Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Нераспространение ядерного оружия и запрет на ядерные испытания. Режим инспекций МАГАТЭ

Владимир Иванович РЫБАЧЕНКОВ
к.т.н., советник Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ

Стенограмма лекции В.И. Рыбаченкова, состоявшейся 25 марта 2003г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
"Режим нераспространения и сокращения оружия массового уничтожения и национальная безопасность"

Часть 1 | Часть 2


Давайте теперь поговорим о масштабах гарантийной (контрольной) деятельности МАГАТЭ. На сегодняшний день под гарантией находятся более 900 установок и других мест нахождения ядерного материала, в том числе 170 легководных реакторов, 160 исследовательских реакторов и критических сборок, 14 заводов по конверсии (перевод урана в гексофторид урана -- то сырье, на основе которого можно производить обогащение), 41 завод по изготовлению топлива, 7 заводов по переработке отработавшего ядерного топлива, 10 заводов по обогащению и 77 отдельных хранилищ. Только 2001г. инспекторами МАГАТЭ было проведено 2500 инспекций, что соответствует 10500 человеко-дням инспекционных усилий. Кроме этого, деятельность на местах включала отбор около 200 проб окружающей среды и т.д. Все эти оценки последние 3-4 года поддерживаются докладами об анализе изображений, которые МАГАТЭ получает покупая снимки с коммерческих спутников. В 2001г. расходы регулярного бюджета МАГАТЭ на цели гарантии составили 70 млн. долларов. Общий бюджет МАГАТЭ сейчас примерно 240 млн. долл., из них около трети реализуется на гарантии.

Некоторое время в МАГАТЭ жили более-менее спокойно. Потом начались осложнения. Я приводил пример с Южной Африкой, которая некоторое время находилась под контролем МАГАТЭ, а потом как-то получилось, что они тихо и незаметно сделали 8 ядерных зарядов. Потом начались осложнения с Северной Кореей: в 1993г. американская разведка предоставила в МАГАТЭ данные о том, что у Пхеньяна есть 5-мегаваттный реактор, который КНДР разработала самостоятельно; что его рабочую кампанию они сделали очень короткой, а это способствует наработке оружейного плутония; что они извлекли определенное количество стержней, и к тому же за это время построили завод по химической переработке и начали выделение оружейного плутония. То есть в Северной Корее тоже были инспекции МАГАТЭ, однако затем обнаружилось, что можно заниматься незаявленной деятельностью даже при наличии контроля МАГАТЭ. В 1993г. вопрос встал очень остро: пример Южной Африки, пример Северной Кореи, пример Ирака. И тогда стали говорить о том, что надо усилить эффективность и действенность гарантийной деятельности. В этой связи в 1997г. был разработан так называемый Дополнительный протокол. Суть этого протокола состоит в том, чтобы дать возможность МАГАТЭ контролировать не только заявленную деятельность -- потому, что каждое государство заявляет только то, что считает нужным: вот, например, мирная деятельность, тут стоят реакторы, тут заводы по обогащению, тут заводы по химпереработке. Вопрос был поставлен так: надо усилить возможности МАГАТЭ по обнаружению незаявленной деятельности. В этом плане усилия были направлены в двух направлениях: увеличить возможность доступа к объектам и расширить объем информации, которую государство предоставляет МАГАТЭ о своей ядерной деятельности. Были сделаны некоторые очень важные технологические нововведения, такие как отбор проб окружающей среды -- это действительно чрезвычайно важно. Если возникают какие-то подозрения или поступают сигналы, что можно сделать? Например, есть какой-то объект, и уверяют, что на нем делают только низкообогащенный уран. Если взять отбор проб окружающей среды, то можно обнаружить, не делался ли 5 лет назад на этом объекте уран с обогащением по урану 235 свыше 90%. Это элементарно просто делается.

В настоящее время 70 государств уже подписали дополнительный протокол, а 31 ратифицировали его. Работа идет, но не так хорошо, как хотелось бы. Некоторые государства пока колеблются, в частности, Иран, хотя Москва и убеждает Тегеран, что в его интересах было бы подписать дополнительный протокол, с тем, чтобы его ядерная деятельность стала более транспарентной. У нас с американцами идут серьезные споры -- они нас критикуют за то, что мы в Иране строим ядерный блок АЭС в городе Бушер, что, по их мнению, может способствовать развитию в Иране военной ядерной программы. Мы говорим, что строим атомную станцию, она будет под контролем МАГАТЭ, строим объект "под ключ", свежее топливо будем привозить, отработавшее топливо будем забирать, в Иране оно перерабатываться не будет, т.е. исключается возможность выделения Ираном плутония, хотя есть существенная разница между гражданским плутонием и военным плутонием. Военный плутоний имеет содержание изотопа плутония 239 свыше 90%, а плутония 240, который как бы лишний, мешает создавать эффективную бомбу, в нем всего порядка 4-5%. А в гражданском плутонии из-за того, что рабочая кампания в энергетическом реакторе длится гораздо больше по сравнению с реактором-наработчиком оружейного плутония (в первом случае 3 года, а во втором случае 2 месяца), соотношение изотопов 239 и 240 равно 3 к 2. Чем короче кампания, тем меньше нарабатывается вредных для оружия изотопов, тем более высокое содержание плутония 239. Тем не менее, американцы говорят о том, что из гражданского плутония можно, применив ряд технических ухищрений, сделать ядерное взрывное устройство. Лет 20-25 назад (в прессе такие данные проходили) они, получив отработавшее английское топливо, переработали его, выделили гражданский плутоний и путем колоссальных ухищрений создали именно ядерное взрывное устройство. Оно было невепонизированное -- они разместили его на вышке, определенный эффект был. Проблема вот в чем. Там очень большой процент содержания плутония 240, из-за чего имеет место огромное тепловыделение. Поэтому, чтобы не было тяжелых последствий, это ядерной устройство надо накрывать холодильной установкой.

Хотя в ДНЯО не предусматривается создание специального органа для обеспечения соблюдения Договора можно считать, что Совет управляющих МАГАТЭ, который собирается 4 раза в год (высшим органом является Генеральная Конференция), является таким органом. Он утверждает соглашение о гарантиях с отдельно взятыми государствами, дает необходимые ориентиры секретариату Агентства по процедурам применения гарантий; работает над повышением эффективности системы гарантий (в частности, разработка дополнительного протокола), а также заслушивает отчет секретариата о выполнении соглашения о гарантиях.

Немного могу рассказать о некоторых деталях гарантийной системы. В чем состоит цель гарантий МАГАТЭ? В своевременном обнаружении переключения значимых количеств ядерных материалов с мирной ядерной деятельности на производство ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств. Цель гарантий также состоит в сдерживании такого переключения с мирной на военную деятельность в связи с риском раннего обнаружения. Я употребил термин "значимое количество". Что это такое, "переключение значимого количества"? Под "значимым количеством" в МАГАТЭ понимается приблизительное количество ядерного материала, по отношению к которому нельзя исключить возможность производства ядерного устройства. Эти величины определены следующим образом: для плутония, где количество изотопа плутония 238 меньше 80% -- 8 кг. Для урана с обогащением по изотопу 235 свыше 20% -- 25 кг. Вы спросите: а почему 20%? По терминологии МАГАТЭ уран с обогащением 20% -- это уже материал прямого использования, т.е. из него потенциально можно изготовить атомную бомбу, хотя все знают, что никто не применяет уран с обогащением по 235-му порядка 20% или даже 40%, а все для создания бомбы используют уран с обогащением свыше 90%. Это реальность. "Значимое количество" мы расшифровали. А что такое "своевременное обнаружение"? Под временем обнаружения понимается максимальный промежуток времени с момента переключения с мирного на военное применение до обнаружения этого переключения с помощью гарантий МАГАТЭ. Например, в какой-то стране горячие головы решили осуществить такое переключение. Надо знать, каков же максимальный промежуток времени между тем моментом, когда они осуществили это переключение, и тем, когда мы это переключение обнаружили. Т.е. время обнаружения не должно быть очень большим, иначе они за это время сделают бомбу. Время обнаружения используется как параметр своевременности и должно по своему порядку соответствовать времени конверсии различных форм ядерного материала в металлические компоненты ядерного взрывного устройства, а в зависимости от качества материала это может быть от 10 суток до 1 года. Если вы имеете двуокись оружейного плутония, то для того, чтобы перевести его металлургическими процессами в металлические компоненты, потребуется не более 10 суток. Это минимальное время, за которое можно сделать бомбу. А может быть и год, если вы имеете просто природный уран. Этот природный уран надо конверсировать сначала в гексофторид урана, потом его обогатить до 90%, и только уже потом перевести в металлическую форму. Для этого потребуется 1 год. То есть применительно к термину "своевременное обнаружение" надо понимать, какая ситуация в данной стране, какие материалы здесь имеются. Это фактически определяет интервал времени, с которым инспекторы МАГАТЭ должны появляться в стране. Если они будут редко ездить, так за это время страна может сделать атомную бомбу.

Какие процедуры использует МАГАТЭ для того, чтобы реализовывать свою контрольную функцию? Агентство осуществляет контроль потока ядерного материала с использованием технических приборов, в так называемых зонах баланса материала. Т.е. в отношении зоны баланса надо знать, сколько привезли материала, сколько вывезли, сколько осталось. Это можно смотреть по учетным журналам, а можно путем измерений. Кроме этого используются такие понятия как "сохранение и наблюдение". Что такое сохранение? Это физические преграды: стены, опломбированные контейнеры, которые ограничивают возможность несанкционированного использования ядерных материалов. Наблюдение -- это сбор информации с помощью приборов или наблюдения инспекторов для того, чтобы обнаружить незаявленные перемещения ядерных материалов. Например, устанавливаются замкнутые кабельные телевизионные сети внутри объекта, с помощью которых можно фиксировать, трогал эти контейнеры кто-то или нет. Можно смотреть за печатями, и т.д.

Ежегодно МАГАТЭ публикует доклад об осуществлении гарантии "Safeguards Implementation Report", где делаются выводы о том, обнаружило в течение годичного периода МАГАТЭ какие-то свидетельства переключения или нет. Обычно вывод такой: по оценке МАГАТЭ "не было обнаружено свидетельств переключения, поставленного под гарантию ядерного материала или использования не по назначению установок, оборудования" и т.д. Вы видите, как деликатно МАГАТЭ выражается. МАГАТЭ не заявляет, что не было переключения -- оно говорит, что не было обнаружено свидетельств переключения.

Мы поговорили о гарантийной деятельности МАГАТЭ, поговорили о Дополнительном протоколе. Теперь можем пойти к другим статьям.

Статья 4. Она очень важная. В связи с разработкой ДНЯО ядерные государства были обеспокоены: не помешает ли контроль МАГАТЭ мирному использованию атомной энергии. Так вот в статье 4 говорится, что никакие положения Договора не следует истолковывать как препятствующие неотъемлемому праву всех участников Договора развивать использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации, с учетом, конечно, требования статей 1 и 2. То есть, при том понимании, что при использовании в мирных целях материал не будет переключаться на военные цели. Каждая страна должна решать для себя: либо она явным образом заявляет, что хочет использовать атомную энергию только в мирных целях, тогда она должна подписать ДНЯО, и тогда страны, развитые в ядерном отношении, будут помогать ей в развитии ядерной энергетики. Если же она занимается разработкой военных ядерных программ, значит она сама себя наказывает. Другие страны не будут ей оказывать содействия в развитии атомной энергетики, и это нисколько не противоречит статье 4 о неотъемлемом праве каждой страны развивать мирную ядерную энергетику.

Статья 5. В ней говорится о мирном применении ядерных взрывов. Когда разрабатывали ДНЯО, это было актуально. Вы знаете, что в Советском Союзе этим активно занимались. Более 200 мирных взрывов было произведено в Советском Союзе для конкретных целей: тушения газовых скважин, создания подземных хранилищ для газоконденсата, и т.д. В статье 5 говорится о возможности извлекать потенциальные блага от мирного применения ядерных взрывов под международным контролем. Но позже начали разрабатывать Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ), который был подписан в 1996г. И вот когда разрабатывали текст ДВЗЯИ, в Женеве возникла дискуссия о том, как быть с мирными ядерными взрывами. В итоге, большинство пришло к выводу, что отличить мирные ядерные взрывы от военных невозможно. И поэтому в рамках ДВЗЯИ было принято решение, что категория мирных взрывов как таковая исключается, т.е. в ДВЗЯИ говорится о том, что государство, которое подписывает Договор, обязуется вообще не производить никаких ядерных взрывов. Как вы помните, в 1967г. индийцы взорвали свою первую атомную бомбу и утверждали, что этот взрыв был произведен в мирных целях, хотя в мировом сообществе считалось, что это не так. Таким образом, статья 5 как бы повисла в воздухе из-за того, что есть соответствующее положение Договора о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

Статья 6. Она является очень важной. Вокруг нее все время ведутся дискуссии в ходе обзорных конференций ДНЯО (которые проводятся раз в 5 лет). Она звучит так: каждый участник Договора обязуется в духе доброй воли (еще раз подчеркиваю: каждый участник, т.е. и ядерные государства и неядерные) вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также вести переговоры о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международном контролем. Каждые 5 лет во время обзорной конференции значительное количество стран, особенно из движения неприсоединения, критикуют ядерные державы за то, что нет существенного прогресса в прекращении гонки вооружений. На что ядерные державы, и особенно Россия и США, вполне справедливо отвечают, что за последние годы сделано очень много. При этом говорится о соглашении по ракетам среднего и меньшего радиуса действия, которое ликвидировало целый класс ядерных вооружений: у России это СС-20 или "Пионер", у США -- "Першинг".

Кроме этого мы говорим о сокращениях в рамках СНВ-1 -- действительно, сокращения здесь очень существенные. К 2001г. в итоге у Россия и США, оказалось по 6000 ядерных боезарядов, а к моменту переговоров было -- точных данных нет, но называется цифра -- 12000-14000 боезарядов. Т.е. в 2 раза сократили. В пользу России говорится, что мы разработали и подписали Договор о запрещении ядерных испытаний. Что интересно, в 2000г., когда была обзорная конференция ДНЯО, позиция России выглядела гораздо более солидной, потому что мы только что ратифицировали Договор СНВ-2, а американцы этого не сделали. Мы к этому времени ратифицировали и Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Американцы же сделали поворот на 180 градусов и заявили, что Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний не отвечает их национальным интересам по той причине, что перспективы международных событий непредсказуемы, а Америке надо бы совершенствовать свое ядерное оружие, что на основе только расчетно-компьютерных моделей осуществить невозможно, т.е. надо производить ядерные испытания. Кстати говоря, они свою логику развивают на практике. Примерно год назад американским руководством было принято решение, что надо готовить ядерный полигон в Неваде к тому, чтобы он в течение 18 месяцев при необходимости мог быть готов к возобновлению ядерных испытаний.

Вы знаете, что в мае прошлого года был подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (СНП). Примерно месяц-полтора назад президент Путин внес этот Договор на ратификацию в Думу, и в тот момент, когда должны были начаться первые слушания в Думе, начались военные действия в Ираке. Как вы знаете, по этой причине Дума отложила слушание Договора о СНП, хотя недели за три до этого поступила информация, что американцы Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов ратифицировали. Здесь подход может быть разный. Надо России ратифицировать Договор или нет? Я лично считаю, что надо, потому что в отличие от Договора СНВ-2, СНП оставляет нам гораздо больше пространства для маневра, по крайней мере, там не расписываются в каких крыльях ядерной триады должно размещаться ядерное оружие, и какое количество различных носителей можно иметь (подводные лодки, ракеты, самолеты и т.д.) Это каждая страна определяет сама. Хотя есть и определенные противоречия. В Договоре говорится, что сокращение до 1700-2200 боезарядов, если он будет реализован, должно быть осуществлено к 2012г., но не уточняется, когда этот процесс начнется. Но в целом, лично у меня такая оценка, что с учетом состояния наших стратегических сил, надо его ратифицировать.

Как реагировать на критику в отношении всеобщего ядерного разоружения? В Женеве работает конференция по разоружению. Она уже многие годы работает, и разработала, в частности, Конвенцию о запрещении химического оружия. Там же был разработан Договор о всеобъемлющем запрещении испытаний ядерного оружия и многое другое. Сейчас неприсоединившиеся страны требуют, чтобы был создан спецкомитет в рамках конференции по разоружению, который бы разработал Договор о всеобъемлющем ядерном разоружении в фиксированных временных рамках. Здесь все пять ядерных держав, в том числе и мы, дружно выступают против этого, считая, что здесь спешка неуместна с учетом поэтапного процесса сокращения ядерных вооружений в рамках российско-американских договоренностей. Французы и китайцы говорят, что они будут готовы присоединиться к процессу ядерного разоружения, когда по своим ядерным потолкам своим приблизятся к уровню России и США. Вы знаете, что и Франция и Китай по количеству ядерных боезарядов в десятки раз отстают от нас.

Уже лет 10 топчется конференция вокруг разработки конвенции или договора о запрещении производства расщепляющихся материалов для оружия. Задача эта непростая. Для нас этот вопрос не очень актуален, поскольку Россия -- так же, как и американцы, французы и англичане -- уже больше 10 лет перестали нарабатывать высокообогащенный уран и плутоний для оружия. У нас запасов достаточно. Но это касается таких стран, которые не являются членами Договора -- Израиля, Пакистана и Индии -- у каждого из которых своя логика. Вот, например, Пакистан считает, что Индия наработала больше плутония, чем Пакистан. Это действительно похоже на правду, потому что Пакистан пошел по урановому пути создания ядерного оружия, а Индия -- по плутониевому пути. Пакистанцы говорят: давайте не только запретим производство нового количества расщепляющихся материалов, но и будем осуществлять контроль за ранее произведенными расщепляющимися материалами. Здесь получается, по крайней мере с нашей точки зрения, полный абсурд. У нас эти ядерные материалы находятся и в головных частях ракет, находящихся на боевом дежурстве, и на подводных лодках. Если бы пакистанское предложение было принято, то это было бы равносильно немедленному ядерному разоружению, т.к. пришлось бы "заморозить" все, что у нас было произведено. И потом непонятно, как быть с расщепляющимися материалами, которые находятся в ядерных боезарядах на ракетах, которые стоят на боевом дежурстве.


Статья 7 говорит о том, что ни одно из положений Договора не затрагивает права групп стран заключать региональные договоры с целью обеспечения отсутствия ядерного оружия на соответствующих территориях. Здесь мы подошли к зонам, свободным от ядерного оружия, которых создано уже несколько. Я вам говорил о бесплодных попытках создать такую зону на Ближнем Востоке в связи с особой позицией Израиля. Смысл создания зон, свободных от ядерного оружия в том, чтобы исключить присутствие ядерного оружия в зоне, включая воздушное пространство. Естественно, здесь повторяются те же обязательства, которые имеются в ДНЯО, что все государства, которые входят в эту зону, не будут производить и приобретать ядерного оружия, а также разрешать другим государствам размещать, хранить или испытывать ядерное оружие на территории этой зоны. Со своей стороны, ядерные державы, официально признавая такую зону, берут на себя обязательство уважать ее статус, т.е. не размещать оружие на этой территории, не производить ядерные испытания в этой зоне. И кроме этого, они предоставляют государствам, входящим в такие зоны, негативные гарантии -- не применять против этих государств ядерного оружия и не угрожать им. В хронологическом порядке такие зоны созданы в Латинской Америке, в Южной части Тихого океана и в Африке. В Латинской Америке -- Договор Тлателоко, подписан в 1967г., там 32 государства-участника из Латинской Америки и Карибского бассейна. Мы признали эту зону в 1978г. и подписали протоколы, которые подписываются ядерными государствами. Следующий Договор -- Южная часть Тихого океана, Договор Раратонга, подписан в 1995г. Там 15 участников, такие страны как Австралия, Новая Зеландия. Там тоже есть дополнительные протоколы о негативных гарантиях, т.е. гарантиях о неприменении ядерного оружия, которые мы подписали в 1996г. Еще одна зона -- в Африке, Договор Пелиндаба, его подписывали в городе Пелиндаба, в Южной Африке, там уже 54 государства, подписан в 1996г. Однако, все не так просто. Если посмотреть ядерные доктрины России и США, то там есть такое положение, что мы обязуемся не применять ядерное оружие, за исключением тех случаев, когда на нас или на наших союзников совершено нападение с применением ядерного оружия, или имеется угроза такого применения. За это нас тоже критикуют. Вы знаете, что американцы пошли еще дальше. По сути дела, в американской концепции национальной безопасности говорится о том, что они применят ядерное оружие в том случае, если какая-либо из стран применит против американских войск оружие массового уничтожения такое, как биологическое, химическое и т.д. Т.е. есть определенные сложности.

Статья 8 Договора. Это о поправках в договор. Поправки должны быть одобрены большинством участников обзорной конференции ДНЯО. Я вам говорил, что потенциально возможна поправка о том, чтобы признать Индию, Пакистан и Израиль ядерными государствами. Для этого на обзорной конференции ДНЯО должно быть внесено такое предложение и большинством голосов принято, но все равно это решение не вступит в силу до тех пор, пока это большинство не ратифицирует такую поправку соответствующим образом.

Каждый участник Договора может выйти из этого Договора, если решит, что связанные с содержанием этого Договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны.

В 1970г. срок действия ДНЯО был определен в 25 лет. В 1995г. Договор продлили бессрочно.

В статье 10 как раз и было зафиксировано, что через 25 лет после вступления Договора в силу должна созываться конференция, чтобы решить, должен ли Договор оставаться в силе бессрочно или надо продлевать его на определенный дополнительный срок. В апреле 1995г. такая конференция была созвана. Задача бессрочного продления была очень непростой. Но российские дипломаты неплохо поработали, положительную роль сыграла делегация Южной Африки, которая предложила конференции принять в дополнение к Договору документ "Принципы и цели ядерного нераспространения и разоружения", в котором были зафиксированы ключевые положения, отражающие интересы неядерных государств. Вот тогда ситуация переломилась и консенсусом было принято решение о бессрочном продлении Договора.

Скажу несколько слов о МАГАТЭ, о ее истории. Агентство было создано в 1957г. как глобальная межправительственная организация международного сотрудничества в области применения атомной энергии в мирных целях. В ту пору, естественно, Договора о нераспространении ядерного оружия еще не существовало, и речь шла о создании организации, которая способствовала бы использованию атомной энергии в мирных целях, т.е. тогда еще функции контроля за нераспространением МАГАТЭ не обладал. А вот когда в 1970г. вступил в силу ДНЯО, очень важной функцией МАГАТЭ стало осуществление контроля в связи со статьей 3 Договора о нераспространении ядерного оружия, о которой я вам уже говорил.

Начало

Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2003г.