This page in English

Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

СОКРАЩЕНИЕ ЯДЕРНОГО ОРУЖИЯ. ПРОЦЕСС И ПРОБЛЕМЫ

Авторы | Содержание | Введение | Глава 1 | Глава 2 | Глава 3 | Глава 4 | Заключение | Отклики

Приглашаем посетить раздел Договор СНВ-2 и дальнейшие сокращения ядерного оружия - информационный сайт Центра: хроника событий, перечень публикаций (печатных и сетевых), тексты официальных документов, ресурсы сети Интернет (обновляется еженедельно)

Глава 2. Роль ядерного оружия в политике РФ

2.1. Прогноз развития геополитической и геостратегической ситуации

Анализируя складывающуюся в настоящее время геостратегическую ситуацию в мире, можно полагать, что в краткосрочной перспективе (на ближайшие 5-10 лет) внешняя военная угроза для России не велика. Вряд ли в этот период можно ожидать появления серьезных военных противников, подобных тем, которые были у СССР в период холодной войны.

Определение долгосрочного прогноза развития военной и политической ситуации в Европе, вблизи южных границ России и в Азиатско-Тихоокеанском регионе является более сложной задачей. В том случае, если не удастся создать эффективную систему коллективной безопасности, возможно появление острого соперничества между новыми центрами силы, усиления их влияния в регионах, имеющих жизненно важное значение для России. Огромная территория России, большая протяженность ее границ, наличие вблизи нее государств с нестабильной внутриполитической ситуацией, а также государств, стремящихся к обладанию оружием массового поражения, делают весьма актуальной заботу об обеспечении ее национальной безопасности.

Серьезную озабоченность вызывают планы расширения блока НАТО, который становится доминирующей силой в Европе. Приближение его к границам России воспринимается как прямая попытка со стороны США и других стран Запада воспользоваться временной слабостью России для укрепления своих геостратегических позиций.

В частности, в области обычных вооружений НАТО имеет трехкратное превосходство над Россией. После присоединения к блоку стран Восточной Европы это превосходство еще более увеличится. Особенно большое преимущество НАТО может получить в случае вступления в этот блок стран Балтии, которые занимают важное стратегическое положение на Северо-западом фланге России. Политика НАТО, направленная на расширение альянса, а также неурегулированность территориальных проблем между Россией и странами Балтии могут послужить причиной политического и военного давления на Россию со стороны Североатлантического блока.

Большую роль в поддержании стабильности и мира в Европе играет Договор ОВСЕ. Сейчас, когда блок НАТО остался в Европе единственным военным блоком, отдельные положения этого договора устарели и нуждаются в адаптации к новым политическим реалиям. Особую озабоченность в России вызывают фланговые ограничения, которые были установлены Договором ОВСЕ во время существования двух противостоящих блоков, и поэтому сейчас носят явно дискриминационный характер по отношению к России.11

В перспективе наиболее вероятная угроза для безопасности, в силу особенностей геостратегического положения России, может исходить от ее южных соседей. Эскалация имеющихся конфликтов, как, например, таджикского, азербайджано-армянского или грузино-абхазского, может вовлечь в боевые действия такие страны как Пакистан, Турция или Иран, которые стремятся расширить зоны своего влияния. Конфликты такого рода могут возникать практически по всей южной границе СНГ и России.

В перспективе нельзя исключать и появления очагов напряженности на Дальнем Востоке. Имеются территориальные претензии к России со стороны Японии. Вооруженные силы этой страны по своей мощи сегодня не представляют угрозы для России, однако вряд ли можно сомневаться в том, что экономический потенциал Японии способен обеспечить их быстрый рост. Важное значение имеет развитие отношений с Китаем, с которым у России имеется весьма протяженная граница и ряд спорных территориальных вопросов в районах Забайкалья и Приморья. Существуют также противоречия КНР с союзниками России по СНГ - Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном. Высокий динамизм экономики страны и ее военной мощи приведут к тому, что Китай в XXI столетии будет одним из самых влиятельных центров силы. При этом необходимо учитывать возрастание ядерного потенциала КНР, который по своему составу, боевым характеристикам и географическому размещению представляет гораздо большую угрозу для России, чем для США.12

2.2. Роль СЯС в обеспечении обороноспособности страны

В результате коренных изменений в политической и экономической сферах Вооруженные Силы России оказались в весьма сложном положении. Значительно снизились экономические возможности страны. В конце 80-х годов ВВП СССР составлял 2600-2800 млрд. долларов. В результате распада СССР и продолжающегося уже 7 лет экономического кризиса ВВП России сократился до 600-630 млрд. долларов.13 Российская Федерация не в состоянии поддерживать Вооруженные Силы в их нынешнем виде и, следовательно, необходимо проведение коренных преобразований в военном строительстве - проведение военной реформы.

На период проведения военной реформы задача обеспечения обороноспособности страны может быть возложена, в основном, на ядерное оружие. Основными положениями военной доктрины РФ роль СЯС и условия их возможного использования определяется следующим образом: "Цель политики Российской Федерации в области ядерного оружия - устранение угрозы ядерной войны путем сдерживания агрессии против РФ и ее союзников. Российская Федерация не применит свое ядерное оружие против любого государства-участника Договора о нераспространении ядерного оружия от 1 июля 1968 г., не обладающего ядерным оружием, кроме как в случаях:

а) вооруженного нападения такого государства, связанного союзным соглашением с государством, обладающим ядерным оружием, на РФ, ее территорию, Вооруженные Силы или другие войска или ее союзников;

б) совместных действий такого государства с государством, обладающим ядерным оружием, в осуществлении или поддержке вторжения или вооруженного нападения на РФ, ее территорию, Вооруженные Силы и другие войска или на ее союзников."14

С точки зрения сложившихся представлений военного планирования, свою роль в обеспечении национальных интересов и национальной безопасности России СЯС могут выполнить при ряде условий, главными из которых являются следующие. Во-первых, стратегические ядерные силы должны постоянно находиться в таком состоянии, чтобы иметь возможность в любых условиях обстановки гарантировано нанести неприемлемые потери противнику в ответных действиях. Во-вторых, боевые возможности СЯС и неотвратимость ответного ядерного удара должны быть хорошо известны противнику. Необходимо отметить, что примерно те же требования предъявляют к своим ядерным силам и США.15

2.3. Доктрина ядерного сдерживания и ее трансформация в процессе сокращения СНВ

В период холодной войны стратегическая стабильность базировалась на центральном противостоянии СССР и США. При этом ядерное сдерживание являлось главным элементом обеспечения безопасности. Попытки получения односторонних преимуществ подхлестывали гонку вооружений. В результате каждой стороной было накоплено по несколько десятков тысяч ядерных боеголовок. Сегодня, несмотря на то, что Россия и США осуществляют сокращения СНВ, сдерживание по-прежнему лежит в основе их ядерной политики.

Величина неприемлемого ущерба представляет собой один из важнейших элементов концепции сдерживания. Она не является строго фиксированной и определяется противостоящими сторонами в условиях конкретной геостратегической ситуации, зависит от целей, которые они ставят в случае конфликта. В период холодной войны, когда США ставили своей целью уничтожение СССР как социально-политической системы, в качестве величины неприемлемого ущерба появился критерий Роберта Макнамары. В соответствии с этим критерием неприемлемый ущерб достигается при потере 30% населения и 70% промышленного потенциала страны, для чего необходимо доставить к целям 400-500 боеголовок мегатонного класса. Примерно такой же подход был характерен и для стратегического планирования в СССР. С течением времени становилось все более ясно, что этот критерий обладает чрезмерной избыточностью.

Ввиду неопределенности понятия "неприемлемый ущерб", в практике стратегического планирования используется термин "заданный ущерб." Представляется естественным, что величины как неприемлемого, так и заданного ущерба будут понижаться по мере сокращения СНВ, снижения напряженности и углубления партнерских отношений между государствами.

Выполнение задач сдерживания и поддержание стабильности возможно только в том случае, если при любых условиях развязывания военного конфликта сторона, подвергшаяся агрессии, будет способна нанести агрессору неприемлемые для него потери в ответном ударе. Характер сдерживания во многом определяется структурой, количественным составом и выбором формы боевых действий. Кроме того, для российских СЯС он не может рассматриваться в отрыве от ядерного планирования, состояния и перспектив развития ядерных сил и других стратегических систем США и их союзников.

В период холодной войны одной из форм боевого применения как американских, так и советских СЯС в случае конфликта являлось нанесение ответно-встречного удара. Особую роль при этом играла высокая боеготовность СЯС, их оперативность, надежность системы боевого управления, связи и предупреждения о ракетном нападении. Для советских СЯС выбор этой формы боевых действий определялся структурой СЯС с большим удельным весом МБР наземного базирования, которые обладают относительно невысокой живучестью в случае нанесения по ним ракетно-ядерного удара. Однако, риск возникновения случайного ядерного конфликта при этом повышался вследствие возможных ошибок системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН) и жесткого лимита времени на оценку обстановки и принятие решения. Вместе с тем, концепции ответно-встречного удара присуща и стабилизирующая роль, поскольку угроза такого удара удерживает потенциального противника от обострения обстановки.16

В последнее время, в связи с изменением геостратегической ситуации и переходом России и США к партнерским отношениям, нередко высказываются предложения об отказе от ядерного сдерживания. Необходимо отметить, что концепция сдерживания является адекватным отражением той ситуации, в которой взаимодействуют обе страны. Пока существует ядерное оружие, его нельзя отменить директивно. Тем не менее, ядерное сдерживание в том понимании, которое сформировалось в период холодной войны, по мере сокращения стратегических вооружений и улучшения отношений между странами в политической и экономической областях, должно быть модифицировано в ядерное сдерживание, соответствующее новым реалиям.

С этой точки зрения был бы целесообразен отказ от концепции ответно-встречного удара и переход к более стабилизирующей концепции ответных действий. Однако, ориентация СЯС исключительно на ответный удар требует высоких гарантий их живучести.

При оценке уязвимости стратегических ядерных сил необходимо учитывать не только контрсиловой стратегический потенциал и возможности противоракетной обороны вероятного противника, но и такие факторы, как потенциалы тактического ядерного и высокоточного оружия, обычных средств и сил, опасность диверсий, террористических акций и другой скрытной деятельности против объектов стратегических ядерных сил. Нельзя также полностью исключать возможность развязывания войны против России с использованием обычного оружия и нанесением ударов по объектам СЯС. В ходе таких боевых действий могут сложиться условия, вынуждающие Россию нанести ядерный удар первой. Следовательно, состав и структура СЯС, их оперативная готовность должны, в зависимости от обстановки, позволять определенную гибкость выбора и проведения всех форм боевых действий.17



11) В соответствии с Договором ОВСЕ, Россия должна размещать основную массу своих вооружений не там, где того требует обстановка. Так, из общего уровня в 6400 танков, 11480 боевых бронированных машин (ББМ) и 6415 артсистем калибра 100 мм и выше Россия имеет право разместить на территории Калининградской области (менее 0.5 % территории европейской части РФ) 4200 танков, 8760 ББМ, и 3235 артсистем. В то же время, на территории приграничных Ленинградского и Северо-Кавказского военных округов (более 50% территории) можно иметь не более 700 танков, 580 ББМ и 1280 артсистем. Особенно нетерпимо такое положение в Кавказском регионе, где вблизи российских границ существуют несколько очагов вооруженных конфликтов (Вестник военной информации, №1, январь 1995 г., с. 5).

12) В настоящее время Китай имеет на боевом дежурстве около 10 МБР, 70-80 ракет средней и промежуточной дальности, одну стратегическую атомную подводную лодку с 12 моноблочными баллистическими ракетами и несколько десятков тактических и оперативно-тактических ракет, способных нести ядерные заряды. В составе бомбардировочной авиации имеется 120 самолетов Н-6 и 350 самолетов Н-5 среднего радиуса действия. По оценкам экспертов, начиная с 2003 г. Китай будет способен в течение 4-5 лет развернуть до 300-400 шахтных МБР, оснащенных РГЧ ИН. Планируется иметь 5 подводных ракетоносцев с 12 БРПЛ с РГЧ ИН каждый (Зарубежное военное обозрение, №11, 1993 г., стр. 33-36; Зарубежное военное обозрение, №1, 1995 г. , стр. 2-8).

13) Рогов С., "Вооруженные силы России после президентских выборов," НВО НГ, 27 июня 1996 г.

14)  Военная мысль, спецвыпуск, ноябрь 1993 г.

15) Doctrine for Joint Nuclear Operation, Joint Pub 3-12, 15 December 1995.

16) Владимир Дворкин, "Ядерное сдерживание и Договор СНВ-2," НВО НГ, №3, 1997 г.

17) Белоус В., "Об основах ядерной стратегии России," Сегодня, 9 февраля 1994 г.


Содержание работы Сокращение ядерного оружия. Процесс и проблемы.