Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ


Точка зрения

Федеральный бюджет на 2006 г.
и его влияние на Договор СНП


1 ноября 2005 г.


22 сентября 2005 года Государственная Дума приняла в первом чтении проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год". Практически нет никаких сомнений, что этот закон без каких либо препятствий пройдет остальные чтения и будет принят в основном в том виде, в котором он прошел первое чтение.

Из общего объема расходов в 4270,1 млрд. руб. на раздел "Национальная оборона" выделяется 667,3 млрд. руб., т.е. 15,6%. Кроме того расходы по разделу "Национальная оборона" составляют 2,7% от ВВП. Следует отметить также, что общий объем расходов федерального бюджета вырастет по сравнению с 2005 годом в 1,4 раза, а расходы на национальную оборону - в 1,26 раза.

Раздел "Национальная оборона" состоит из 8 подразделов, из которых на трех можно остановиться: "Вооруженные Силы Российской Федерации", "Прикладные научные исследования в области национальной обороны", "Прикладные научные исследования в области национальной обороны" и "Ядерно-оружейный комплекс".

Подраздел "Вооруженные Силы Российской Федерации" включает в себя расходы на содержание и оснащение Вооруженных Сил РФ. Они составляют 497,8 млрд. рублей (в 1,3 раза больше чем в 2005 году). В то же время нужно отметить, что расходы на серийные поставки вооружения и военной техники на ремонт вооружения и военной техники практически закрыты, и проанализировать динамику их роста практически невозможно.

Однако, по сообщениям российских СМИ (в частности "Независимого военного обозрения" №32 от 26 августа - 1 сентября 2005 года) говорится, что в следующем году Вооруженным Силам РФ будет закуплено всего 7 ракет "Тополь-М". При этом там же указывается на то, что стоимость "Тополя-М" возросла с 2000 года в 3,5 раза. Нельзя при этом забывать о том, что мелкосерийное (несколько штук в год) производство значительно дороже, чем среднесерийное (несколько десятков штук в год) и крупносерийное производство (100 и более штук в год).

Таким образом, если учесть, что в предыдущие годы РК "Тополь-М" вводились в боевой состав РВСН темпами 5-6 единиц в год, то можно сделать вывод о том, что к завершению выполнения Договора СНП в 2012 году в Ракетных войсках будет порядка 80-85 единиц этого типа ракетных комплексов. При этом необходимо учитывать, что к 2012 году будет выведено из боевого состава большинство ракетных комплексов МБР с РГЧ, которые были поставлены на боевое дежурство в конце 80-х, начале 90-х годов прошлого века, то можно сделать вывод о том, что в составе РВСН к этому времени останется порядка 400 боеголовок. В это же время и в составе МСЯС будет не более 500-600 боеголовок. Можно сказать, что в составе АСЯС будет порядка 200-300 боеголовок (крылатых ракет). Суммарное же количество боеголовок в составе СЯС будет около 1200.

Таким образом, Россия будет иметь на 500 боеголовок меньше, чем это предусмотрено Договором СНП - 1700 единиц (нижняя граница). При этом никаких дополнительных резервов для развертывания СЯС (таких, какие будут иметься у США) у Российской Федерации уже не будет.

Это отставание можно будет преодолеть путем разработки ракеты "Тополь-М" с РГЧ, а также создания унифицированного ракетного комплекса "Булава" морского и наземного базирования. Известно, что пуск "Булавы" с подводной лодки успешно состоялся в октябре 2005 года. Однако, в подразделе "Прикладные научные исследования в области национальной обороны" все данные о расходах на развитие ракетной техники закрыты. Необходимо отметить, что по степени закрытости этот подраздел один из самых больших (она составляет 94%). В то же время, предыдущих бюджетах, перед третьим или четвертым чтениях сведения о закупках вооружения и военной техники и НИОКР частично открывались.

Подраздел "Ядерно-оружейный комплекс" предусматривает расходы в размере 10,7 млрд. рублей (рост в 1,23 раза по сравнению с 2005 годом). В этом подразделе учитываются расходы Росатома в области создания, серийного производства ядерных боеприпасов, а также мероприятий по обеспечению надежности и безопасности производства специальных материалов и комплектующих изделий. Целевые статьи и виды расходов по этому подразделу закрыты.

Можно вспомнить, что после подписания Договора СНП 14 июня Государственная Дума приняла Заявление "О новых договоренностях между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки по вопросам стратегической стабильности", в котором говорилось, что Госдума считает приоритетным финансирование программ модернизации СЯС РФ, а также указывалось, что при этом главной задачей является ускоренное оснащение стратегических ядерных сил Российской Федерации ракетными комплексами "Тополь-М". Об этом же говорится и в статье 2 Федерального закона №62 - ФЗ от 29 мая 2003 года "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов".

Таким образом, можно сделать предварительный вывод о том, что проект федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" не удовлетворяет требованиям Федерального закона "О ратификации Договора между Российской Федерацией и Соединенными Штатами Америки о сокращении стратегических наступательных потенциалов", так как приоритетного финансирования СЯС в нем не наблюдается.


П.Б. Ромашкин
кандидат технических наук, Советник Российской Федерации I класса


Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

См. также специальные разделы СНВ-сайта:

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2005. Все права защищены.