Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Режим нераспространения ядерного оружия

В.И. РЫБАЧЕНКОВ, кандидат технических наук, советник Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ

Стенограмма лекции В.И. Рыбаченкова, состоявшейся 25 апреля 2002 г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса "Стратегические вооружения и проблемы безопасности"

Часть 1 | Часть 2


Военное применение атомной энргии началось в 1945 году, когда американцы провели сначала провели испытание в пустыне Аламогордо (шт. Нью-Мексико), а затем применили ядерное оружие в Хиросиме и Нагасаки. С этого момента начался отсчет и советской военной ядерной программы. В августе 1949 года мы провели испытание первой атомной бомбы. Чуть позже к клубу ядерных держав присоединилась Великобритания, потом Франция и Китай. На сегодняшний день мы имеем 5 ядерных держав, официально признанных и зафиксированных в Договоре о нераспространении ядерного оружия.

Одновременно пытливая мысль ученых работала над мирным применением атомной энергии. Как вы знаете, в 1954 году в Обнинске была открыта первая в мире атомная электростанция. Возник баланс между военным применением атомной энергии и мирным применением. В международных кругах стали думать о том, как бы не допустить расползания ядерного оружия по земному шару, что могло бы вызвать еще большее углубление нестабильности в мире. Как сделать так, чтоб не увеличить количество ядерных держав и одновременно открыть путь к применению ядерной энергии в мирных целях? Нельзя забывать, что после завершения второй мировой войны у многих в голове были мысли об опасности возрождения Германии и возможности обладания ею ядерным оружием. В этот период началась работа в международных форумах по разработке Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО). Обо всех деталях процесса, что и где проходило, я не буду говорить. Отмечу, что депозитариями этого договора стали три страны: США, СССР и Великобритания. В 1968 году в столицах трех государств, депозитариях договора, был открыт процесс подписания этого договора. Для его вступления в силу было поставлено следующее условие - он должен был ратифицирован тремя депозитариями: Англией, Советским Союзом и США и еще сорока государствами, что и состоялось в апреле 1970 года, когда этот договор вступил в силу.

В дальнейшем к нему начали присоединяться другие государства и на сегодняшний день этот договор имеет наибольшее количество участников по сравнению с другими международными соглашениями. Сейчас 187 государств являются участниками ДНЯО.

На сегодняшний день имеется 4 государства, которые не являются участниками ДНЯО. Это Израиль, Индия, Пакистан и, как ни странно, Куба, которая собирается вот-вот присоединиться, но никак не присоединится к договору.

Последовательными критиками этого договора являются индийцы, которым вторят пакистанцы. Индийцы говорят о дискриминационном характере Договора. Они ставят вопрос о том, почему только 5 держав присвоили себе право быть ядерными, а другие не могут, хотя это, может быть, отвечает интересам их национальной безопасности. Поэтому они не присоединяются к договору. Ко всему прочему, как вы знаете, весной 1998 года Индия провела ядерные испытания, а затем вслед за ней и Пакистан. Сейчас возникла интересная ситуация. Де-факто Индия и Пакистан являются ядерными государствами, а де-юре они ими не являются. И их попытки присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве ядерных держав ни к чему не приводят потому, что не только пять ядерных держав, но и большинство остальных членов (практически, все остальные члены договора) категорически возражают против этого.

Замечу, что вот так просто объявить, что они являются ядерными и придать им ядерный статус нелегко потому, что есть договор, в одной из статей которого говорится, что для целей Договора о нераспространении ядерного оружия ядерными державами признаются государства, осуществившие ядерный взрыв до 1 января 1967 года. Даже если бы захотелось придать статус ядерных держав Индии и Пакистану, пришлось бы менять сам договор, а это не так просто. Это значит, что на конференции, которая раз в 5 лет собирается для рассмотрения действия Договора по распространению ядерного оружия (которые проходили у нас последовательно в 1995 году, в 2000 году, а следующая будет в 2005 году) необходимо такое решение принять большинством на самой конференции, а затем нужно, чтобы это решение было ратифицировано всеми членами Договора.

Следует отметить, что индийцы хотели бы стать участниками Договора о нераспространении ядерного оружия и еще по одной причине. В настоящее время у них принята долгосрочная программа развития ядерной энергетики, к реализации которой они хотели бы привлечь ряд стран, в том числе западных стран и Россию. У них пока очень малая мощность, которую вырабатывают атомные электростанции, маломощные реакторы. Поэтому Индия хотела бы получить, например, наши легководные энергетические реакторы мощностью 1000 МВт. В чем же заключается проблема? Есть группа ядерных поставщиков, членами которой мы также являемся. Этой группой в 1992 году принято решение о том, что условием экспорта ядерного оборудования и ядерных материалов в любую страну должно быть наличие полноохватных гарантий МАГАТЭ, т.е. полного контроля МАГАТЭ за всей мирной ядерной деятельностью страны. Этого ни в Индии, ни в Пакистане нет.

Что можно сказать про Израиль? Быть участником Договора в статусе неядерной державы они не хотят, а стать членом в статусе ядерной державы не могут, так как здесь возникает тормоз, о котором я уже сказал. Официальных подтвержденных данных о своей ядерной военной программе они никогда не давали, никогда не говорят об этом, но неоднократно публиковалась информация экспертов на этот счет, по прикидкам которой Израиль наработал расщепляющиеся материалы, достаточные для создания 50-80 плутониевых бомб. У них в районе Димоны находится известный реактор для наработки оружейного плутония, но туда никогда и никого не пускали. Естественно, Израиль хотел бы стать участником ДНЯО, однако это влечет за собой необходимость подписания с МАГАТЭ соглашения о гарантийной контрольной деятельности. Израильтяне на это не хотят идти, и эта проблема бесконечно обсуждается в МАГАТЭ в контексте создания зоны, свободной от ядерного оружия на Ближнем Востоке. Практически все страны вокруг Израиля являются участниками ДНЯО, имеют контроль МАГАТЭ. Израиль же увязывает свое членство в ДНЯО с завершением общеполитического урегулирования ситуации на Ближнем Востоке, т.е., когда все будет урегулировано и государство Израиль получит гарантии безопасности, тогда он решит вопрос о присоединении к Договору о нераспространении ядерного оружия. Как говорится, "за скобками" дают понять, что ядерное оружие необходимо для защиты малочисленного населения Израиля (порядка 8 миллионов человек) от преобладающих количественно окружающих Израиль арабских государств (сотни миллионов).

Сам договор, который вступил в силу в апреле 1970 года, очень простой и состоит всего из одиннадцати статей.

Статья 1 говорит о том, что все государства договора, обладающие ядерным оружием, обязуются не передавать кому бы то ни было ядерное оружие, другие ядерные взрывные устройства, не помогать, не поощрять, не побуждать какие-либо государства, не обладающие этим ядерным оружием, к производству и приобретению ядерного оружия. Ядерные державы взяли на себя обязательство не передавать неядерным странам ни оружие, ни "know how", ни расщепляющийся материал оружейного качества.

Статья 2 относится к государствам-участникам договора, не обладающим ядерным оружием. Они, со своей стороны, обязуются не принимать передачи от кого бы то ни было ядерного оружия или других ядерных взрывных устройств, а также контроля над таким оружием, ни прямо, ни косвенно не производить и не приобретать каким-либо иным способом ядерное оружие.

Статья 3 определяет роль МАГАТЭ. Понятно, что если государства, не обладающие ядерным оружием, взяли на себя обязательство не разрабатывать, не принимать ядерное оружие и т.д, то это надо как-то контролировать, надо проверять и в статье 3 речь идет о механизме контроля. Каждое из государств-участников договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется принять гарантии, с целью чего оно должно заключить с МАГАТЭ соответствующее соглашение.

С целью проверки выполнения обязательств обозначенных в статье 2, т.е. чтобы не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на создание ядерного оружия и других ядерных устройств и вводится роль МАГАТЭ. В статье 3 говорится о том, что каждое государство, являющееся участником Договора, не обладающим ядерным оружием, обязано заключить с МАГАТЭ соглашение о контрольной деятельности, которое подтверждало бы непереключение ядерных материалов на военные цели.

Что еще важно? Каждое из государств-участников Договора, а это и ядерные, и не ядерные, обязуются не предоставлять исходного или специального расщепляющегося материала, а также оборудования или материала, специально предназначенного или подготовленного для обработки, использования или производства специального расщепляющегося материала любому государству, не обладающему ядерным оружием, для мирных целей, если на этот исходный или специальный расщепляющийся материал не распространяются гарантии МАГАТЭ. По терминологии МАГАТЭ исходным материалом является, например, природный необогащенный уран, а специальным расщепляющийся материал становится после его обогащения.

Специально созданный Комитет Цандера определяет перечень оборудования и материалов, которые подпадают под действие контроля. Этот комитет ведет специальные перечни (trigger lists) материалов и оборудования. Этот перечень включает ядерный реактор, компрессоры, насосы, цирконий, графит и т.д., и этот список регулярно обновляется. Ничего из этого списка нельзя передавать кому бы то ни было без уверенности или без знания того, что это стоит под контролем МАГАТЭ.

Статья 4 - очень важная. Неядерные государства были обеспокоены не помешает ли контроль МАГАТЭ мирному использованию атомной энергии? В этой статье говорится, что никакие положения ДНЯО не следует истолковывать, как препятствующие неотъемлемому праву всех участников договора развивать использование ядерной энергии в мирных целях без дискриминации, с учетом, конечно, требований статей 1 и 2, т.е. при том понимании, что при использовании в мирных целях, материал не будет переключаться на военные цели.

Снова вернусь к Индии и Пакистану. Года полтора назад у Индии возникла проблема с атомной электростанцией в г.Тарапур, которую в свое время строили американцы. Первое время американцы поставляли топливо, потом отказались, и топливо стали поставлять французы, а потом китайцы. И вот два года назад оказалось, что Индии больше некому поставлять это ядерное топливо. Они обратились к нам с просьбой поставить топливные таблетки. Мы им поставили, но все это обернулось шумной компанией, на нас вылили кучу критики, что мы нарушаем положение группы ядерных поставщиков (ГЯП), ибо мы не имеем права поставлять Индии специальные расщепляющиеся материалы, потому что все ее мирная деятельность не поставлена под контроль МАГАТЭ.

Логика же нашего ответа была такова: в положении ГЯП есть ссылка на исключительные ситуации, в которых могут осуществляться поставки. В Тарапуре такая ситуация и возникла - появился риск ядерной аварии из-за возможного разбухания старых тепловыделяющих сборок.

Вышеизложенное относится к вопросу о том становиться или не становиться участником ДНЯО. Здесь возникает дилемма: если государство хочет развивать мирную атомную энергию без всякой дискриминации, тогда надо быть участником Договора. Если же государство не хочет быть участником Договора, оно должно сознавать, что ему придется заплатить определенную плату за это в виде санкций и запретов на поставку ядерных материалов оборудования в страну.

Статья 5. В ней говорится о мирном применении ядерных взрывов (так называемые мирные ядерные взрывы). Вы знаете, что в СССР активно этим занимались. В частности, для создания подземных резервуаров, газохранилищ использовались мирные ядерные взрывы. В СССР было осуществлено около 50 таких взрывов.

В этой статье говорится о возможности извлекать потенциальные блага от мирного применения ядерных взрывов под международным контролем. В 1996 году был подписан Договор о запрещении ядерных испытаний (ДВЗЯИ). В Женеве в течение нескольких лет разрабатывали текст Договора и там возникла дискуссия, а как быть с мирными ядерными взрывами? Большинство пришло к выводу, что отличить мирный ядерный взрыв от военного ядерного взрыва невозможно. И поэтому было принято решение, что эта категория взрывов исключается как таковая, т.е. в Договоре с всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний говорится о том, что государство, которое подписывает этот договор, обязуется вообще не производить никаких ядерных взрывов. Действительно, отличить военный взрыв от мирного очень трудно. Я вам приведу такой пример. В свое время в 1976 году, когда индийцы взорвали свою первую атомную бомбу, они доказывали, что этот взрыв был произведен в мирных целях, хотя все понимали, что это не так.

Статья 6 является исключительно важной. Вокруг нее все время ведутся дискуссии во время обзорных конференций ДНЯО. Послушайте, как она звучит: "Каждый участник настоящего договора обязуется в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений в ближайшем будущем и ядерному разоружению, а также о Договоре о всеобщем и полном разоружении под строгим и эффективным международным контролем". Каждые 5 лет во время обзорных конференций Договора, масса стран, особенно относящихся к движению неприсоединения, критикуют ядерные державы за то, что нет существенного прогресса в прекращении гонки вооружений. На что ядерные державы отвечают, что за последние годы здесь очень много сделано. При этом говорится о соглашении по ракетам среднего и меньшего радиуса действия, которое ликвидировало целый класс ядерных вооружений - у России СС-20, у США "Першинг". Говорится, естественно, о параметрах сокращений в рамках СНВ-1. Отмечается также, что подписан Договор о запрещении ядерных испытаний. Только что мои коллеги вернулись с очередной сессии подготовительного Комитета обзорной конференции ДНЯО 2005 года. Там порядок такой: каждый год в течение 4-х лет проводятся подготовительные Комитеты и потом уже проводится сама конференция. Наша позиция в Нью-Йорке выглядела гораздо более солидной и обоснованной потому, что мы ратифицировали Договор СНВ-2, хотя американцы сейчас об этом Договоре речь уже не ведут, а также ДВЗЯИ. Для них сейчас это не актуально. Вы знаете, что сейчас готовится встреча Буша и Путина. Возможно, 23 мая будет подписан юридически обязывающий документ о сокращении стратегических наступательных вооружений. Количественные параметры вам известны.

Американцы отказались ратифицировать Договор о запрещении всеобъемлющих ядерных испытаний, но пока придерживаются моратория на ядерные испытания. Это стратегия новой американской администрации. Они предпочитают не заключать международных договоров, которые как-то ограничивают свободу их действия в плане, как они считают, поддержания необходимого уровня национальной безопасности. Здесь за последнее время идет много дискуссий, подбрасываются новые идеи в плане проверки реакции общественности.

Министр обороны США Рамсфелд высказался в том плане, что, вероятно, Америка откажется от принципа негативных гарантий по отношению к странам, не имеющим ядерного оружия. Что такое негативные гарантии? Неядерные страны отказались от ядерного оружия, а где гарантия того, что против них не будет совершена агрессия с применением ядерного оружия? В этой связи ядерные державы неоднократно подтверждали (последний раз в 1995 году была принята на этот счет резолюция Совета Безопасности ООН) отказ от применения ядерного оружия против неядерных стран. Так вот Рамсфелд сказал, что США, вероятно, откажутся от негативных гарантий в контексте события 11 сентября 2001 года потому что террористы могут применить оружие массового уничтожения, включая ядерное, химическое и бактериологическое. Поэтому Америка будет применять решения с учетом развития событий. При этом, если на Америку будет совершена агрессия с использованием оружия массового уничтожения, возможно, она применит и ядерное оружие.

Продолжение

Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002 г.