Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Наш комментарий

Нарушает ли РЛС в Норвегии положения Договора по ПРО?

27 апреля 2000 г.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


Летом 1999 года в местечке Вардо в Норвегии была смонтирована привезенная из США радиолокационная станция. Эта РЛС, известная в США как HAVE STARE, и получившая в Норвегии наименование Globus-2, должна начать работу в октябре 2000 г. Согласно официальной позиции норвежского правительства, РЛС в Вардо находится под полным контролем Норвегии и будет использоваться для слежения за «космическим мусором», выполнять различные задачи, связанные с обеспечением безопасности Норвегии, а также, возможно, будет доступна для исследователей.

В России развертывание новой РЛС в Вардо вызвало довольно негативную реакцию. Как справедливо отмечалось, РЛС может быть использована для слежения за испытательными пусками российских баллистических ракет. Отмечалось также, что технические характеристики РЛС позволяют использовать ее для сбора детальной информации о боевых блоках российских ракет и процессе их разведения. Особо беспокоит российских наблюдателей тот факт, что такая информация может быть использована для повышения эффективности противоракетной обороны. Кроме этого, существует свидетельства того, что РЛС в Вардо может быть использована в качестве элемента американской системы предупреждения о ракетном нападении и в этом качестве также сможет заметно увеличить эффективность системы ПРО.

В апреле 2000 в ряде заявлений, сделанных российскими официальными лицами, было высказано мнение, согласно которому развертывание РЛС HAVE STARE в Норвегии может противоречить положениям Договора по ПРО.

В этой статье рассматриваются положения Договора по ПРО, которые могут ограничивать право США размещать РЛС HAVE STARE на территории Норвегии. Кроме этого, в статье предпринята попытка анализа опубликованной к настоящему времени информации об этой РЛС на предмет того существуют ли сегодня основания для утверждений о нарушении Договора по ПРО.

РЛС HAVE STARE как компонент системы ПРО

Среди основных положений Договора по ПРО—запрет на развертывание любых компонентов противоракетной системы, а значит и радиолокационных станций, за пределами разрешенных районов развертывания (Статья III Договора) или за пределами испытательных полигонов (Статья IV). Кроме этого, Статья IX прямо запрещает передачу другим государствам «систем ПРО или их компонентов, ограниченных настоящим Договором», а также их размещение вне своей национальной территории.

Таким образом, если окажется, что РЛС HAVE STARE попадает под определение «компонента системы ПРО», то ее развертывание в Норвегии действительно является нарушением Договора по ПРО, причем нарушением сразу двух статей Договора. Расмотрим насколько справедливо может быть утверждение о том, что РЛС HAVE STARE является компонентом системы ПРО.

Среди компонентов системы ПРО, список которых приведен в Статье II, содержится следующее определение радиолокационной станции, которая является компонентом системы ПРО (Статья II, пункт 2с):

[…] системой ПРО является система для борьбы со стратегическими баллистическими ракетами или их элементами на траекториях полета, состоящая в настоящее время из:

[…]

с) радиолокационных станций ПРО (РЛС ПРО), являющихся РЛС, созданными и развернутыми для выполнения функций в системе ПРО, или того типа, который испытан в целях ПРО.

Таким образом, развертывание РЛС HAVE STARE противоречило бы положениям Договора по ПРО в случае если она или РЛС того же типа была бы испытана в целях ПРО. В тексте Договора не содержится определения «испытания в целях ПРО». В то же время, вопрос об определении этого понятия рассматривался Постоянной консультативной комиссией (ПКК), созданной в соответствии со статьей XIII Договора. Результатом этого расмотрения стало Согласованное заявление от 1 ноября 1978 г., в котором среди прочих положений имеется следующее (Статья II.4 Согласованного заявления, в обратном переводе с английского):

4. Термин «испытание в целях ПРО», используемый в Статье 2 Договора [по ПРО], относится к:

[…]

(c) РЛС ПРО в том случае если она осуществляла слежение за стратегической баллистической ракетой или ее элементами на траекториях полета и осуществляла наведение на них перехватчика ПРО вне зависимости от того была ли удачной попытка перехвата; или осуществляла слежение за ракетой-перехватчиком ПРО и ее наведение на цель; или осуществляла слежение за стратегической баллистической ракетой или ее элементами на траекториях полета одновременно [в сочетании] с РЛС ПРО, которая осуществляла слежение за стратегической баллистической ракетой или ее элементами на траекториях полета или слежение за ракетой-перехватчиком ПРО и ее наведение на цель.

Таким образом, вопрос о том следует ли РЛС HAVE STARE классифицировать как РЛС ПРО, во многом зависит от характера испытаний, в которых эта РЛС принимала участие. При этом речь должна идти об испытаниях с участием конкретного экземпляра РЛС, поскольку HAVE STARE является единственной РЛС в своем классе.

Как уже отмечалось, до перевода в Норвегию, РЛС HAVE STARE была развернута на базе ВВС США Ванденберг. На этой базе РЛС HAVE STARE принимала участие в двух испытаниях, проводившихся в рамках программы противоракетной обороны.

В ходе первого испытания, которое состоялось 23 июня 1997 г., ракета (созданная на базе Minuteman II), стартовавшая с базы Ванденберг, несла боеголовку и ложные цели, которые были использованы в качестве мишеней для перехватчика EKV (Exoatmospheric Kill Vehicle), запуск которого (с помощью другой ракеты, также созданной на базе Minuteman II) был произведен 20 минутами позже с полигона на атолле Кваджалейн. Аналогичное испытание, с другим перехватчиком, было проведено 15 января 1998 г.

Решение вопроса о том, можно ли рассматривать данные испытания как испытания РЛС HAVE STARE в качестве РЛС ПРО, требует наличия более подробной информации об испытаниях. По всей видимости, РЛС HAVE STARE использовалась для слежения за ракетой, несущей мишени, и за мишенями в основном на начальном участке траектории, когда она работала вместе с РЛС раннего предупреждения PAVE PAWS. Слежение за мишенями и наведение перехватчика осуществлялось РЛС ПРО (в смысле определения Согласованного заявления 1978 г.), расположенной на полигоне Кваджалейн. В то же время, в случае если в момент старта перехватчика ракета с мишенями продолжала находиться в поле зрения РЛС HAVE STARE и продолжала сопровождаться ею, то в течение какого-то времени эта РЛС «осуществляла слежение за стратегической баллистической ракетой или ее элементами на траекториях полета одновременно [в сочетании] с РЛС ПРО, которая осуществляла […] слежение за ракетой-перехватчиком и ее наведение на цель.» В этом случае РЛС HAVE STARE должна быть отнесена к РЛС ПРО со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Точно также, РЛС HAVE STARE должна быть классифицирована как РЛС ПРО в случае если ракета-мишень или боеголовки-мишени одновременно облучались излучением этой РЛС и РЛС ПРО, расположенной на атолле Кваджалейн. В этом случае HAVE STARE попадает под определение Согласованного заявления от 1 ноября 1978 г. как РЛС, которая «осуществляла слежение за стратегической баллистической ракетой или ее элементами на траекториях полета одновременно с РЛС ПРО, которая осуществляла слежение за стратегической баллистической ракетой или ее элементами на траекториях полета […]». Вполне возможно, что перехват происходил на таких высоте и удалении от базы Ванденберг, которые исключали одновременное облучение мишеней двумя РЛС, однако никакой информации, которая свидетельствовала бы об этом, Соединенными Штатами обнародовано не было.

Стоит отметить, что наличие или отсутствие связи в реальном времени между РЛС HAVE STARE и РЛС ПРО на атолле Кваджалейн, а также наличие возможности обмена информацией между этими РЛС, хотя и важно с точки зрения функционирования системы, никак не влияет на решение вопроса о классификации РЛС HAVE STARE как РЛС ПРО.

Следует отметить также, что классификация РЛС HAVE STARE как РЛС ПРО стала бы поводом для утверждения о нарушении положения Договора по ПРО, запрещающего развертывание компонентов системы ПРО за пределами разрешенных районов развертывания и испытательных полигонов.

В соответствии с Протоколом к Договору по ПРО от 1974 г., США имеют право на развертывание системы ПРО в районе базы Грэнд Форкс в Северной Дакоте. Развертывание компонентов системы ПРО за пределами этого района запрещено. Исключение сделано для испытательных полигонов (Статья IV Договора):

Ограничения, предусмотренные в Статье III, не относятся к системам ПРО или их компонентам, используемым для разработок и испытаний и находящимся в пределах существующих или дополнительно согласованных испытательных полигонов. Каждая из Сторон может иметь на испытательных полигонах в совокупности не более пятнадцати пусковых установок противоракет.

Вопрос о количестве испытательных полигонов и их расположении был решен в Согласованном заявлении ПКК от 1 ноября 1978 г. (Статья I, в обратном переводе с английского):

3. В настоящее время испытательными полигонами, упомянутыми в Статье IV Договора, являются […]: для США вблизи Уайт Сэндс, штат Нью Мексико, и атолл Кваджалейн […].

Поскольку о создании других испытательных полигонов США не объявляли (хотя Согласованное заявление от 1 ноября 1978 г. позволяет это делать), база Ванденберг не является испытательным полигоном. Следовательно, в случае если бы не было принято мер, которые исключали бы отнесение РЛС HAVE STARE, развернутой на этой базе, к категории РЛС ПРО, положения Договора по ПРО были бы нарушены.

Кратко суммируя основные результаты проведенного анализа, можно отметить, что имеющаяся на сегодня информация позволяет предположить, что РЛС HAVE STARE могла быть испытана в качестве РЛС ПРО, а следовательно, ее развертывание в Норвегии потенциально может нарушать положения Договора по ПРО. Для окончательного решения этого вопроса необходимо обладать достаточно подробной информацией о характере испытаний, в которых принимала участие эта РЛС.

РЛС HAVE STARE как РЛС системы раннего предупреждения

Еще одна возможность конфликта с положениями Договора по ПРО, упоминаемая в связи с развертыванием РЛС HAVE STARE в Норвегии, связана с возможностью использования этой РЛС в системе предупреждения о ракетном нападении США. Действительно, информация о технических характеристиках РЛС позволяет предположить, что она будет интегрирована в систему предупреждения о ракетном нападении.

Такое использование РЛС в Вардо по всей видимости будет нарушать следующее положение Договора по ПРО (Статья VI):

Для повышения уверенности в эффективности ограничений систем ПРО и их компонентов, предусмотренных настоящим Договором, каждая из Сторон обязуется:

[…]

b) не развертывать в будущем РЛС предупреждения о нападении стратегических баллистических ракет, кроме как на позициях по периферии своей национальной территории с ориентацией вовне.

Как можно видеть из текста этой статьи, возможность развертывания РЛС раннего предупреждения за пределами национальной территории не предусмотрена, а следовательно такое развертывание запрещено.

Основная проблема, которая возникает в связи с решением вопроса о том распространяется ли этот запрет на РЛС HAVE STARE, заключается в отсутствии в тексте Договора по ПРО или в сопровождающих его документах определения понятия «РЛС предупреждения о нападении стратегических баллистических ракет».

Вопрос о том, попадает ли РЛС HAVE STARE под действие Статьи VI Договора по ПРО, может решаться по аналогии с определением, данным в Договоре по ПРО компонентам системы ПРО, к РЛС раннего предупреждения должны быть отнесены РЛС созданные и испытанные в целях предупреждения о ракетном нападении, или РЛС типа, испытанного в этих целях.

Поскольку РЛС HAVE STARE является единственной в своем классе, она должна считаться РЛС раннего предупреждения только в том случае если она была создана и испытана в этих целях. Насколько можно судить по истории создания и техническим характеристикам РЛС HAVE STARE, доказательство того, что эта РЛС создана для целей раннего предупреждения, будет представлять определенные сложности, если вообще окажется возможным. Так, например, отметим, что все РЛС раннего предупреждения, которые в настоящее время развернуты в России и США, имеют фазированную антенную решетку, а РЛС HAVE STARE имеет поворотную механическую параболическую антенну.

Приведенные соображения, конечно, не означают того, что РЛС HAVE STARE не может быть использована для целей раннего предупреждения. В то же время, они свидетельствуют о том, что ее принадлежность к классу РЛС раннего предупреждения в смысле определения Договора по ПРО весьма неочевидна.

Заключение

Суммируя сказанное, можно заключить, что в принципе нельзя исключать того, что развертывание РЛС HAVE STARE в Норвегии способно привести к нарушению Договора по ПРО. В то же время, необходимо отметить, что в настоящее время не обнародовано каких-либо данных, позволяющих сделать заключение о том, что развертывание РЛС противоречит положениям Договора. Однако нельзя с полной определенностью сделать и обратного вывода—о соответствии факта развертывания этой РЛС положениям Договора по ПРО.

Необходимо отметить, что вне зависимости от того каким образом решается вопрос о соотвествии размещения РЛС HAVE STARE в Норвегии Договору по ПРО, информация об этой РЛС, опубликованная в последнее время в норвежской и российской печати не оставляет сомнений в том, что она будет выполнять задачи, связанные со сбором информации о пусках российских баллистических ракет. Весьма вероятно и то, что эта РЛС и аналогичные ей могут быть и будут использоваться в планируемой США системе национальной ПРО, в том числе и в целях раннего предупреждения. Соответственно, Россия права в том, что она выражает озабоченность по поводу развертывания этой РЛС в непосредственной близости от своих границ.

Представляется, что в этой ситуации Соединенные Штаты и Норвегия должны быть в очень большой степени заинтересованы в обнародовании таких данных об РЛС HAVE STARE и испытаниях с ее участием, которые позволили бы сделать недвусмысленное заключение о том, что ее развертывание не нарушает положения Договора по ПРО.

Павел Подвиг, научный сотрудник
Центр по изучению проблем разоружения,
энергетики и экологии
при МФТИ
Адрес для контакта: www-start@armscontrol.ru


Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

Cм. также:

Cпециальный раздел СНВ-сайта: Поправки к Договору по ПРО: Следует ли России соглашаться? - документы, стенограммы пресс-конференций, обзор прессы

Поиск на СНВ-сайте