Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ


Эксклюзив
 

Проблемы ратификации Договора СНВ-2

 
1 декабря 1998 г.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


В январе 1999 года исполняется шесть лет со дня подписания Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки Договора о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2).

За это время в стране и в мире произошли большие изменения, которые не могли не повлиять на процесс ратификации этого Договора. Почему же он не был ратифицирован раньше?

Президент Российской Федерации внес его на ратификацию в Государственную Думу в июне 1994 года. До этого Договор находился на в Верховном Совете РФ, который не успел завершить процедуру ратификации до событий октября 1993 года. Не ратифицировала Договор и Госдума первого созыва.

Объяснялось это тем, что Договор был подписан в спешке, обе стороны стремились завершить всю работу по нему до окончания президентского срока Дж. Буша. В результате в Договор попало много положений, которые при нормальном режиме работы, наверное, были бы исключены или откорректированы. Речь даже не о том, что в Договор было включено требование о запрете и ликвидации межконтинентальных баллистических ракет с разделяющимися головными частями (МБР с РГЧ), что в принципе ставило Россию в заведомо невыгодное положение, поскольку вынуждает ее с одной стороны уничтожать такие ракеты, а с другой наращивать группировку МБР с моноблочными головными частями (МГЧ), тратя на их разработку, производство и развертывание огромные средства, в то время как перед США такая проблема не стояла. Дело в том, что в Договор попали такие технические нюансы, которые существенно усложняют его выполнение. Так, например, разрешено переоборудование шахтных пусковых установок (ШПУ) тяжелых ракет под моноблочные ракеты, но это разрешение оговорено такими условиями как объем шахты, который необходимо залить бетоном. Плохо объяснимы также и количественные требования по переоборудованию ШПУ МБР SS-18 и SS-19 под моноблочные ракеты: почему 90 пусковых установок тяжелых ракет, а не все 154, почему 105 пусковых установок SS-9, а не 170?

На обсуждение этих вопросов и ушло время подготовки к ратификации в первом составе Государственной Думы.

После того, как была избрана Государственная Дума второго созыва, слушания по Договору СНВ-2 возобновились. Но теперь в Думе сложились уже другие условия – почти половина депутатов Думы относится к ее левой части (фракция КПРФ, аграрная депутатская группа и депутатская группа “Народовластие”), а фракция ЛДПР насчитывает около 50 депутатов. Таким образом, явные противники ратификации составляют почти две трети депутатского корпуса.

Слушания по Договору возобновились, и к весне 1998 года вновь вплотную стал вопрос о его ратификации. Однако здесь вмешались внутриполитические проблемы Российской Федерации, связанные с отставкой Правительства В.С. Черномырдина и утверждением Правительства С.В. Кириенко. Государственной Думе были практически выкручены руки, когда она под угрозой роспуска была вынуждена утвердить нового Председателя Правительства. После этого вопрос с ратификацией надо было практически начинать с нуля.

Однако, после того, как Председателем Правительства стал Е.М. Примаков, которого поддержало квалифицированное большинство Государственной Думы, и который при своем утверждении поставил вопрос о ратификации СНВ-2 как приоритетное направление работы Правительства, появилась возможность вновь поставить этот вопрос перед парламентом. Тем более, что один из лидеров фракции КПРФ в Государственной Думе – Ю.Д. Маслюков, ставший первым заместителем Председателя Правительства – считает ратификацию необходимым условием дальнейшего развития СЯС в современных условиях.

Но и сейчас сказать о том, что ратификация Договора СНВ-2 гарантирована, нельзя. Большое влияние на его ратификацию накладывают такие факторы как расширение НАТО на восток, отказ НАТО от документального подтверждения отказа от размещения в странах - новых членах НАТО тактического ядерного оружия, угрозы бомбардировок Сербии без санкции Совета Безопасности ООН. Можно сказать, что более сдержанная позиция США и НАТО в этих вопросах могла бы способствовать условиям ратификации Договора СНВ-2.

Но в настоящее время страна находится уже совершенно в других условиях по сравнению с теми, которые существовали в январе 1993 года. И они заставляют Россию все-таки ратифицировать Договор СНВ-2.

К таким условиям можно отнести следующие моменты:

Кроме того, одновременно с ратификацией Договора СНВ-2 нам необходимо серьезно пересмотреть подходы к финансированию СЯС, системы боевого управления ими и других систем и средств, обеспечивающих их нормальное функционирование с целью обеспечения минимального зазора между потолками, которые будут оговорены СНВ-3 и реальными возможностями, которые сможет осуществить наше государство при дальнейшем строительстве стратегических ядерных сил.

Нельзя забывать и о том, что ратификация СНВ-2 будет способствовать осуществлению режима нераспространения ядерного оружия. Так, по информации РИА “Новости” Индия уже заявила, что готова ликвидировать свое ядерное оружие если другие ядерные державы согласятся сделать то же самое. А сокращение стратегических ядерных вооружений почти вдвое можно представить как движение в сторону полного запрещения ядерного оружия, правда в далеком будущем.

В настоящее время в Государственной Думе подготовлен проект федерального закона “О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о дальнейшем сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений”, который направлен Президенту Российской Федерации для заключения и, по возможности, для внесения его в Государственную Думу.

Этот законопроект определяет исключительные обстоятельства, при которых Российская Федерация осуществляет право выхода из Договора СНВ-2:

Конечно, не все эти предложения бесспорны, но суть некоторых из них должна сохраниться в окончательном варианте закона. Это касается в первую очередь положений о выходе США из Договора по ПРО и размещения в новых странах НАТО ядерного оружия.

Кроме того в проекте закона предлагается осуществлять приоритетное финансирование СЯС России и некоторые другие мероприятия, направленные на сохранение потенциала СЯС на уровне, необходимом для обеспечения национальной безопасности РФ.

Вступление в силу предлагаемого закона будет осуществляться после ратификации США Протокола к Договору СНВ-2, подписанного в Нью-Йорке 26 сентября 1997 года, Меморандума о договоренности в связи с Договором по ПРО, двух согласованных заявлений в связи с указанным Договором, а также Соглашения о мерах укрепления доверия в отношении систем борьбы с баллистическими ракетами, на являющимися стратегическими баллистическими ракетами.


П.Б. Ромашкин
аппарат фракции "Яблоко" в Государственной Думе РФ
Адрес для контакта: www-start@armscontrol.ru.

Ваши вопросы и комментарии

© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1998. Все права защищены.