Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ


Эксклюзив

Анализ федеральных бюджетов Российской Федерации по разделу расходов "Национальная оборона"
(подраздел "Ядерно-оружейный комплекс")


25 мая 2006 г.


Федеральный бюджет Российской Федерации законодательно определяет основные характеристики доходов, расходов, порядок их формирования и другие вопросы, связанные с основным финансовым документом государства.

Расходы федерального бюджета состоят из разделов, подразделов, целевых статей и видов расходов.

Структура федерального бюджета менялась за прошедшие годы много раз, поэтому не всегда можно корректно сравнивать различные расходы по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов.

Начиная с 1993 года, в расходной части бюджета России появился раздел "Национальная оборона", который до этого присутствовал в общесоюзном бюджете.

В рассматриваемый период расходы на национальную оборону составляли:

Как видно из приведенных данных, до 1998 года (до дефолта) расходы на национальную оборону находились приблизительно на одном уровне с учетом некоторых колебаний то в сторону увеличения, то в сторону уменьшения. В результате дефолта 1998 года эти расходы в 1999 году составили свой минимум. Но затем начался их ежегодный рост и в 2006 году военные расходы составили наибольшую величину за все годы существования Российской Федерации.

За прошедшие годы изменялась структура федерального бюджета и, в конце концов, она приняла более или менее стройный вид после принятия Федерального закона "О бюджетной классификации РФ" в 1996 году. Следует отметить, что и после этого структура бюджета менялась практически ежегодно при принятии очередного федерального бюджета, когда одновременно с принятием самого бюджета принимались изменения действующего законодательства и, в первую очередь, бюджетная классификация. Поэтому в части основных подразделов раздела расходов федерального бюджета "Национальная оборона" изменялась и их внутренняя структура, поэтому простое сравнение таких расходов можно сравнивать только с учетом произошедших изменений. Однако практически не изменялась при этом структура расходов по подразделу, который до 2004 года назывался "Военные расходы Минатома РФ", а после 2004 года он стал называться "Ядерно-оружейный комплекс". В этом подразделе определялись затраты на разработку и закупки ядерных боеприпасов и систем автоматики для них. Естественно, что основное содержание целевых статей и видов расходов по этому подразделу оставались и остаются закрытыми, но общие затраты по этому подразделу были представлены во всех федеральных бюджетах. Распределение расходов по рассматриваемому подразделу по целевым статьям и видам расходов в течение всего периода были закрытыми.

После такого заявления следует ожидать увеличения количества расходов на ядерно-оружейный комплекс в 2007 году.

Военные расходы Минатома/Росатома РФ в 1994-2006 г.г.

Анализ этих цифр показывает, что за прошедшие годы расходы на ядерно-оружейный комплекс часто от года к году менялись в довольно сильной степени, как менялись расходы по самому разделу "Национальная оборона", и расходы федерального бюджета в целом. Так, например, в 2004 году произошло резкое снижение уровня затрат на ядерно-оружейный комплекс (они составили 44,9% от уровня 2003 года).

Можно сказать, что в течение 1994-1997 годов расходы на военную программу Минатома постепенно росли. Спад этих расходов начался в 1998 году, что связано с дефолтом и достигли своего минимума в 1999 году, бюджет на который принимался в условиях, когда последствия этого события еще продолжали развиваться. Резкий, более чем в два раза, рост этих расходов произошел в 2002 году, а затем в 2004 году снова резкий спад более чем в два раза. На 2006 год предусмотрен рост расходов на ядерно-оружейный комплекс по сравнению с 2005 годом более чем на 30%. Однако в отличие от расходов на национальную оборону в целом нельзя сказать о тенденции их роста за последние годы.

Теперь рассмотрим, какую долю расходы по рассматриваемому подразделу составляли по годам в процентах от общих расходов на национальную оборону:

Годы 1994 1995 1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006
% 2,17 2,93 1,81 2,01 2,56 2,00 1,65 2,95 4,90 5,90 1,35 1,64 2,11

Можно сказать, что никаких закономерностей и в данном случае не наблюдается, что объяснимо, видимо тем, что бюджетная заявка Минатома/Росатома не связывается с заявкой Минобороны РФ в целом. Но можно сделать выводы о том в какие годы развитию ядерных вооружений уделялось больше или меньше внимания. Так, в 2002 и 2003 годах удельный вес расходов на ядерный оружейный комплекс был максимальным, что видимо было связано с началом развертывания ракетного комплекса "Тополь-М".

В состав федерального бюджета, в качестве приложения, включаются ведомственные расходы различных министерств, федеральных служб, агентств, а также отдельных получателей. При этом по большинству таких ведомств эти расходы расписываются по конкретным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов.

Начиная с 1995 года (правда в 1997-2001 г.г. эти данные были закрыты), такие данные (кроме подробного расписания этих расходов) в открытом режиме стали приводиться и по Минатому/Росатому РФ. При этом нужно учитывать, что в ведомственные расходы Минатома/Росатома РФ включают в себя расходы на атомную энергетику, обеспечение ядерной безопасности и другие расходы.

Рассмотрим уровень ведомственных расходов Минатома/Росатома РФ в рассматриваемый период:

1995 год - 743578,4 млрд. рублей (приблизительно 212, млн. долларов).

1996 год - 1850694,7 млн. рублей (приблизительно 370,2 млн. долларов).

Из них:

1997 - 2001 годы - в открытых материалах данные отсутствуют.

2002 год - 15033899,9 тыс. рублей (приблизительно 501,1 млн. долларов).

Из них:

Таким образом, в ведомственных расходах Минатома РФ на 2002 год отсутствуют военные расходы, но следует учесть, что расходы за счет целевого фонда Минатома РФ, консолидируемого в бюджете (13893900,0 тыс. рублей) практически полностью совпадают с расходами по подразделу "Военная программа Минатома РФ" раздела "Национальная оборона" (13 990000,0 тыс. рублей).

2003 год - 15525549,7 тыс. рублей (приблизительно 535,4 млн. долларов).

Из них:

Таким образом, как и в 2002 году военные расходы Минатома РФ в основном реализовывались за счет расходов целевого фонда, консолидируемого в бюджете (12930500,0 тыс. рублей). Военные расходы Минатома составляют, как уже говорилось выше, 13010000,0 тыс. рублей.

2004 год - 19720095,9 тыс. рублей (приблизительно 704,3 млн. долларов).

Из них:

Следует обратить внимание, что в федеральном бюджете 2004 года ведомственные расходы Минатома выросли на 31,5%, в то время как расходы на ядерно-оружейный комплекс сократились более, чем в 2 раза и составили всего лишь 28,8% от общих расходов Минатома.

2005 год - 21646503,7 тыс. рублей (приблизительно 773,1 млн.долларов).

из них:

Таким образом, расходы на ядерный оружейный комплекс не вошли в ведомственные расходы Росатома РФ.

В 2005 году произошел резкий рост расходов на реформирование предприятий атомной промышленности (в 27,7 раза по сравнению с 2004 годом).

2006 год - 20222864,7 тыс. рублей (приблизительно 722,5 млн. рублей).

Из них:

Таким образом, и в 2006 году структура и размеры расходов Росатома РФ в 2006 году мало, чем отличается от 2005 года.

Следует отметить, что 30 марта 2006 года Президент РФ рассмотрел состояние дел в ядерно-оружейном комплексе России, отметив при этом, что ядерное сдерживание остается основой оборонной политики государства.


П.Б. Ромашкин
кандидат технических наук, Советник Российской Федерации I класса


Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта

См. также специальные разделы СНВ-сайта:

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2006. Все права защищены.