Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ


Эксклюзив

США все-таки выходят из Договора по ПРО. Что же дальше?


14 декабря 2001 г.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


Как известно, Президент Дж. Буш официально объявил вчера о выходе из Договора по ПРО 1972 года.

Одно время, особенно после трагических событий 11 сентября 2001 года, создавалось впечатление, что в ближайшем будущем вся внешняя и внутренняя политика США сосредоточится на вопросах борьбы с международным терроризмом, который в настоящее время составляет основную угрозу для всех стран мира.

Однако, испытывая видимо некоторую эйфорию по поводу относительно легкой победы над талибами в Афганистане, американское руководство, все-таки решило выйти из Договора по ПРО 1972 года. Не буду оспаривать результаты успешной операции в Афганистане, они достаточно впечатляющие. Но чисто военной победы в этом случае быть не может. Вероятнее всего на территории Афганистана, а возможно и некоторых соседних с ним стран, развернется длительная и изнуряющая партизанская война. При этом новое правительство Афганистана не будет иметь полной поддержки со стороны всех сил, которые участвовали в разгроме талибов. Это потребует от США и других стран, которые участвовали в этой операции, длительных усилий по устранению причин международного терроризма. А для этого необходимо много времени и значительных усилий, в том числе и финансовых. Объем затрат на эти цели сейчас, наверное, трудно спрогнозировать, но они должны быть очень большими. Все эти события происходят в то время, когда экономика США находится явно не на подъеме, а скорее на спаде. Создание же национальной системы ПРО потребует колоссальных финансовых затрат. Эффективность такой системы не может гарантировать от возможности прорыва на территорию США даже единичных боевых блоков, которые могут быть запущены с территории так называемых стран-изгоев, в том неопределенном будущем, когда эти страны создадут свое ядерное оружие и его межконтинентальные средства доставки.

Можно сказать, что если проанализировать целесообразность создания национальной ПРО по критерию "эффективность - стоимость", то вывод будет не в пользу создания и развертывания такой системы.

Спешка с принятием решения о выходе США из договора по ПРО 1972 года связана скорее всего не с возможным развертыванием в странах-изгоях стратегических систем, способных доставить на территорию Америки, а с желанием обезопасить себя от ракетно-ядерного удара со стороны России и Китая. Однако расчеты показывают, что даже в условиях глубоких сокращений стратегических вооружений России, на территорию США в ответном ударе может быть доставлено более 10 боезарядов. Является ли это приемлемым для Америки? Наверное нет.

Главным отрицательным последствием выхода из Договора по ПРО является подрыв существующей двусторонней международно-правовой системы, направленной на сокращение стратегических наступательных вооружений (СНВ), так как Договор по ПРО является составной частью Договора СНВ-1, в соответствии с которым в настоящее время Россия и Америка осуществляют процесс сокращения СНВ, а также не вступившего в силу Договора СНВ-2. В соответствии с Федеральным законом о ратификации Договора СНВ-2, в случае выхода США из Договора по ПРО, Российская Федерация денонсирует Договор СНВ-2. Это позволит ей приступить к созданию на ракетах "Тополь-М" боевого оснащения с разделяющимися головными частями (РГЧ), а также продлить сроки эксплуатации тяжелых ракет.

Этот шаг вызовет отрицательную реакцию со стороны Китая, который может в ответ ускорить работы по созданию и развертыванию таких средств СНВ, которые обладали свойствами преодоления ПРО.

Все эти шаги приведут к новой гонке стратегических вооружений в мире и подтолкнут страны, которые не обладают такими средствами к их скорейшему созданию.

Таким образом, стратегическая стабильность в мире может быть нарушена.


П.Б. Ромашкин
помощник депутата Государственной Думы РФ А.Г. Арбатова,
кандидат технических наук, Советник Российской Федерации I класса
Адрес для контакта: www-start@armscontrol.ru.

Материалы, представленные в рубрике "Эксклюзив" выражают мнение автора и могут не совпадать с взглядами редакции СНВ-сайта и сотрудников Центра по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ.

Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2001. Все права защищены.