие, например, как применение бездоказательных санкций против российских предприятий и высших учебных заведений, якобы участвующих в создании ядерной программы Ирана), не говоря уже об односторонних действиях по разрушению договора по ПРО, могут привести к очередной задержке ратификации этого Договора.


П.Б. Ромашкин
аппарат фракции "Яблоко" в Государственной Думе РФ
Адрес для контакта: www-start@armscontrol.ru.

Ваши вопросы и комментарии

© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1999. Все права защищены.