Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Режим нераспространения ядерного оружия

В.И. РЫБАЧЕНКОВ, кандидат технических наук, советник Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ

Стенограмма лекции В.И. Рыбаченкова, состоявшейся 25 апреля 2002 г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса "Стратегические вооружения и проблемы безопасности"

Часть 1 | Часть 2


Начало

Еще одно обстоятельство. Речь идет о сокращении срока приведения в готовность испытательного полигона в Неваде. Ранее в США был определен срок подготовки полигона к работе в течении трех лет, а теперь поставлена задача сократить этот срок до 12 месяцев. Очевидно, по этой причине США не ратифицировали ДВЗЯИ. Как вы знаете, создание нового типа ядерного взрывного устройства без испытаний невозможно, сколько бы не говорили об исключительной мощи современных компьютеров и уме физиков-теоретиков.

И еще. В настоящее время разными способами (в виде заявлений на конгрессах, в неофициальных выступлениях американских политических деятелей) американцы пробрасывают идею о том, что сейчас, вероятно, будет ставиться задача разработки нового поколения ядерных боезарядов. Речь идет об устройствах сверхмалой мощности, которые могли бы применяться для оснащения высокоточного оружия для решения задачи борьбы с терроризмом, ликвидации глубоко расположенных бункеров и т.д. Трудно сказать, как будут разворачиваться события.

В Женеве работает конференция по разоружению, которая была создана по решению Спецсессии Генеральной Ассамблеи ООН по разоружению. Это орган уникальный, который работает уже много лет. В ее функции входит проведение переговоров для разработки многосторонних договоров по различным аспектам ограничения вооружений. Количество членов Конференции росло постоянно. Сейчас здесь 61 страна. Ее специфика заключается в принципе консенсуса. Ничего не может принято, если нет консенсуса, т.е. единогласного одобрения какого-либо решения. Итог работы довольно внушительный. В 1968 году была завершена разработка Договора о нераспространении ядерного оружия. В 1971 году закончилась разработка и вступил в силу Договор о запрете на размещение ядерного оружия на дне морей и океанов. В 1972 году была принята Конвенция о запрещении биологического оружия, в 1992 году - Конвенция о запрещении химического оружия. В 1996 году была завершена работа над Договором о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний.

В последнее время работа конференции зависла по следующим причинам.

Во-первых, возникли противоречия по мерам прекращения гонки вооружений. Здесь очень активно ведет себя движение неприсоединения, которое требует создать в рамках Конференции по разоружению Спецкомитет по ядерному разоружению с мандатом выработки Договора о всеобъемлющем ядерном разоружении в фиксированных временных рамках. Россия и другие ядерные державы выступают, считая, что здесь спешка неуместна с учетом поэтапного процесса сокращения ядерных вооружений в рамках двухсторонних российско-американских договоренностей. Французы и китайцы говорят, что они будут готовы присоединиться к этому процессу, как только уровень количества боезарядов в США и в России приблизится к уровням Франции и Китая. Вот этот первый момент, который блокирует работу Конференции.

Второе. Уже около более 8 лет говорится о необходимости разработки Конвенции о запрещении производства расщепляющихся материалов для оружия. Вроде бы все готово, мандат есть, но Спецкомитет не может начать работу, потому что имеют место осложнения со Спецкомитетом по всеобщему ядерному разоружению. Я ранее рассказывал, что де-факто Россия и США уже являются членами такой Конвенции, потому что уже лет 10 не производят ни высокообогащенного урана, ни оружейного плутония. Другие страны, у которых нет ядерного оружия, естественно тоже этого не делают, и они тоже фактически участники этой Конвенции. Таким образом, речь идет о трех странах - Пакистане, Индии и Израиле. В свою очередь, Пакистан и Индия настаивают на осуществлении контроля за ранее произведенными расщепляющимися оружейными материалами. Это никак нас не устраивает. Мы прямо говорим, что это было бы равносильно немедленному ядерному разоружению, т.е. придется "заморозить" все, что у нас произведено. А потом как быть с расщепляющимися материалами, которые находятся в ядерных боезарядах на ракетах, которые стоят на боевом дежурстве и т.д.?

И третье. Китайцы требуют создания Спецкомитета по предотвращению милитаризации космоса. Американцы, по понятным причинам, выступают против. Они отказались от Договора по ПРО и ведут дело к созданию национальной системы противоракетной обороны, возможно, с космическим эшелоном. Что они собираются направить в космос? Одно дело - военное применение космоса: спутники-разведчики, коммуникационные спутники, спутники, которые помогают определять положение объектов на местности. Это неактивное военное применение и совсем другое дело, если начнется реализация того, о чем говорил в свое время Рейган в так называемой знаменитой "стратегической оборонной инициативе". Здесь речь идет о выводе в космос систем оружия.

Никакие положения ДНЯО не затрагивают право какой-либо группы государств заключать региональные договоры с целью обеспечения отсутствия ядерного оружия на их соответствующих территориях. Здесь мы подходим к зонам свободным от ядерного оружия, которых создано уже несколько. Смысл соглашения о зонах, свободных от ядерного оружия заключается в том, чтобы исключить присутствие ядерного оружия в соответствующей зоне, включая воздушное пространство. Обязательства, которые берут на себя участники зоны, свободной от ядерного оружия, предусматривают, что страны, которые входят в эту зону, не будут разрабатывать, испытывать, производить и приобретать ядерное оружие, а также не будут разрешать другим государствам размещать, хранить или испытывать ядерное оружие на территории этой зоны. Со своей стороны, ядерные державы, официально признавая зону, берут на себя обязательство уважать ее статус, т.е. не размещать ядерного оружия на территории зоны, не проводить ядерные испытания в этой зоне. Одновременно они предоставляют государствам, входящим в зону, негативные гарантии, состоящие в обязательстве не применять против этих государств ядерного оружия и не угрожать им. Какие зоны были созданы? В хронологическом порядке они созданы в Латинской Америке, в южной части Тихого океана и в Африке.

Договор Тлателолко о создании зоны, свободной от ядерного оружия, в Латинской Америке, был подписан в 1967 году. В настоящее время его участниками являются 32 государства Латинской Америки и Карибского бассейна. Советский Союз признал эту зону в 1978 году и подписал протоколы к нему, которые должны подписывать ядерные державы в плане негативных гарантий. Следующий договор - по южной части Тихого Океана - Договор Раротонга - был подписан в 1995 году. Там 15 участников: Австралия, Новая Зеландия и др. Там тоже есть дополнительный протокол о негативных гарантиях, который Советский Союз подписал в 1986 году. Третья зона, свободная от ядерного оружия, - в Африке. Договор Пелиндаба, в котором участвуют 54 государства, был подписан в 1996 году. В 1995 году был подписан Договор о создании зоны свободной от ядерного оружия в Юго-Восточной Азии десятью государствами этого региона (так называемый Бангкокский Договор). Эта зона нами и другими ядерными державами пока не признана из-за проблемы включения в нее исключительных экономических зон и континентального шельфа стран-участниц.

Статья 8. Внесение поправок. Можно вносить поправки к ДНЯО, причем текст поправок должен был одобрен большинством участников обзорной конференции Договора. Каждый участник ДНЯО может выйти из него, если решит, что связанные с содержанием настоящего договора исключительные обстоятельства поставили под угрозу высшие интересы его страны. Эта традиционная формулировка любого международного договора. Был определен срок действия этого договора - 25 лет.

В статье 10 зафиксировано, что через 25 лет после вступления Договора в силу созывается Конференция, чтобы решить должен ли договор продолжать оставаться в силе бессрочно или действие договора должно быть продлено на определенный дополнительный период. Это решение принимается ее большинством участников. Как я уже говорил, ДНЯО вступил в силу в апреле 1970 года. В апреле 1995 года, в соответствии со статьей 10, была созвана конференция по обзору действия договора и для решения вопроса о продлении его срока действия. Задача добиться бессрочного продления договора была непростой. Были конечно и запасные варианты, что можно продлить еще на 25 лет. Надо сказать, что удачно поработали наши дипломаты, положительную роль сыграла делегация Южной Африки, которая предложила Конференции принять документ "Принципы и цели ядерного нераспространения и разоружения", в котором были зафиксированы ключевые положения, отражающие интересы неядерных государств.

Вот такая складывается ситуация на сегодняшний день с Договором ДНЯО.

Теперь несколько слов о роли МАГАТЭ. МАГАТЭ была создана в 1957 году, как глобальная межправительственная организация международного сотрудничества в области применения атомной энергии в мирных целях. В ту пору ДНЯО еще не был подписан. Поэтому тогда речь шла о создании организации, которая способствовала бы использованию атомной энергии в мирных целях. Но затем, когда в 1970 году вступил в силу Договор о нераспространении ядерного оружия, естественно, очень важной функцией МАГАТЭ стало осуществление контроля, в связи со статьей 3 ДНЯО. В Агентстве есть специальный Департамент гарантий, который занимается этой работой. Когда еще не было ДНЯО, применялся один вид процедур - контроля - INF\CIRC-66, когда страны ставили под контроль отдельные ядерные установки на своей территории. Потом, как только был принят Договор, стал использоваться документ INF\CIRC-153 , или типовое контрольное соглашение. При этом каждая страна подписывает с МАГАТЭ отдельное соглашение о контроле за всей своей мирной ядерной деятельностью, в основу которого кладется типовое соглашение.

Какая ставится задача? Во-первых, речь идет о контроле всей мирной ядерной деятельности с целью недопущения переключения значимых количеств расщепляющихся материалов на военные цели.

Значимые количества определены МАГАТЭ следующим образом - 8 кг плутония и 25 кг урана с обогащением свыше 20%. Такие материалы называются материалами прямого использования, т.к. они могут использоваться для изготовления ядерного оружия без дополнительного обогащения или трансмутации.

Каковы основные принципы контрольной деятельности МАГАТЭ? Наблюдение и сохранение. Что такое наблюдение? Это отслеживание баланса ядерного материала. Каждая страна представляет данные о начальном количестве ядерного материала, который используется в мирных целях в данной стране и МАГАТЭ должна отслеживать, чтобы соблюдался баланс этого матриала. Вот есть ядерный материал, из которого делают топливные элементы для атомных электростанций. Надо проследить всю цепочку и посчитать сколько на входе и сколько на выходе. МАГАТЭ располагает хорошими возможностями проведения анализа материала, химического и физического. В МАГАТЭ под Веной находится мощная аналитическая лаборатория, которая может определять состав любого ядерного расщепляющегося материала. Есть в МАГАТЭ и система дистанционного наблюдения за объектами, когда по телесвязи передаются данные с того или иного ядерного хранилища или установки.

Что такое сохранение? Это пломбирование контейнеров с целью исключения несанкционированного доступа к ядерным материалам. Главное, чтобы МАГАТЭ могло сделать независимый вывод о том, что отсутствует переключение значимых количеств с мирных целей на военные.

Эта система контроля довольно длительное время считалась эффективной. Потом стали обнаруживаться некоторые сбои. В 1993 году возник инцидент, связанный с Северной Кореей.

На одной из сессий Совета управляющих МАГАТЭ на закрытом заседании Генеральный Директор продемонстрировал снимки, которые были предоставлены ЦРУ США. Американцы упорно с интервалом в 2-3 месяца делали снимки объекта Ненбень где находились два ядерных реактора. Ими был снят водо-графитовый ядерный реактор, который когда-то был построен с помощью СССР. Американцы обратили внимание, что рядом с ним строится какой-то объект, и предположили, что это мог быть завод по химической переработке. Возникло подозрение, что корейцы делали внеплановые загрузки реактора и внеплановые выгрузки с коротким циклом облучения материала и выделили, как сосчитали американские эксперты, 8-10 кг плутония, позволяющие сделать 2 ядерных взрывных устройства. Естественно было обращено внимание на то, что действующее соглашение о гарантиях между МАГАТЭ и КНДР в данном случае не сработало. Система гарантий хорошо себя показала для подтверждения непереключения на заявленных объектах, но ведь могут быть еще и незаявленные. Начиная с 1994 года стали думать о том, что надо усилить эту систему для того, чтобы контролировать не только заявленную, но и обнаружить незаявленную деятельность.

Вторым толчком послужил Ирак. Как вы помните, после войны в Заливе были приняты соответствующие резолюции ООН и в Ирак были направлены инспекторы, в том числе эксперты по линии МАГАТЭ. Была обнаружена довольно интересная картина. Там было обнаружено оборудование, ядерные материалы, документы, расчеты, которые говорили о том, что Ирак довольно долго вел активную работу по созданию ядерного оружия, несмотря на то, что он находился под гарантиями МАГАТЭ. Это были просто незаявленные объекты.

Третий пример - с ЮАР - очень показательный. В 1970 году эту страну исключили из МАГАТЭ из-за политики апартеида и тогда произошел провал в инспекционной деятельности МАГАТЭ. В 1992 году, когда забрезжила перспектива отстранения от власти белого меньшинства и прихода к власти черного большинства, руководство ЮАР забеспокоилось и сделало официальное заявление МАГАТЭ о том, что они создали почти 9 ядерных урановых взрывных устройств. Руководство ЮАР заявило, что вся ядерная военная программа ликвидирована, включая научно-исследовательскую инфраструктуру и ядерные взрывные устройства. В ЮАР была направлена группа экспертов МАГАТЭ. Естественно, вопрос был весьма специфический, так как приглашать инспекторов из неядерных государств было нельзя потому, что это было бы нарушением статьи 1 ДНЯО. Туда ездили инспектора из военного ядерного комплекса США и наши эксперты из Арзамаса-16 и Снежинска.

Указанные события показали, что имеются сбои в работе системы гарантий МАГАТЭ. С 1993 года стали разрабатывать новую усовершенствованную систему, которая уже сейчас практически внедряется. Это вылилось в разработку типового дополнительного протокола к соглашению в связи с ДНЯО и сейчас идет процесс индивидуального подписания дополнительных протоколов между МАГАТЭ и каждой страной. Что особенного в этом дополнительном протоколе по сравнению с обычным соглашением? Прежде всего, в нем обеспечивается более свободный доступ инспекторов МАГАТЭ в те места, которые они посчитают необходимым посетить.

Кроме этого государства берут на себя обязанность представлять более подробную документацию на строительство новых ядерных объектов еще на этапе их проектирования. Допускается возможность проведения необъявленных инспекций в том случае, если у МАГАТЭ возникают какие-либо сомнения.

В новой программе гарантийной деятельности в рамках дополнительного протокола речь идет не только о контроле непереключения, но и о более четком обнаружении незаявленной ядерной деятельности. Бюджет Департамента гарантий МАГАТЭ составляет 80 миллионов долларов в год, но есть еще и внебюджетные фонды.

На этом все. Благодарю за внимание.

Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002 г.