Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ


Эксклюзив

Государственная Дума ратифицировала Договор о СНП


16 мая 2003 г.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


Государственная Дума ратифицировала Договор между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП).

СНВ-сайт уже сообщал ранее о содержании проекта федерального закона о ратификации. Остается только добавить, что принятый Федеральный закон о ратификации Договора о СНП практически полностью соответствует тому содержанию, о котором говорилось ранее.

Вместе с ратификацией Государственной Думой было принято еще два постановления с соответствующими заявлениями, тесно связанными с Договором о СНП и выходом США из Договора по ПРО 1972 года.

Первое из них можно условно назвать заявлением для "внешнего потребления" , а второе - для "внутреннего". Остановимся на каждом из них подробнее.

Первое Заявление Государственной Думы называется "Об обеспечении поддержания боевой готовности и развития стратегических ядерных сил Российской Федерации".

В нем отмечается, что Государственная Дума, принимая Федеральный закон "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов", считает, что стратегические ядерные силы Российской Федерации являются и будут оставаться основным инструментом обеспечения военной безопасности Российской Федерации.

Далее подчеркивается, что в связи с этим реализация Российской Федерацией положений Договора о СНП, а также разработка и выполнение возможных новых международных договоров Российской Федерации в области сокращения и ограничения стратегических наступательных потенциалов и вооружений стратегических ядерных сил Российской Федерации должны осуществляться таким образом, чтобы боевые возможности и потенциал стратегических ядерных сил Российской Федерации поддерживались на уровне, гарантирующем сдерживание агрессии со стороны любого государства или группы государств в любой военно-стратегической обстановке.

Кроме того в заявлении говорится, что в условиях выхода Соединенных Штатов Америки из Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны особое внимание необходимо уделить поддержанию в установленной степени готовности и совершенствованию на случай военной угрозы в отношении Российской Федерации системы противоракетной обороны и всех ее компонентов, особенно системы раннего предупреждения о ракетном нападении и ее космической составляющей, а также совершенствованию комплексов средств преодоления противоракетной обороны.

Это положение можно назвать довольно спорным, так как эффективность системы ПРО Москвы, была невысокой даже в годы ее наивысшего подъема, а в настоящее время она снизилась до незначительного уровня. Было бы более правильным заявить о том, что необходимо поддерживать в установленной степени готовности и совершенствовать информационную составляющую системы ПРО.

Государственная Дума обратилась к Президенту Российской Федерации В.В.Путину с просьбой поручить Правительству Российской Федерации:

Название второго Заявления - "О позиции Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по вопросам сокращения стратегических наступательных потенциалов и мерах по координации деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области сокращения стратегических наступательных потенциалов"

В нем обращается внимание на то, что Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации отмечает, что, несмотря на выход Соединенных Штатов Америки из Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки об ограничении систем противоракетной обороны, заключение Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор о СНП) является крупным внешнеполитическим шагом на пути уменьшения ядерной опасности и укрепления стратегической стабильности в мире.

Заключение Договора о СНП убедительно свидетельствует о решимости Российской Федерации и далее последовательно выполнять обязательства, закрепленные в статье VI Договора о нераспространении ядерного оружия, продолжать развивать отношения между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки на основе принципов взаимной безопасности, сотрудничества и доверия.

Государственная Дума считает важным подтверждение Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки приверженности своим обязательствам по Договору между Союзом Советских Социалистических Республик и Соединенными Штатами Америки о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор о СНВ). Контрольные процедуры, предусмотренные Договором о СНВ, их уточнение должны обеспечить необходимую взаимную информированность о стратегических наступательных потенциалах Сторон при выполнении Договора о СНП.

В связи с этим Государственная Дума полагает объективно необходимым решение в максимально короткие сроки всех спорных вопросов, связанных с выполнением Сторонами Договора о СНВ.

Государственная Дума придает большое значение скорейшему началу деятельности Двусторонней комиссии по выполнению Договора о СНП и полагает, что первоочередными в ее работе могли бы стать следующие задачи:

Государственная Дума считает необходимым согласование в максимально короткие сроки предусмотренных майскими договоренностями 2002 года между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки мер, направленных на укрепление доверия и повышение степени открытости в области систем противоракетной обороны с учетом взаимосвязи возможностей стратегических наступательных и оборонительных вооружений и нового характера отношений между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки в стратегической сфере, а также на развитие российско-американского сотрудничества на основе принципов взаимной безопасности и доверия в области систем противоракетной обороны.

Государственная Дума призывает все государства, которые обладают ядерным оружием, присоединиться к процессу нераспространения и сокращения такого оружия. На этом пути, по мнению депутатов Государственной Думы, могли бы быть сделаны следующие первые шаги:

Государственная Дума считает неоправданным и не отвечающим характеру современных российско-американских отношений размещение тактического ядерного оружия Соединенных Штатов Америки за пределами национальной территории. Кроме того, в условиях активизации международного терроризма это создает на территории Европы зону повышенного ядерного и экологического риска.

Для придания процессу сокращения стратегических наступательных вооружений необратимого характера Государственная Дума призывает Соединенные Штаты Америки и другие государства ратифицировать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Государственная Дума обращает внимание мировой общественности на то, что разработка и развертывание Соединенными Штатами Америки полномасштабной национальной противоракетной обороны и возможное использование для ее целей новых систем, в том числе основанных на новых физических принципах, в первую очередь геофизических систем, могут разрушить сохраняющуюся в течение многих десятилетий систему стратегической стабильности в области ядерных вооружений.

В связи с вышеизложенным Государственная Дума обратилась к Президенту Российской Федерации В.В.Путину со следующими предложениями:


П.Б. Ромашкин
эксперт фракции "Яблоко" по вопросам обороны и безопасности,
кандидат технических наук, Советник Российской Федерации I класса


Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

См. также специальные разделы СНВ-сайта:

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2003. Все права защищены.