Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ
|
Как и международно-правовой режим запрещения химического оружия, международные обязательства по запрещению биологического оружия стали разрабатываться после окончания первой мировой войны в 1920-е годы. Результатом такой деятельности стало подписания 37-ю государствами многостороннего Женевского Протокола 1925г. "О запрещении применения на войне удушливых, ядовитых и других подобных газов и бактериологических средств". Он запрещал применение бактериальных средств ведения войны, но делал это косвенным образом. Констатировалось, что использование таких средств на войне "справедливо было осуждено общественным мнением цивилизованного мира" и запрещено в договорах, участниками которых является большинство стран. При этом ссылки делались на следующие международные документы: Гаагскую декларацию 1899 г. о неупотреблении снарядов, единственной целью которых является доставка удушающих и вредоносных газов; Версальский, Сен-Жерменский и Нейиский мирные договоры 1919 г. и Трианонский и Севрский мирные договоры 1920 г., а также Соглашение о защите на море во время войны жизни граждан нейтральных и невоюющих стран и о предупреждении использования во время войны вредоносных газов и химических средств. Последнее соглашение было подписано США, Великобританией, Францией, Италией и Японией в 1922 г. СССР присоединился к Протоколу в 1927 г. и в 1928 г. - году вступление Протокола в силу - сдал на хранение ратификационные грамоты государству-депозитарию - Франции. Другая крупная держава - США - стала участницей Протокола лишь в 1975 г. - уже после вступления в силу более универсальной Конвенции о запрещении биологического (токсинного) оружия (КБТО).
Женевский протокол 1925 г., хотя и представлял собой важный шаг в создании международно-правового режима ограничения применения бактериологического оружия на войне, оставлял за скобками их разработку, производство и хранение. Кроме того, он не покрывал оружие, созданное на основе токсинов и вирусов. При этом понятие "война" также могло трактоваться слишком узко. Например, действия США в Южном Вьетнаме в 1960-е годы и начале 1970-х годов не трактовались в качестве традиционной "войны". Поэтому широкомасштабное применение дефолиантов, подпадавшее, по мнению многих юристов, под определение средств, запрещенных Протоколом 1925 г., могло и не являться его нарушением, поскольку они применялись не в ходе "войны", а в ходе внутреннего конфликта. Тем не менее, США предпочли оставаться за рамками Протокола до окончания войны во Вьетнаме в 1975 г. К 2005 г. членами Протокола было 134 государства.
После второй мировой войны в результате появления ядерного оружия становилось ясным, что военное применение биологического оружия (БО) связано с объективными неудобствами. Во-первых, поражающие эффекты во многом зависят от непредсказуемых факторов - скорости ветра, влажности, иммунитета и физической защиты объектов применения. Тем самым, заранее крайне сложно рассчитать характеристики поражения, что создавало трудности в военном планировании. Во-вторых, как и химоружие, БО могло поразить, в первую очередь, слабозащищенное гражданское население. При этом вооруженные силы противника, оснащенные средствами биологической защиты, смогли бы выжить и продолжать оказывать сопротивление.
Поэтому еще в период ведения вьетнамской войны ведущие державы взяли курс на заключение "Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении". Она была одобрена Генеральной Ассамблеей ООН в 1971 г., была открыта для подписания в 1972 г. и вступила в силу в 1975 г. Ее государствами-депозитариями являются Россия, США и Великобритания. Срок ее действия не ограничен. Документ устанавливает следующие обязательства государств-участников:
- никогда не разрабатывать, не производить, не накапливать и не сохранять микробиологические или другие биологические агенты или токсины, каково бы не было их происхождение или метод производства, таких видов и в таких количествах, которые не имеют назначения для профилактических, защитных или других мирных целей; оружие, оборудование или средства доставки, предназначенные для использования таких агентов или токсинов во враждебных целях или в вооруженных конфликтах (ст.I);
- уничтожить или переключить на мирные цели все агенты, токсины, оружие, оборудование и средства доставки, указанные в статье I Конвенции, которыми оно обладает или которые находятся под его юрисдикцией или контролем (ст.II);
- не передавать кому бы то ни было, ни прямо, ни косвенно, равно как и никоим образом не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство, группу государств или международные организации к производству или к приобретению каким-либо иным способом любых агентов, токсинов, оружия, оборудования или средств доставки, указанных в статье I Конвенции (ст.III);
- в соответствии со своими конституционными процедурами принять необходимые меры по запрещению и предотвращению действий, указанных в статье I Конвенции, в пределах территории такого государства, под его юрисдикцией или под его контролем, где бы то ни было (ст.IV);
- консультироваться и сотрудничать друг с другом в решении любых вопросов, которые могут возникнуть в отношении цели или в связи с выполнением положений Конвенции (ст.V);
- подать жалобу в Совет Безопасности Организации Объединенных Наций в случае, если государство-участник констатирует, что какое-либо другое государство-участник действует в нарушение обязательств, вытекающих из положений Конвенции, которая должна содержать все возможные доказательства, подтверждающие ее обоснованность (ст.VI);
- предоставлять или поддерживать помощь в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций любому участнику Конвенции, который обратится с такой просьбой (ст.VII);
- способствовать, возможно, самому полному обмену оборудованием, материалами, научной и технической информацией об использовании бактериологических (биологических) средств и токсинов в мирных целях (ст.X).
Данная Конвенция представляла собой новое слово в международной деятельности по контролю над вооружениями. Впервые был запрещен целый вид оружия массового уничтожения - биологическое, при этом срок запрета носил неограниченный характер. Вместе с тем, документ не содержал положений о режиме проверки соблюдения Конвенции. Он также не требовал уничтожения всех имеющихся запасов БО, а разрешал "переключать" их на мирные нужды в течение 9 месяцев после подписания. При этом в документе не было проведено четкого разграничения между деятельностью в военных и мирных целях, что в принципе, позволяло сохранять запасы БО и осуществлять работы по его совершенствованию, декларируя их в качестве деятельности, например, по биозащите.
К 2005 г. участниками Конвенции являлись 153 государства, и еще 16 подписало, но не ратифицировало документ. Среди последних - ряд бедных стран Африки и Латинской Америки, а также такие государства, как Египет, Сирия, Мьянма. Израиль не подписал и не ратифицировал КБТО.
После вступления Конвенции в силу, государства-участники предприняли ряд усилий по укреплению уверенности в ее соблюдении. Так, в ходе Обзорных Конференций 1986 и 1991 годов по рассмотрению действия КБТО в целях повышения открытости работ были разработаны меры укрепления доверия. В соответствии с ними, все государства - участники ежегодно представляют в ООН информацию о биологических и биотехнологических работах, программах и объектах, публикациях, конференциях и национальном законодательстве. Эти меры являются добровольными. Предоставленная информация рассматривается в ходе Обзорных Конференций, собираемых раз в пять лет. Россия представляет в ООН информацию по мерам укрепления доверия ежегодно.
Другой мерой стало решение III Конференции (1991г.) об обязательствах государств - депозитариев Конвенции (Россия, США и Великобритания) по укреплению осуществления положений ст.V документа относительно согласованных процедур созыва и проведения неофициальных и официальных консультативных совещаний государств - участников для рассмотрения вопросов, поднимаемых государствами - участниками по выполнению Конвенции.
Кроме того, в 1989 г. были приняты Технические руководящие указания и процедуры по своевременному и эффективному расследованию сообщений о возможном применении химического и бактериологического (биологического) или токсинного оружия для укрепления ст. VI Конвенции. Они предусматривают сотрудничество государств с Генеральным секретарем ООН в расследовании возможных случаев применения биологического оружия. Среди возможных методов упоминались: направление экспертов для оказания консультативной помощи и проведения расследований, предоставление аналитических лабораторий для идентификации агентов, боеприпасов, осуществление подготовки экспертов, выделение оборудования для проведения расследований.
Однако приступить к практическим мерам по обеспечению проверяемости условий КБТО стало возможным только после окончания "холодной войны". К этому подтолкнуло два обстоятельства. Во-первых, после войны в зоне Персидского залива 1990-91 годов в Ираке были обнаружены значительные запасы БО, не зафиксированные ранее национальными техническими средствами контроля. Во-вторых, самое главное, в 1992 г. президент РФ Б.Н.Ельцин признал, что Советский Союз - один из депозитариев Конвенции - осуществлял запрещенные документом работы по созданию биологического оружия. На территории ряда бывших советских республик были обнаружены ключевые элементы военной биологической инфраструктуры, например, предприятие по производству спор сибирской язвы в г. Степногорск (Казахстан), а также испытательный полигон БО на о. Возрождения в Аральском море (Узбекистан). Дополнительная, хотя и не всегда вызывающая доверие, информация стала известна от ряда деятелей бывшего советского военного биокомплекса, эмигрировавших на Запад.
Это привело к активизации международных усилий, направленных на то, чтобы разработать юридически обязательный режим проверки соблюдения КБТО. На первом этапе государства-депозитарии заключили неформальное трехстороннее соглашение об осуществлении взаимных визитов на биологические объекты. Это соглашение было частично реализовано, но при проведении сторонами визитов были обнаружены различные нарушения КБТО, и программа была прервана.
В 1996 г. на IV Обзорной конференции было принято решение о начале неформальных переговоров по выработке Протокола о проверке к Конвенции. Переговоры по разработке документа должны были быть завершено к следующей V Обзорной конференции, запланированной на 2001 г. Они начались в рамках Конференции по разоружению ООН, заседающей в Женеве.
Переговоры носили сложный характер. США, выражавшие наибольшую обеспокоенность непроверяемым характером КБТО, уклонялись от принятия интрузивных проверок под тем предлогом, что американские фармацевтические компании опасались, что под предлогом международных проверок их коммерческие секреты будут разглашены. Со своей стороны, Россия высказывала сомнение в подходе, поддержанном многими странами-участницами переговоров, согласно которому под проверки должна подпадать деятельность, связанная с любыми биологическими агентами, а не их согласованным списком. Сторонники такого подхода утверждали, что в эпоху бурного развития биологии и биотехнологии крайне сложно составить выборочный список, поскольку в результате научно-технического прогресса ранее безобидные агенты можно будет использовать в военных целях. Эти процессы могут проходить достаточно быстро, опережая корректировку возможных списков. В России же опасались, что в отсутствие четких определений в результате проверок любая, даже незапрещенная деятельность, может быть представлена как нарушение.
Для наблюдения за соблюдением КБТО предполагалось создать Организацию по запрещению биологического оружия (ОЗБО), аналогичной действующему органу по мониторингу соблюдения Конвенции по запрещению химического оружия. Ее штаб-квартиру планировалось разместить в Гааге (Нидерланды) или Женеве. В конечном итоге, возобладало мнение, что организация должна находиться в Женеве, хотя за Гаагу говорила ее относительная дешевизна.
В 2001 г. государства-участники переговоров практически согласовали текст Протокола. Однако летом 2001 г. администрация Буша дала понять, что не подпишет этот документ. Таким образом, Протокол так и не был открыт для подписания. Причины решения США не вполне ясны. Вашингтон объясняет его как сопротивлением со стороны американских фармацевтических компаний, так и недостаточно интрузивным характером режима инспекций, согласованного в проекте Протокола. В результате действий США работа V Обзорной конференции в ноябре 2001 г. была фактически сорвана.
Провал работы над Протоколом о проверке фактически похоронил надежды на выработку юридически обязательного документа, который позволил бы избежать нарушений КБТО. Вместо этого начали вестись дебаты относительно других мер. В частности, предлагается криминализировать деятельность по созданию БО путем внесения соответствующих поправок в национальное законодательство.
Следует отметить, что еще в 1996 г. Россия внесла соответствующие статьи в национальный Уголовный кодекс. Согласно его Статье 356, применение оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок от десяти до двадцати лет. В соответствии со статьей 355, разработка, производство, накопление, приобретение или сбыт химического, биологического, токсинного, а также другого вида оружия массового поражения, запрещенного международным договором Российской Федерации, - наказываются лишением свободы на срок от пяти до десяти лет.
Статья 188 устанавливает наказание за контрабанду биологических патогенов. Перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывчатых устройств, огнестрельного оружия или боеприпасов, ядерного, химического, биологического и других видов оружия массового поражения, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения и в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, стратегически важных сырьевых товаров и культурных ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу Российской Федерации, если это деяние совершено помимо или с сокрытием от таможенного контроля либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации либо сопряжено с не декларированием или недостоверным декларированием, - наказывается лишением свободы на срок от трех до семи лет с конфискацией имущества или без таковой.
Более высокое наказание - лишение свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества или без таковой - предусматривается при наличии отягчающих обстоятельств, т. е. совершенные (а) неоднократно; (б) должностным лицом с использованием своего служебного положения; (в) с применением насилия к лицу, осуществляющему таможенный контроль, - наказываются. Деяния, совершенные организованной группой, - наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет с конфискацией имущества.
В Статье 189 содержится ответственность за незаконный экспорт технологий, научно-технической информации и услуг, используемых при создании оружия массового поражения, вооружения и военной техники и в отношении которых установлен специальный экспортный контроль. Такая деятельность наказывается штрафом в размере от семисот до одной тысячи минимальных размеров оплаты труда или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от семи месяцев до одного года, либо лишением свободы на срок от трех до семи лет.
Дополнительные сетевые материалы:
- Конвенция о запрещении разработки, производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении, 16 декабря 1971г.
- Конвенционные проблемы запрещения биологического и токсинного оружия -- подборка материалов на сайте Российского агентства по боеприпасам
- Конвенция о запрещении биологического оружия. История появления и современное состояние, Н.И. Калинина, 2005 г.
- Конвенция о запрещении биологического оружия. Российский контекст, Н.И. Калинина, 2005 г.
- Биотерроризм: мифы и реальность, Н.И. Калинина, 2005 г.
- Биологическое оружие и проблемы обеспечения биологической безопасности, В.И. Евстигнеев, 2003 г.
- Вспомогательная литература к курсу лекций Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность
Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум
© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002-06 гг.