Страсти вокруг СНВ-2

Аннотация работы Центра "Сокращение ядерного оружия. Процесс и проблемы" была опубликована в приложении к "Независимой Газете" "НГ-сценарии" 9 декабря 1997 г (с. 8). Ниже приводится полный ее текст.

После окончания холодной войны Россия и США достигли большого прогресса в сокращении своих ядерных арсеналов. Однако проблемы, возникшие при рассмотрении Федеральным Собранием РФ Договора СНВ-2, ставят серьезные препятствия на пути этого процесса. Было бы ошибкой полагать, что эти трудности созданы исключительно законодательной ветвью власти. Договор является объектом резкой критики со стороны большинства российских экспертов, считающих, что он имеет ряд недостатков, которые не только дают США существенные преимущества при проведении сокращений стратегических наступательных вооружений, но и подрывают основы безопасности России.

В то же время критика Договора СНВ-2 не означает, что российское общество возражает против осуществления дальнейших шагов по сокращению ядерных вооружений. Идея достижения более низких уровней стратегических вооружений весьма популярна в России. При этом существует понимание того, что в рамках будущего Договора СНВ-3 было бы желательным выйти на более низкие уровни, чем это было согласовано в марте 1997 г. в Хельсинки. Представляется также существенным исключить в новом договоре как односторонние преимущества, так и возможности обхода достигнутых договоренностей.

Именно этой теме посвящен доклад "Сокращение ядерного оружия. Процесс и проблемы", опубликованный недавно Центром по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при Московском физико-техническом институте. В докладе проанализирована ситуация, сложившаяся в процессе сокращения СНВ, рассмотрены роль ядерного оружия в политике РФ и способности российского военно-промышленного комплекса по поддержанию стратегических ядерных сил. На основе проведенного анализа этих факторов формулируются условия и параметры следующего этапа сокращений стратегических наступательных вооружений.

Авторы работы считают, что, несмотря на улучшение международного климата после холодной войны ядерное оружие продолжает оставаться важным инструментом в проведении внешней политики. По-видимому, условия, способствующие сохранению ядерного оружие в мире, будут существовать еще не одно десятилетие. Тем не менее ядерные арсеналы и России, и США избыточны для осуществления провозглашаемых ими стратегий сдерживания. Дальнейшее взаимное сокращение развернутых стратегических наступательных вооружений позволило бы снизить бремя материальных и финансовых затрат государств, существенно уменьшить риск несанкционированного или случайного применения ядерного оружия, а также его распространения. Следование по пути дальнейшего сокращения ядерных арсеналов способствовало бы укреплению взаимного доверия между ведущими ядерными державами и продемонстрировало бы миру их стремление ко всеобщей ликвидации ядерного оружия на планете.

Важным шагом в снижении роли ядерного оружия в мировой политике и в укреплении стратегической стабильности стало бы принятие ядерными державами неконфронтационной концепции ядерного сдерживания. Новая концепция должна исключать провоцирующие элементы, которые сформировались в период холодной войны. Ядерное оружие должно рассматриваться как крайнее средство для защиты государства от угрозы уничтожения. В формировании нового облика своих стратегических ядерных сил Россия должна сделать акцент на обеспечении их выживаемости в любых условиях конфликта, сохранении ключевых элементов СЯС, а также их производственной и научной инфраструктуры.

По мнению авторов доклада, вопрос ратификации Договора СНВ-2 российским парламентом является сейчас главным камнем преткновения на пути дальнейшего разоружения. Несмотря на все недостатки этого договора, его принятие и реализация отвечают российским интересам.

Тем не менее, обязательства России по выполнению Договора СНВ-2 должны связываться с достижением нового соглашения с США по следующему этапу сокращения стратегических вооружений. В работе сделан вывод, что в ходе выполнения следующего этапа целесообразно добиться взаимных сокращений развернутых стратегических арсеналов до уровня 1500 боезарядов к 2008 г.

Для того чтобы Договор СНВ-3 не разделил судьбы Договора СНВ-2, важно выправить дисбаланс интересов, возникший в результате предыдущих переговоров, и для этого существуют реальные возможности. Авторы доклада предлагают предусмотреть в новом договоре комплекс мер, направленных на уменьшение возвратного потенциала стратегических вооружений. К желаемому результату привело бы достижение соглашений о ликвидации боезарядов и платформ сокращаемых СНВ, ограничении количества развернутых пусковых установок на подводных лодках, обеспечении необратимости переориентирования тяжелых бомбардировщиков. В докладе также акцентируется внимание на том, что в Договоре СНВ-3 необходимо предусмотреть меры по ликвидации или ограничению ядерных КРМБ и укреплению режима транспарентности, который стал бы охватывать область производства и ликвидации самих ядерных боезарядов.

При условии, что Договор СНВ-3 будет заключен, перспективы его ратификации и выполнения российской стороной в значительной степени будут определяться и такими факторами, как развитие в США средств противоракетной обороны, динамика и характер процесса расширения НАТО, а также тем, как при этом будут учитываться интересы России. В докладе подчеркивается, что российской стороне важно настойчиво добиваться выработки взаимных с США договоренностей по ограничению контрсиловых возможностей обычного высокоточного оружия и средств противолодочной войны. Это становится особенно актуальным, поскольку в перспективе проблемы обеспечения выживаемости СНВ могут стать решающими на пути дальнейших более глубоких их сокращений.

Справки о докладе "Сокращение ядерного оружия. Процесс и проблемы" можно получить по телефону (095)-408-6381.
 


На адрес нашего Центра в конце декабря 1997 г. поступило письмо, подписанное Главнокомандующим Военно-Морским Флотом РФ Адмиралом В. И. Куроедовым. В нем, в частности, отмечается:

"...Военно-Морским Флотом рассмотрено Ваше исследование "Сокращение ядерного оружия. Процесс и проблемы." На наш взгляд, данная работа является актуальной и своевременной для формирования научно-обоснованных взглядов в российском обществе на проблему сокращения стратегических наступательных вооружений. В ней достаточно полно раскрыты вопросы необходимости дальнейшего сокращения ядерных вооружений, проанализированы положительные стороны Договоров о сокращении стратегических наступательных вооружений в плане обеспечения ратификации Договора СНВ-2, исследованы пути повышения общей безопасности в мире, тенденции развития СЯС России. Достаточно обоснован, по нашему мнению, и вывод о том, что процесс сокращения стратегического ядерного оружия и ослабления его роли в международной политике происходит на фоне совершенствования обычных вооружений, способности тактического ядерного и высокоточного оружия решать стратегические задачи...

...В целом, на наш взгляд, данное исследование, изданное массовым тиражом, принесло бы большую пользу как для российских органов государственного, военного управления и общественности, так и для зарубежного читателя."


В начале января 1998 г. мы получили официальный отзыв о нашей работе от Главнокомандующего Ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковника В. Н. Яковлева. Ниже приводятся выдержки из отзыва:

"...Мнения и оценки Вашего Центра, изложенные в книге "Cокращения ядерного оружия. Процесс и проблемы" относительно роли ядерного оружия, прогноза развития системы стратегических наступательных вооружений и переговорного процесса об их дальнейших сокращениях в целом совпадают с позицией руководства РВСН по указанным вопросам. Свое видение указанных проблем командование, ведущие специалисты Ракетных войск неоднократно излагали в средствах массовой информации.

Ядерное сдерживание, как Вы совершенно правильно отмечаете, в обозримой перспективе будет оставаться основополагающим принципом строительства системы обеспечения национальной безопасности Росссии. Вместе с тем, мы считаем,что необходимо более взвешенно подходить к оценке перспектив развития ядерных вооружений. По нашему мнению, такую перспективу можно рассматривать как чисто теоретическую. Анализ современной военно-стратегической обстановки и прогноз ее развития на ближайшие 15.. 20 лет показывают, что для России роль ядерных вооружений будет оставаться чрезвычайно высокой. И нет никаких оснований отказываться от практически единственного силового средства сдерживания неблагоприятных для России тенденций в условиях значительного преимущества США и НАТО в обычных вооружениях, отставания России в создании перспективных образцов вооружений, в первую очередь высокоточного оружия, угрозы развертывания США нестратегической системы ПРО.

Ваш тезис о целесообразности отказа от концепции ответно-встречного удара не отвечает сложившимся взаимоотношениям в военно-стратегической сфере. Возможность реализации такого удара нельзя рассматривать как только дестабилизирующий фактор. Способность группировки РВСН к его осуществлению является важным условием поддержания стратегической стабильности. В связи с чем, сохранение многообразия форм боевого применения группировки РВСН следует рассматривать, по нашему мнению, как одно из основных требований к перспективной системе вооружений РВСН и важнейшее условие укрепления сдерживания, поскольку это затрудняет для противника возможность достижения одностороннего превосходства за счет реализации мер, направленных на снижение боевого потенциала РВСН. И сегодня, и в обозримой перспективе мы не видим оснований для отказа от этой качественной характеристики системы вооружений. Тем более, что в настоящее время реализованы согласованные на высшем уровне меры организационно- технического характера (взаимное ненацеливание ракет, дежурство с "нулевыми" полетными заданиями), снижающие взаимную угрозу.

Понимая Вашу озабоченность в связи с некоторыми недостатками условий Договора СНВ-2, мы разделяем целесообразность включения в Договор СНВ-3 положений о ликвидации возвратного потенциала, расширении мер контроля и доверия, ликвидации крылатых ракет морского базирования. Эти предложения соответствуют взглядам руководства РВСН и реализуются нами при подготовке предложений и обосновании позиции РВСН по Договору СНВ-3...

...считаю положительной практику обсуждения указанных вопросов с привлечением широкого круга специалистов и независимых экспертов для выявления всех точек зрения и выработки единых взглядов на пути и меры обеспечения национальной безопасности России..."