Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Нераспространение ядерного оружия и запрет на ядерные испытания. Режим инспекций МАГАТЭ

Владимир Иванович РЫБАЧЕНКОВ
к.т.н., советник Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ

Стенограмма лекции В.И. Рыбаченкова, состоявшейся 25 марта 2003г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
"Режим нераспространения и сокращения оружия массового уничтожения и национальная безопасность"

Часть 1 | Часть 2


Как вы помните из истории, американцы к концу второй мировой войны разработали, изготовили и в августе 1945г. применили ядерное оружие. Дальше уже мы за три-четыре года сделали свою бомбу и в августе провели испытания первой атомной бомбы. Кстати говоря, буквально 3 недели назад, я был в г. Снежинск, он же Челябинск-70, это второй наш ядерный военный центр после Сарова (Арзамаса-16), где тоже разрабатывалось значительное количество ядерных боезарядов для военно-морского флота и для авиации. Хочу показать вам фотографии, сделанные на фоне так называемой "кузькиной матери". Это самый мощный термоядерный заряд, который когда-либо был создан в мире. Это произошло таким образом. Где-то, в начале 60-х годов американцы стали увеличивать мощность своих взрывов: 2 мегатонны, 4 мегатонны. Взрывы происходили тогда в воздушной среде, это уже потом, в 63г. был подписан договор о запрещении испытании в трех средах. А тогда американцы взрывали на атоллах в Тихом океане, мы взрывали сначала в Семипалатинске, а потом уже на Новой Земле. Так вот, Никита Сергеич рассердился, и дал задание ученым, в частности, Сарову, изготовить самую мощную бомбу в мире. Она была изготовлена, и назвали ее, с учетом любимого выражения Хрущева, "кузькина мать". Как рассказывали ученые в Снежинске, вначале речь шла о создании бомбы мощностью в 100 мегатонн. Но вмешался Сахаров и сказал, что можно сделать такую бомбу, но экологические последствия от взрыва такой бомбы предусмотреть очень трудно. Снизили до 50 мегатонн. Ядерный заряд разрабатывали и изготавливали в Сарове, а вот корпус этой бомбы -- в Снежинске. superbomb Размеры парашюта составили 40м х 40м = 1600 кв.м. Бомба была настолько велика по габариту, что ее подвесили к фюзеляжу самолета (Ту-95), потому что ни в один люк она не влезала. Спустили с парашютом, но был риск, что мог погибнуть экипаж этого самолета-бомбардировщика, который ее сбрасывал. Бомба взорвалась в тот момент, когда они уже отошли от эпицентра на 100 км, едва уцелели. Как рассказывали, обгорел хвост, но к счастью, они не погибли. Эффект был такой: эхо обогнуло земной шар трижды, а в Крыму проявилось явление северного сияния. Если бы было 100 мегатонн, то трудно сказать, какие были бы последствия. Ясно, что это был демонстрационный взрыв, потому что такую бомбу, конечно, никуда нельзя было доставить, радиус действия самолета был невелик.

С чем связан этот визит? Американский посол Александр Вершбоу попросил допустить его в Снежинск (он до этого был в Сарове для ознакомления с итогами российско-американского сотрудничества по таким направлениям, как учет, контроль и физзащита ядерных материалов, конверсия атомных городов, и т.д.) groupphoto Здесь на фотографии: Александр Вершбоу, министр А.Ю. Румянцев, директор центра Челябинск-70 Г.Н. Рыкованов. А на переднем плане вы видите артиллерийский ядерный снаряд калибром 152 мм и мощностью 1 килотонна. Что самое потрясающее, в это трудно поверить, в момент выстрела ускорение снаряда в стволе составляет 12000g. Вы можете себе представить, какую нужно было создать конструкцию ядерного заряда, чтобы ни ядерная часть не была повреждена, не произошли какие-то деформации, плутониевый шар окруженный обычным взрывчатым веществом, электроника... На заднем плане та самая "кузькина мать".

Итак, после войны, в результате сложившейся ситуации, постепенно сложился ядерный клуб из 5 ядерных держав: первые американцы, потом мы, англичане, французы, и значительно позже китайцы. Но в этот же период уже многие думали об опасности расползания ядерного оружия по земному шару, и в частности озабоченность у многих европейских держав и у Советского Союза вызывала Германия. С учетом страшного опыта нацизма в Германии необходимо было сделать все, чтобы эта страна никогда не овладела ядерным оружием. Вот в этот момент и начали задумываться о разработке международного договора, который позже воплотился в Договор о нераспространении ядерного оружия. Над ним долго работали в Женеве в рамках конференции по разоружению, и в итоге в 1968г. его подписали 3 страны-депозитария: Великобритания, СССР и США. По условию договора, он мог вступить в силу только после того, как к нему присоединилось бы еще 44 государства. Это случилось в 1970г. С апреля 1970г. этот договор действует.

На сегодняшний день 188 государств являются участниками Договора о нераспространении ядерного оружия. Это самый большой договор по количеству участников. За последнее время присоединилась к договору Куба, это было в прошлом году, и таким образом на сегодня вне договора осталось три страны: Израиль, Индия и Пакистан. Последовательными критиками договора являются индийцы, которые говорят о его дискриминационном характере. Они спрашивают: а почему в сущности только 5 государствам разрешается иметь ядерное оружие, и больше никто этого не может сделать. Они говорят о дискриминации, и считают, что в целях национальной безопасности они должны обладать ядерным оружием. Но дело в том, что в самом договоре зафиксировано, что по этому договору ядерными державами являются те государства, которые осуществили ядерный взрыв до 31 декабря 1967г. Пакистанцы, вторя индийцам, говорят о дискриминационном характере -- почему пять держав присвоили право владеть ядерным оружием, а другим это не разрешено. Как вы знаете, они последовательно придерживались этой логики, и весной 1998г. Индия, и вслед за ней Пакистан провели ядерные испытания. Таким образом, на сегодняшний день возникла своеобразная ситуация: де-факто Индия и Пакистан являются ядерными государствами, в настоящее время они создают стратегические ядерные силы, управление этими силами, а де-юре они не являются ядерными государствами. Они намекают, что хорошо бы их тоже признали в качестве ядерных держав, и тогда бы они тоже присоединились к договору о нераспространению ядерного оружия. Но это дело совсем непростое.

Во-первых, все остальные участники Договора категорически возражают против этого, и кроме этого, придать ядерный статус Индии и Пакистану (и не надо забывать еще Израиль) совсем непросто. Как я уже сказал, для целей ДНЯО ядерными державами признаются государства, осуществившие взрывы до 1 января 1967г. Если бы даже кому-то захотелось признать Индию, Пакистан и Израиль ядерными государствами, то пришлось бы менять текст самого договора. Что это значит? Каждые 5 лет собирается конференция по рассмотрению договора о нераспространении ядерного оружия, на такой конференции в 1995г. было принято решение о бессрочном продлении договора (изначально он действовал только 25 лет). Так вот, нужно на очередной конференции принять большинством голосов решение о признании ядерными новых государств, а затем нужно, чтобы это решение было этим большинством ратифицировано. Задача непростая. Теперь еще одна проблема, коль я заговорил об индийцах. Они хотели бы стать членами договора о нераспространении ядерного оружия вот еще по какой причине: в Индии пока слабо развита атомная энергетика, станций довольно много, но все очень маломощные, в совокупности около двух гигаватт мощности. И вот Индия разработала долгосрочную программу развития атомной энергетики, ориентируясь на легководные реакторы типа советского реактора (или российского реактора) ВВЭР-1000 (мощностью 1000 мегаватт). Но дело вот в чем.

Есть Группа ядерных поставщиков (ГЯП), которая существует уже лет 15-20, и мы тоже являемся ее членами. В 1992г. ГЯП приняла решение о том, что условием экспорта ядерного оборудования и ядерных материалов в любую страну должно быть наличие полноохватных гарантий МАГАТЭ, т.е. полного контроля МАГАТЭ за всей мирной ядерной деятельностью страны. Но этого нет ни в Индии, ни в Пакистане. Мы сейчас испытываем в этой связи большие трудности. Россия находится в активной стадии строительства атомной электростанции в Индии, в городе Кудам-Кулан. Межправительственное соглашение о строительстве этой станции было подписано еще в 1988г., и поэтому мы говорим: закон обратной силы не имеет. Решение группы ядерных поставщиков, о котором я говорил, было принято в 1992г., поэтому мы имеем право строить эту станцию. Хотя мы, как члены ГЯП, признаем принцип полноохватных гарантий, без которых невозможно взаимодействие в ядерной области, но в данном случае считаем, что индийскую АЭС строить можем. И конечно, нам очень хотелось бы участвовать в развитии долгосрочной программы развития атомной энергетики Индии, но сейчас это очень проблематично. Года два назад Индия обратились к нам с просьбой поставить урановые топливные таблетки для ядерного блока АЭС в г. Тарапур. Эту станцию строили американцы, потом отношения осложнились, они перестали поставлять топливо, затем подключились французы, китайцы и в итоге некому стало поставлять топливо. Поставили мы не очень большой объем этих таблеток, но реакция в группе ядерных поставщиков была очень негативной. Мы исходили из того, что в положении о ГЯП есть упоминание о поставках в чрезвычайных обстоятельствах. В чрезвычайных обстоятельствах можно поставлять -- когда кризисная ситуация, блок может взорваться и т.д. И мы говорили, что на той индийской станции начинают разбухать ТВЭЛы, может быть авария, и вот поэтому мы поставили топливные таблетки. С трудом мы эту поставку осуществили, но по сути дела, это была разовая поставка, связанная для нашей страны с определенными издержками. Но пока действует, который воплощен в российском экспортном законодательстве, запрещающем под угрозой уголовной ответственности поставлять ядерные материалы и ядерное оборудование в те страны, которые не имеют гарантий МАГАТЭ.

Что можно сказать про Израиль. Он тоже отказывается участвовать в договоре о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерной державы. Ядерной державой де-юре Израиль тоже не может стать по тем же причинам, что и Индия и Пакистан. Официальных подтвержденных данных о своей ядерной военной программе Израиль никогда не давал, но западные эксперты неоднократно публиковали информацию на этот счет, и по их прикидкам Израиль наработал расщепляющихся материалов достаточно для создания около 100 плутониевых бомб. В пустыне Димон у них есть реактор, который, как мне кажется, сейчас остановили, т.к. он уже исчерпал свой срок эксплуатации. Вот там они свой плутоний и нарабатывали. Очень много помощи им оказывали и французы, и американцы. С точки зрения изготовления самих боезарядов без проведения испытаний: испытания эти необходимы, так как фактически невозможно ставить на вооружение ядерные заряды, если не было испытаний. Но в данном случае, вероятнее всего, необходимые данные они получили извне. То есть Израиль имеет определенное количество ядерных боезарядов и осуществил -- есть такое неуклюжее слово -- вепонизацию. Одно дело взорвать ядерный боезаряд где-нибудь на вышке, как это делали американцы в пустыне Аламогордо в 1945г., другое дело -- создать заряды, которые можно поместить в самолет или в головную часть ракеты. Я думаю, что Израиль, в отличие от Индии и Пакистана, вепонизацию осуществил. Индия и Пакистан сейчас этим активно занимаются.

Напомню вам интересную историю. 15 лет назад произошла утечка информации о ядерном потенциале Израиля. На реакторе в Димоне работал ученый Мордехай Вануну, у него были пацифистские настроения. Он уехал из страны и многое рассказал зарубежным журналистам, о том, что делается в Димоне, что там нарабатывается плутоний, для каких целей. Это очень не понравилось Израилю и израильская разведка Моссад предприняла активные меры, чтобы затащить его обратно в Израиль. Вануну жил в это время в Лондоне. К нему подослали красивую итальянку, дальше вы понимаете, что случилось. Она заманила его в Италию, где израильтянам было легче его выкрасть, что и было сделано. Он получил пожизненное заключение и до сих пор сидит в израильской тюрьме. Вот такая история. Но это сигнал был очень серьезный. У американцев есть такой жаргонный термин: человека, которому что-то не нравится, который считают, что что-то делается не на благо человечества, мирового сообщества, они называют "вистлблоуэр" (по-русски -- свистун). То есть вистлблоуэры -- это те, кто выдают сигнал тревоги исходя, конечно, из моральных, а не из материальных соображений. Мордехай Вануну за свою информацию никаких денег не брал, хотя, я думаю разведкам многих стран информация такого рода была бы очень интересна. А он просто выступил в прессе с разоблачением этой программы.

Тот факт, что Израиль не является членом ДНЯО, очень осложняет ситуацию с созданием зоны, свободной от ядерного оружия, на Ближнем Востоке. Я уже почти 10 лет участвую в генеральных конференциях МАГАТЭ. На каждой конференции возникает трудная ситуация, арабские страны резко критикуют Израиль за то, что это единственная страна в регионе, которая не присоединилась к Договору, и не желает этого делать. А посему, перспектива создания зоны, свободной от ядерного оружия, здесь практически отсутствует. Как всегда, израильтяне выступают с заявлением о том, что они прежде всего стремятся к завершению процесса общеполитического урегулирования на Ближнем Востоке, то есть когда Израиль получит гарантии безопасности, тогда он решит вопрос о присоединении к договору о нераспространении ядерного оружия.

Итак, выражая позицию МИД, я должен сказать, что мы исходим из того, что ДНЯО, который вступил в силу более 30 лет назад, является краеугольным камнем режима нераспространения, играет ключевую роль в укреплении стратегической стабильности на региональном и глобальном уровне. Действительно, ничего другого у нас на этот счет нет. Можно подвести какие-то итоги. Что же произошло за эти 30 лет? Как я говорил, в 1995г. была проведена обзорная конференция по Договору, которая приняла историческое решение о бессрочном его продлении, что тоже далось непросто. С этой поры к Договору присоединились еще 9 государств. И вот после того, как в 2000г. к нему присоединилась Куба, в ДНЯО стало 188 стран-участниц, и только три остались вне его. Надо признать, что за эти годы договор доказал свою эффективность в противодействии расползанию ядерного оружия. В 1961г. президент США Джон Кеннеди прогнозировал, что в недалеком будущем появится 15-20 ядерных государств. А на сегодняшний день мы имеем: как было 5 ядерных государств в момент подписания Договора о нераспространении ядерного оружия, так и осталось. Но вот появились три новых де-факто ядерных государства -- те о которых я говорил. Важно также, что с 1945г., после бомбардировок японских городов не было военного применения ядерного оружия, а такие страны, как Южная Африка, Украина, Казахстан и Белоруссия присоединились к ДНЯО в качестве неядерных государств. Вы, вероятно, помните историю, которая произошла в Южной Африке. Эту страну выгнали из МАГАТЭ за режим апартеида, и некоторый период там не было никаких инспекций. В 1992г., очевидно, предчувствуя переход власти к черному большинству, белое меньшинство решило объявить мировому сообществу и МАГАТЭ, что в стране было изготовлено 8 ядерных зарядов из урана. После такой декларации они пригласили инспекторов МАГАТЭ в Южную Африку, на те места, где были лаборатории, где все это делалось, показали результат ликвидации всех лабораторий, показали, как были разобраны все 8 ядерных устройств. Теперь перед входом в зал Совета управляющих МАГАТЭ стоит миниатюрный плуг, изготовленный в ЮАР из неядерных компонентов ядерного оружия ("мечи, перекованные на орала").

Что касается Казахстана, Украины и Белоруссии, тут дела обстоят следующим образом. С Казахстаном и Белоруссией никаких проблем не было. Они без проблем разрешили нам вывезти все ядерные боеприпасы со своей территорией. А вот с Украиной были проблемы. В 1992г. одновременно с Договором СНВ-1 был подписан так называемый Лиссабонский протокол, в соответствии с которым 3 страны: Казахстан, Украина и Белоруссия должны были присоединиться к ДНЯО в качестве неядерных государств. И только в этом случае одновременно вступало бы в силу соглашение СНВ-1. Оно не вступало в силу до декабря 1994г.

В определенных политических кругах Украины, в том числе в Верховной Раде, шли разговоры о том, что Украина должна иметь ядерное оружие для обеспечения собственной безопасности. Это были горячие головы, они всерьез не задумывались над складывающейся ситуацией, не думали о том, кто это будет обслуживать эти ядерные боеприпасы, а они действительно требуют серьезного обслуживания. Вы знаете, что с ракетной техникой дело обстояло так, что кооперация с Украиной была большая -- под Днепропетровском делали ракету СС-18 на заводе, где директором когда-то был президент нынешней Украины Л. Кучма. А вот в что касается создания ядерного оружия -- тут никакой кооперации не было. Все делалось на территории России. У нас было два центра-разработчика ядерного оружия -- Арзамас-16 и Челябинск-70, а все расщепляющиеся материалы нарабатывались на Урале и в Сибири. Это НПО "Маяк" под Челябинском, Томск, Красноярск. Все наши 13 реакторов -- наработчиков плутония находились на территории России. Это первое. Второе: в Советском Союзе и сейчас в России (в рамках Министерства Обороны) есть 12-е Главное Управление Министерства Обороны. Очень ответственное и серьезное управление, которое отвечает за поддержание боеготовности и безопасности ядерных боеприпасов на складах и в войсках. У украинцев ничего этого не было. В тот период (1993г.) 12-й Главк стал получать с Украины со спецскладов, где хранились ядерные боеприпасы, тревожные сигналы о том, что там не соблюдаются условия хранения. Было понятно, что некоторые украинские политические деятели вели политическую авантюрную игру, и здесь у нас было полное согласие с американцами, которые тоже проводили серьезную политику с целью добиться того, чтобы Украина присоединилась к ДНЯО в качестве неядерного государства, и чтобы оттуда были вывезены все ядерные боеприпасы. И наконец в 1994г. все это состоялось. Верховная Рада Украины приняла соответствующее решение, и все эти боеприпасы начали потихоньку вывозить. Но не без компенсаций. Мы договорились, что за то, что мы забираем ядерные боеприпасы, мы будем бесплатно поставлять на Украину ядерное топливо для атомных электростанций. Вот таким образом закончилась эпопея с Украиной, и в итоге они присоединились к ДНЯО в качестве неядерного государства.

Важно отметить, что Договор является, в первую очередь, базовым международно-правовым документом, давшим импульс разработке внешних барьеров ядерному распространению, то есть таких контрольных механизмов, как гарантии МАГАТЭ, о чем мы попозже поговорим, национальные меры учета и контроля ядерных материалов и экспортный контроль. Это все родилось из Договора о нераспространении ядерного оружия. У меня здесь в брошюрке текст этого договора. Он очень короткий -- всего 11 статей. Вступил в силу в 5 марта 1970-го года. Давайте посмотрим, что эти статьи говорят.

Статья 1 гласит, что все государства, обладающие ядерным оружием, обязуются не передавать ядерное оружие, другие ядерные взрывные устройства, не помогать, не поощрять и т.д. и т.п., странам, не обладающим ядерным оружием, в производстве и приобретении ядерного оружия. В соответствии со статьей 1, ядерные государства взяли на себя обязательства не передавать неядерным странам ни оружие, ни ноу-хау, ни расщепляющиеся материалы оружейного качества. Кстати, статья 1 вызвала определенные трудности, когда возникла необходимость послать инспекторов МАГАТЭ в ЮАР. Они должны были фактически получить доступ к ядерному оружию. Голландцев нельзя посылать, бельгийцев, датчан -- тоже нет. Договорились, что будут направлены россияне и американцы. И вот, чтобы не нарушать положения ст. 1 ДНЯО, в ЮАР поехали эксперты из Снежинска, из Сарова, и из американских национальных лабораторий Лос-Аламоса.

Статья 2 относится к государствам-участникам, не обладающим ядерным оружием. Они, со своей стороны, обязуются не принимать от кого бы то ни было ядерное оружие и другие ядерные устройства, ноу-хау и оружейные материалы, а также не иметь контроль над таким оружием ни прямо, ни косвенно, не производить, не приобретать его и т.д. и т.п.

Переходим теперь к роли МАГАТЭ.

Статья 3. Понятно, что если государства, не обладающие ядерным оружием, взяли на себя соответствующее обязательство, то выполнение его надо как-то проверять, контролировать. И вот именно в статье 3 речь идет о механизме контроля. Там записано, что каждое из государств-участников Договора, не обладающих ядерным оружием, обязуется принять гарантии МАГАТЭ. С этой целью каждое из этих государств должно заключить с МАГАТЭ соответствующее соглашение о гарантийной деятельности. Именно с целью проверки обязательств по статье 2, чтобы не допустить переключения ядерной энергии с мирного применения на создание ядерного оружия, и была введена роль МАГАТЭ. Вот мы и говорим, что в соответствии с ДНЯО каждое неядерное государство должно заключить с МАГАТЭ соглашение о контрольной деятельности.

В 1971г. Совет управляющих МАГАТЭ утвердил типовое соглашение о полноохватных гарантиях для неядерных государств. Этот документ называется "INFCIRC/153" (информационный циркуляр No 153). Именно на основе этого типового соглашения о гарантийной деятельности разрабатывается, а затем и подписывается индивидуальное соглашение МАГАТЭ с каждым государством для осуществления гарантийной деятельности. В этой же статье 3 пункт 2 говорится о том, что каждое из государств-участников ДНЯО (и ядерное, и неядерное) обязуется не представлять исходные или специальные расщепляющиеся материалы, а также оборудование или материалы для использования в мирных целях, если на эти материалы не распространяются гарантии МАГАТЭ. Что такое исходный материал и что такое специальный материал? По терминологии МАГАТЭ исходный материал -- это то, что извлекается из недр, например природный уран. А специальным материал становится после его обогащения: обогащенный уран -- уже специальный расщепляющийся материал. Надо было определить, кто будет решать, каков перечень такого оборудования, ядерных материалов и т.д. Вот тогда был создан комитет Цангера, который и определяет перечень оборудования и материалов, которые попадают под действие контроля. Комитет Цангера ведет специальный перечень, так называемый триггер-лист ядерных материалов и оборудования. Что туда включено? То, что нельзя передавать, не поставив под контроль МАГАТЭ. Например, ядерный реактор, компрессоры, насосы, цирконий, графит. Со временем этот список регулярно обновляется. Самое главное, еще раз повторяю, что из этого списка ничего нельзя передавать неядерным государствам не убедившись, что все это стоит под контролем МАГАТЭ.

Окончание

Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2003г.