Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Нераспространение оружия массового уничтожения  как актуальная проблема начала третьего тысячелетия: региональные и глобальные аспекты

Андрей Иванович ЗОБОВ, Советник 1 класса (в отставке) МИД РФ, Старший консультант Московского центра Карнеги, Фонда Карнеги за международный мир

Текст лекции А.И. Зобова, состоявшейся 11 октября 2002г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
"Режим нераспространения и сокращения оружия массового уничтожения и национальная безопасность"


Для представителей моего поколения довольно непривычна мысль о том, что целое новое поколение людей сейчас воспитывается и живет в условиях отсутствия угрозы ядерной катастрофы. Некоторые могут считать это хорошим предзнаменованием. С другой же стороны, отличительной чертой данной, условно назовем ее тепличной, ситуации явлается неосознание, неосведомленность о реально существующей опасности, о возможности и размере реальной катастрофы с применением оружия массового уничтожения (ОМУ). Неосведомленность порождает опасную самоуспокоенность: дескать, нам мало дела до того, о чем мы мало знаем. Еще опаснее то обстоятельство, что по разным причинам неосведовленность может искуственно кем-то подпитываться и воспитываться. Видимо, эти КТО-ТО рассчитывают иметь для себя какую-то выгоду, например, получить доступ к ядерному или другому ОМУ. Не надо забывать и о том, что угроза применения ОМУ входит в повседневную жизнь в результате жесткой повсеместной пропаганды культуры насилия, это явление происходит во всех странах.

Под оружием массового уничтожения понимается ядерное, химическое и биологическое оружие, + средства его доставки. То есть те вооружения, которые способны в кратчайшее время произвести массовое уничтожение, исчисляемое тысячами и больше человеческих жертв и других поражений. Сейчас можно ожидать расширение понятия ОМУ - об этом несколько позже.

Недавно, говоря о проблеме нераспространения президент В.В.Путин сказал примерно следующее: "Мы должны осознавать, что нераспространение стало одним из самых срочных вызовов, одной из самых важных современных проблем. Возможно, даже самой важной". Дело в том, что с наступлением нового столетия перед человечеством появились качественно новые вызовы -- новые виды ОМУ, явление международного мегатерроризма, -- что значительно усугубило проблему нераспространения.

Нераспространение -- это непоявление, предотвращение и недопущение появления новых государств, обладающих ОМУ,  непоявление новых ядерных держав. Т.е. философия здесь такая: моя страна не может допустить чтобы ядерное оружие появилось у других государств -- в добавок к тем пяти кто уже его имеет. Пусть оно пока будет у меня и 4-х других ядерных держав, но ни в коем случае не у новых, тем более не у моих соседей.

Предотвращение угрозы распространения ОМУ признано Россией, США и другими ответственными государствами как одна из основных задач обеспечения их национальной безопасности.

Осознание необходимости предотвращения появления новых государств-обладателей ОМУ, в первую очередь ядерного, произошло в начале 60-ых годов, когда оформились как ядерные державы США, СССР, Англия и Франция, и Китай был готов к ним присоединиться. Всерьез рассматривали вариант создания ЯО, и даже приступили к этому, Израиль, Швеция, ЮАР, Италия и др. Для Советского Союза в то время важнейшим фактором была озабоченность бурным развитием атомной энергетики в Западной Германии, что создавало материальную основу для ядерного потенциала этой страны.

В то время, в 60-е годы с инициативой разработки международно-правового документа, который бы заложил основы нераспространения ядерного оружия выступила Ирландия. СССР и США, а также Англия начали разрабатывать Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) и впоследствии стали его депозитариями. К Договору тогда не присоединились по своим причинам две другие ядерные державы -- Китай и Франция, они вступили в Договор несколько десятилетий позднее, когда не без давления со стороны депозитариев -- СССР, США и Англии, они правильно осознали выгоды для себя от участия в Договоре. Следует отметить, что даже в худшие годы холодной войны продуктивно продолжался диалог между нашей страной и Западом по нераспространению. Известно, А.А.Громыко во время нашего вторжения в Афганистан и начала ракетной гонки в Европе однажды в узком кругу высказался в том смысле, что нераспространение -- единственная шелковая ниточка, по прежнему связывающая две сверхдержавы -- СССР и США. Когда в начале 80-х были фактически были прерваны переговоры по разоружению с Западом, тем не менее продолжались и даже интенсифицировались наши консультации с США по нераспространению, проходившие дважды в год. На них обсуждались и решались не какие-то частности, а фундаментальные проблемы.

На 5 ядерных держав ДНЯО наложил обязательства:

На примерно 180 других членов ДНЯО, не обладающих ЯО, Договор наложил обязательство не иметь, не получать и не разрабатывать ЯО, и принять гарантии МАГАТЭ, обеспечивающие исключительно мирное использование атомной энергии. В мире есть только 4 страны, проводящие хоть какую-то ядерную деятельность, которые не вступили в Договор: Израиль, Индия, Пакистан и Куба (на днях официально заявившая о своем намерении вступить в Договор).

По моему личному мнению, политика правительства нашей страны в те времена в подавляющем большинстве случаев была действительно отвечающей национальным интересам безопасности страны. Наиболее последовательно выступали за нераспространение МИД, МО, спецслужбы; что касается Минатома и ведомств по экономике и ВТС, то они нередко были готовы допускать послабления ради экономических или сиюминутных политических выгод.

В конце 1991г. Советский Союз развалился и это стало уникальным событием в истории международных отношений в целом и в нераспространении в частности -- впервые произошел распад государства, обладающего ЯО, государства-постоянного члена Совета Безопасности ООН. После некоторых задержек РФ стала правопреемником СССР в вопросе ядерного статуса и получила в наследство все права и обязанности Советского Союза по ключевому документу международного режима нераспространения -- ДНЯО, в т.ч. по его ст.9, определяющей ядерный клуб в составе пяти держав, проведших до 1967г. ядерные испытания. Россия осталась одним из депозитариев ДНЯО. Таким образом Россия в соответствии с этим Договором, который кстати был бессрочно продлен еще в 1995г., получила международно-признанное право на вечное обладание ядерным оружием. Вместе с Уставом ООН, ДНЯО фиксирует статус нашей страны как великой державы в одном ряду с США, Китаем, Англией и Францией. 

В целом можно сказать, что отношение руководства новой России к проблемам нераспространения, хотя и имело волнообразный характер, было достаточно определенным. Недвусмысленность линии нашей страны по нераспространению резко контрастировала с размытостью  позиций руководства по большинству других важных внешнеполитических и оборонных вопросов. Вероятно, в постсоветской России сложился консенсус основных политических сил по нераспространению.

Вместе с тем, следует помнить, что распад СССР привел к появлению новой серьезнейшей угрозы нераспространению. Это экономический кризис, распад систем управления, включая управление вооруженными силами, коррозия ВПК, уродливо сложившийся рынок, разгул преступности, психологический надлом в обществе - все эти явления, сопровождавшиеся необходимостью продолжать ядерное, химическое, биологическое разоружение, привели к такому положению, при котором, по утверждению  министра обороны США Рамсфельда, Россия стала "главным пролифератором", т.е. именно от России исходит главная опасность распространения в мире ОМУ и материалов для его изготовления. Такая, я бы сказал, неприятная для нас характеристика России разделяется многими на Западе, согласны мы с ней или нет. Слишком уж легко, считают наши партнеры, украсть именно в России ядерное и другое ОМУ или материал для его создания.

Сейчас эффективный постоянный диалог России с Западом, прежде всего с США, по нераспространению замер, хотя и имеют место многочисленные контакты по поводу отдельных частных аспектов нераспространения. Возможно, что главной причиной такого спада стало резкое снижение влияния России -- по сравнению с СССР -- в мире, в том числе и на процессы расползания ОМУ и средств его доставки. Одновременно, в связи с распадом СССР в России возникли внутренние угрозы распространения, проистекающие в том числе от неадекватного учета, контроля и физической защиты материалов, пригодных для создания ОМУ. Действительно, за последнее время возможности разнообразного влияния  на мировые процессы стали у США значительно больше. Однако одной положительной чертой складываюшейся ситуации является то, что процесс совместного с США согласованного сокращения ядерного и других видов ОМУ становится необратимым.

Важнейшими составными элементами режимов нераспространения ядерного и другого ОМУ являются:

Важным элементом укрепления режима нераспространения стала помощь Запада России в этой области, например по известной программе Нанна-Лугара. Эта помощь свидетельствует о подлинном нежелании наших партнеров видеть в лице России источник опасных распространенческих угроз. На саммите большой восьмерки в Канаде в июне этого года были приняты важные решения по противодействию взаимно усиливающим друг друга угрозам, исходящим от международного терроризма и распространения ОМУ и средств его доставки. Там же принято решение об учреждении Глобального Партнерства восьмерки против распространения оружия и материалов МУ, при этом поддержка конкретным проектам начнется с России и затем перейдет и другим странам. Обещана помощь в 20 млрд. долл., причем Россия должна стать главным получателем этой помощи. Эта программа стала называться "10+10 за 10", т.е. 20 млрд. за 10 лет. В качестве одного из вариантов осуществления помощи было предложено, чтобы России была списана часть внешних долгов в обмен на проведение ею программ по нераспространению. Надо сказать, что ожидать получения Россией всех денег было бы нереально - большая часть их останется в странах-донорах или даже будет задержана, как предполагают специалисты.

Значительный интерес представляет заявление, сделанное на канадском саммите Путиным о том, что Россия готова принять участие в ликвидации ОМУ не только у себя, но и в других государствах, где оно есть. Я думаю, это содействует престижу страны и говорит о готовности заработать на использовании российских разоруженческих технологий.

Среди первоочередных задач Партнерства -- уничтожение химоружия, утилизация списанных атомных подводных лодок и расщепляющихся материалов и трудоустройство бывших ученых-оружейников.

Почему задача нераспространения особенно важна для России? Перечислю несколько причин:

Основная проблема нераспространения химического и биологического оружия в том, что такое оружие можно создавать на кухне или у себя в сарае. В отличие от ядерного нераспространения в хим- и бионераспространении не существует надежного механизма контроля. Тем не менее уже созданы международно-правовые инфраструктуры по химическому и биологическому разоружению -- международные  Конвенции. В области ХИМИЧЕСКОГО нераспространения главная проблема для России -- огромная стоимость работ по химразоружению, фактически неприемлемая для России. При подписании Конвенции о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и о его уничтожении в 93г. Россия заявила о намерении полностью уничтожить 40 тонн боеприпасов, но только при условии помощи извне. Обещания помощи в этой области выполняются медленно и мало по объему. Специалисты считают, что именно это угрожает осуществлению Конвенции.

Проблема биологического нераспространения во многом схожа с химнераспространением. Однако растущая угроза мегатерроризма по-новому высвечивает роль биологического оружия, которое является исключительно эффективным средством реализации целей террористов: оно способно поразить большие массы гражданского населения и, что особенно привлекает террористов, может легко спровоцировать панику, хаос и беспорядки, охватывающие крупные регионы. Недаром, сразу же вслед за терактами 11 сентября в США последовали многие случаи рассылки по почте писем, зараженных биологическими агентами сибирской язвы -- антраксом. В свете этого, международное сотрудничество для предотвращения распространения биологического оружия обретает особое значение.

Важным Глобальным аспектом нераспространения является появление новых видов оружия, которые по своим военно-техническим характеристикам приближаются или даже превосходят традиционные виды ОМУ:

Особо остановлюсь на Радиологическом оружии и материалах

По сравнению с ЯО, получить доступ к радиологическому оружию или материалам гораздо проще. Можно воспользоваться ядерными отходами для заражения в пределах городской черты, можно взорвать "грязную бомбу" с высокотоксичным материалом над большой территорией. Есть и опасность нападения самолета-камикадзе на ядерный объект. Будет крайне опасна даже сама угроза радиологического нападения, которая вызовет панику и может в решительный момент дезорганизовать жизнь и управление всей страной. Ввиду относительной простоты использования РО и материалов и их доступности, некоторые специалисты в США считают целесообразным уделять первоочередное внимание именно радиологической угрозе. Поэтому, наверное на прошлой неделе в Лондоне состоялась международная конференция по радиологической угрозе с участием 240 специалистов из 26 стран, спонсорами которой выступили МинЭнергетики США и наш Курчатовский институт. На этой конференции было отмечено, что для распространения радиологического оружия преступниками используются уже существующие каналы наркодельцов и нелегальных торговцев оружием.

Мегатерроризм. Хотя неделю назад в этой аудитории уже говорилось о терроризме позволю себе высказать некоторые собственные мысли на этот счет.

Теракты против США 11 сентября поставили мир перед качественно новой ситуацией. Возрасшая на много порядков угроза международного терроризма с применением ядерного и другого ОМУ становится самой опасной для дела нераспространения. 11 сентября привело к уникальной ситуации -- беда США создала срочную необходимость сотрудничества подавляющего большинства стран. В одиночку страны не могут дать ответ на новые угрозы в виде мегатерроризма. Приобретение оружия и материалов для его производствва -- наиболее трудный для террористов этап и наиболее легкий для тех, кто стремится им помешать распространению ОМУ. И наоборот, каждый последующий шаг в этом процессе все легче для террористов-пролифераторов и тяжелее для их противников. Отсюда необходимость в срочных действиях. У России уже налажен механизм регулярных консультаций с американцами по борьбе с терроризмом. Российская сторона придает этому особое значение, поскольку по ее данным Аль-Каида и другие террористические организации предпринимают попытки получить доступ к ОМУ. В июле этого года было проведено уже 8-ое заседание совместной рабочей группы по этой тематике.

Теперь о региональных аспектах нераспространения.

Трудностей с обеспечением нераспространения на региональном уровне много. Одна из них, например, -- высокомерное отношение некоторых американцев (да и россиян) к представителям тех проблемных регионов, которые не без оснований считают свою культуру, свою цивилизацию гораздо более зрелыми. Много поучений делается со стороны США, например, в адрес Ирана и России в связи с их двусторонними отношеними, которые не нравятся США. Российско-иранские политические отношения зародились еще до открытия Колумбом Америки и поэтому, как справедливо говорит депутат Думы-коммунист В.И.Илюхин, не Америке учить Россию и Иран как им строить свои взаимоотношения.

США не хотят ни о чем говорить по региональным аспектам нераспространения ни с нами, ни с другими партнерами, кроме как об оси зла, куда они включают Иран, Ирак и Северную Корею.

На одном аспекте вопроса об Иранеостановлюсь подробнее. На каждой встрече на высшем и высоком уровне США поднимают вопрос о якобы имеющейся у них "закрытой информации из компетентных конфиденциальных источников" о ракетно-ядерной угрозе со стороны Ирана и о помощи России в создании ракетно-ядерного потенциала Ирана. В публичных заявлениях о таких встречах каждый раз утверждалось, что российской стороне передавалась исчерпывающая информация на этот счет. Однако, по сообщениям специалистов, никаких достоверных доказательств ни о ракетно-ядерных программах Ирана, ни о российской помощи на самом деле не передавалось. Все данные касались лишь неподтвержденных предположений и косвенных намеков.

Американские представители заявляют в этой связи, что невозможно раскрыть развединформацию и предоставить ее России по соображениям невозможности раскрытия источников такой информации и методов ее сбора.

Реакция России на такие утверждения такая: Россия никак не меньше США будет обеспокоена ракетно-ядерной угрозой со стороны Ирана, если она появится. Тем более, что это наш сосед. Но у российской разведки нет данных о такой угрозе, и мы не помогаем Тегерану. Если отдельные физические лица совершают незаконные действия в этой области, то власти России их преследуют и наказывают. Официальные органы не имеют никаких незаконных связей с Ираном в ракетно-ядерной области. Если у вас есть данные об иранской угрозе и о российской помощи, говорят российские представители, поделитесь с нами. Что касается "закрытой информации из компетентных конфиденциальных источников", то ее невозможно проанализировать и изучить, не говоря уже об оценке источников такой информации. Утверждения о наличии достоверной информации без предоставления самой информации аналогичны, как считают некоторые эксперты, идентификации личности человека по его ДНК без самих материальных носителей ДНК.

Что касается американских ссылок на невозможность представления разведывательной информации по Ирану, поскольку это, дескать раскроет ее источники и методы ее сбора, то на это мне самому приходилось отвечать некоторым американским специалистам по нераспространению так:

Если действительно Иран превращается в ракетно-ядерную державу, то это создает серьезнейшую угрозу для региона, для США и России, и всего мира. И тогда было бы в интересах дела разумно пожертвовать секретами скрытых источников и методов сбора разведсведений, это дешевле, чем рисковать появлением ракетно-ядерного потенциала еще у одной ближневосточной страны. Можно было бы понять эту логику в условиях холодной войны, когда мы были противниками. Нельзя не согласиться с мнением одного из бывших руководителей СВР России генерала Г.М. Евстафьева о том, что "нет такой цены [...], которую не стоило бы заплатить за отказ какой-либо из стран "группы риска" от приобретения ядерного потенциала". Мы перестали быть противниками, становимся партнерами, особенно в обеспечении ракетно-ядерного нераспространения и борьбе с терроризмом.

Отказ США представить информацию по Ирану становится все жестче. Уже при администрации Буша делаются намеки на то, что такой информацией могут воспользоваться российские спецслужбы, чтобы выявить агентов влияния в России или Иране. Я лично считаю такой довод несерьезным, надуманным. Даже если он обоснован, неужели этот довод перевешивает гораздо более важные, по моему мнению, соображения нераспространения. О надуманности этого довода говорят и последующие ссылки американских представителей на то, что якобы подлинной причиной непредставления русским информации по Ирану является нерегулярное и иногда неполное осуществление российским правительством запрета на передачи технологий ОМУ в Иран. С моей точки зрения, этот довод также надуман, американцы же ведь сами нам много помогли, чтобы усовершенсвовать нашу систему экспортного контроля.

Кроме того, можно ведь обсудить и договориться о подходящем формате представляемой информации, чтобы она не раскрывала секретов. Или же представлять ее на достаточно высоком доверительном уровне -- например, лично от одного президента другому, или от Кондолизы Райс -- Рушайло с условием ее публичного неиспользования спецслужбами в дальнейшем в "недозволенных" целях.

Пока эти не такие уж важные детали не будут урегулированы, они будут наращивать угрозу срыва в американо-российских отношениях в любой нежиданный момент.  Буквально вчера в Интернете появилось сообщение о том, что зам. госсекретаря США Болтон заявил о непредоставлении России помощи по программе канадского Глобального партнерства, если Россия не прекратит помощи Ирану в ракетно-ядерной области.

Хотел бы завершить свое выступление вот каким обращением. ПРОСВЕЩЕНИЕ и осведомленность людей в области разоружения и нераспространения, особенно в том, что касается ОМУ и международного терроризма приобретает исключительную злободневность. По моему убеждению в деле обеспечения нераспространения и разоружения все еще недостаточно используются такие средства, как просвещение в особенности молодого поколения и учебная подготовка, формирование навыков критического мышления. После окончания холодной войны изменение концепций безопасности и угрозы потребовало выработки новых ответов на новые вызовы. Эти ответы будут вырабатываться в первую очередь теми, кто сейчас получает высшее образование, т.е вами, студентами и аспирантами.

Я полностью согласен с теми, кто считает недостаточными усилия правительств в деле нераспространения и ликвидации ОМУ. Чаще всего эти усилия бывают непродуктивны и, я бы сказал, даже контрпродуктивны из-за своей идеологизированности,  одностороности и зашоренности мышления бюрократов-дипломатов и других разоруженцев. Нужна новая кровь и исключительно свежие подходы.

Информационно-просветительские материалы по вопросам нераспространения и ликвидации ОМУ необходимы на всех уровнях образования, особенно в высшей школе. Новые технологии, особенно Интернет, создают в плане обучения премудростям нераспространения беспрецендентные возможности как для студентов и аспирантов, так и для широкой общественности.

Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002 г.