Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно

Горячая линия: Катастрофа ПЛАРК "Курск"

"Ленок" - спасатель субмарин

Владимир Гундаров,
Красная Звезда, 20 октября 1995 г.

Полярный называют городом у моря. С его набережной открывается вид на старинную Екатерининскую гавань. Сверху кажется, что гавань тихо дремлет у подножия города. Но первое впечатление, как всегда, обманчиво. Звонкий голос рынды напоминает, что внизу на кораблях идет напряженная жизнь. Даже на тех, что в текущем году ни разу не выходил в море. А есть, к сожалению, и такие. Среди них - подводная лодка «Ленок». Ее назвали так на заводе, где строили, по имени пресноводной рыбы из семейства лососей. Но наша «рыбка» отлично чувствовала себя до недавнего времени и в соленой морской воде. У «Ленка» самая мирная на флоте профессия - спасатель подводных лодок.

Не сразу мне удалось отыскать ее среди других кораблей - мало чем отличается внешне она от своих многочисленных сестер. Тем не менее «Ленок» - единственная подводная лодка подобного типа во всем Военно-Морском Флоте России.

Встретивший меня в центральном посту командир уникальной субмарины капитан 2 ранга Виктор Удонов охотно рассказывает о своем корабле.

«Ленок» не имеет торпедных аппаратов, ракетных шахт. Вместо оружия на «рыбке» Северного флота размещены спасательные средства.

Виктор Удонов ведет меня по отсекам и с гордостью показывает достопримечательности своей субмарины.

- Здесь у нас водолазный комплекс. Обратили внимание, когда подходили к причалу, чтонаша лодка немного «горбата»? В этих «горбах» два автономных глубоководных спасательных аппарата. Каждый - та же подлодка, только в миниатюре. «Ленок» под водой выпускает их, и аппараты уходят к лежащей на грунте аварийной подлодке. Они способны погрузиться на глубину до 500 метров и работать автономно почти полсуток.

Этого времени хватает, чтобы с помощью особого стыковочного узла «присосаться» к выходному люку аварийной ПЛ, принять на борт 25 членов ее экипажа и после отстыковки перевезти их на борт спасателя. Через шлюзовую камеру подводники с аварийной ПЛ попадут внутрь «Ленка».

Отравившихся угарным газом или получивших баротравмы подводников помещают в две поточные декомпрессионные камеры. В них - койки, столик. Здесь пострадавшие вместе с наблюдающим за ними врачом проведут от нескольких часов до нескольких суток. Пищу им передадут через специальный шлюз, а иллюминаторы и переговорное устройство обеспечат видео- и аудиосвязь с внешним миром.

Все это сложное хозяйство находится в заведовании подчиненных капитан-лейтенанта Андрея Семенова, который руководит аварийно-спасательной службой корабля. Его должность - тоже одна в Военно-Морском Флоте. На сегодняшний день он - единственный в России офицер-подводник, который умеет с помощью своих механизмов, аппаратов и агрегатов выручать людей из, казалось бы, безвыходных ситуаций под водой.

Еще одна достопримечательность «Ленка» - его мини-госпиталь. В медицинском отсеке я увидел блиставшие стерильной чистотой изолятор и операционную. Помещения небольшие, но хорошо оснащенные современной медицинской аппаратурой. Весь штат подводного лазарета - три врача-офицера, которые способны оказать квалифицированную медицинскую помощь пострадавшим на глубине подводникам. Особенность их профессиональной деятельности предполагает многопрофильность специальной подготовки. Например, начальник медицинской службы «Ленка» майор медицинской службы Николай Мариничев, который служит на корабле с момента его постройки, един в трех лицах: он и хирург, и физиолог, и терапевт. А еще он отличный специалист по водолазным заболеваниям. Своим здоровьем, а порой и жизнью ему обязаны многие водолазы и попавшие в экстремальные ситуации под водой моряки.

В этом году «Ленку» исполнилось 16 лет. Для человека - начало расцвета жизни, для корабля - ее середина. В этом возрасте пора бы уже проверить «здоровье» на судоремонтном заводе. Но третий год уникальная субмарина ждет своей очереди. Начало ремонта каждый год отодвигают все дальше и дальше. Причина банальна - у Северного флота нет денег. Их не хватает даже на боевые корабли.

Создается впечатление, что без «Ленка» флот может обойтись. Кое-кто, собственно, так и считает. В качестве аргумента приводится и такой: уникальная субмарина не принимала участия ни в одной морской спасательной операции. Да, но дело в том, что реальную помощь она может оказать лишь тем подлодкам, которые терпят бедствие в районах боевой подготовки Северного флота в Баренцевом море. Именно поэтому «Ленок» оставался у причала, когда шла ко дну глубоководной впадины в Атлантике подводная атомная лодка К-219, когда горел и тонул в Норвежском море «Комсомолец». В полигонах же боевой подготовки за 16 лет ни одна лодка, к счастью, не тонула. Вотпочему на редкую «рыбку» как бы махнули рукой: не до нее, мол, сейчас.

В июне штат «Ленка» урезали наполовину, так как корабль признан неходовым. Возможно, скоро он станет и ремонтонепригодным. Обидно до крайности, потому что потенциальные возможности «Ленка» еще не раскрыты полностью. А они могут быть гораздо шире узко функционального предназначения спасателя. В качестве примера Виктор Удонов рассказал, как экипаж его подлодки по заданию научно-исследовательских институтов проводил глубоководные исследования, участвовал в подъеме судна из экспедиции Витуса Беринга, нашел на дне один из транспортов знаменитого конвоя PQ-17.

...На обратной дороге из Полярного в Мурманск я заметил возвышающуюся над акваторией залива плавучую платформу с ажурной сеткой нефтяной вышки. Невдалеке приметил балкер и еще одну вышку. Начавшееся освоение нефтяных и газовых месторождений на шельфе Баренцева и Карского морей дало толчок к развитию не только надводного, но и подводного судостроения. Подводные платформы, подводные лодки-танкеры и балкеры для перевозки газа, а также другие, казавшиеся еще вчера фантастическими суда и сооружения уже проектируются в конструкторских бюро. Подумалось, что в обновленном подводном мире наверняка найдется своя «ниша» и для подводной лодки-спасателя, коль строятся другие подводные суда. «Ленок» не надо проектировать, не требуется средств на его строительство. Он уже есть. Вопрос: дотянет ли уникальный корабль до того дня, когда он снова понадобится людям?

© Красная Звезда, 1995 г


Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум