Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Договор о нераспространении ядерного оружия

Виктор Сергеевич СЛИПЧЕНКО
Чрезвычайный и Полномочный Посланник, Департамент по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ

Материалы лекции В.С. Слипченко, прочитанной 23 сентября 2004 г. в Московском физико-техническом институте в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
"Режим нераспространения и сокращения оружия массового уничтожения и национальная безопасность"


В.С. Слипченко

Начну я из далека, немножко дам предысторию, а потом мы с вами поговорим уже и современных вопросах. Вы знаете, что сейчас есть такое понятие "оружие массового уничтожения". К оружию массового уничтожения относятся средства ведения войны, которые по силе разрушения и поражения многократно превосходят обычные вооружения. С 1948 г. к такому оружию относят, прежде всего, ядерное оружие, а также химическое и биологическое оружие. В историческом плане сначала появились химическое и бактериологическое, или биологическое оружие, как его еще называют.

Химическое оружие впервые было применено в ходе Первой мировой войны Германией, а затем и другими странами. Последний случай его применения был в ходе войны между Ираном и Ираком, когда иранцы применили химическое оружие против мирного населения. Несколько позже в период между мировыми войнами начались разработки биологического оружия. Наиболее масштабная программа была развернута Японией.

Мировое сообщество довольно быстро осознало особую опасность существующих видов оружия массового уничтожения. Уже в 1925 г. был заключен Женевский Протокол о запрещении применения на войне удушающих, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств. Действие этого документа не остановило, однако, накопления и совершенствования химического и биологического оружия. Наличие довольно больших запасов химического оружия в годы Второй мировой войны у гитлеровской Германии, к счастью, не сопровождалось его применением. В частности потому, что слишком был велик риск ответных действий со стороны стран антигитлеровской коалиции.

В отношении этих двух видов оружия массового уничтожения (химического и биологического) международное сообщество добилось больших успехов: есть две конвенции, два международных договора, полностью запрещающие эти виды оружия. Это Конвенция о запрещении химического оружия и Конвенция запрещения биологического оружия.

Теперь мы переходим к тому, чем мы, собственно, сегодня и займемся. Мы переходим к ядерному оружию. К сожалению здесь ситуация не столь однозначна, как это имело место в отношении химического и биологического оружия. Ядерное оружие до сих пор не запрещено. Более того, оно приобретает все большую и большую актуальность, в том числе и в военных планах государств.

Как вы, наверное, знаете, ядерная эра началась в 1945 г., когда США стали первым государством, которое испытало, и первым же, и пока единственным государством, которое применило ядерное оружие на практике -- в Хиросиме и Нагасаки. За США последовал Советский Союз, который испытал первое ядерное взрывное устройство в 1949 г. в Казахстане на Семипалатинском испытательном полигоне. В 1952 г. ядерное оружие было создано в Великобритании, в 1960 г. -- во Франции, и, наконец, в 1964 г. -- в Китае. В 1998 г., то есть относительно недавно, всего шесть лет тому назад, ядерное оружие испытали Индия и Пакистан. По мнению практически всех экспертов, ядерным оружием располагает и Израиль. Таким образом, мы сейчас говорим о пяти, так называемых, официальных ядерных государствах и о трех неофициальных (это Индия, Пакистан и Израиль).

Со времени появления ядерного оружия СССР выступил инициатором борьбы за его запрещение и изъятия из военных арсеналов. 19 июня 1946 г. СССР внес в Комиссию ООН по атомной энергии проект международной конвенции о запрещении производства и применении оружия, основанного на использовании атомной энергии в целях массового уничтожения. В этом проекте предлагалось всем участникам конвенции взять на себя обязательства, ни при каких обстоятельствах не применять атомное оружие, запретить его производство и хранение, уничтожить в трехмесячный срок весь запас готового и находящегося в производстве оружия.

Вы сами себе прекрасно отдаете отчет в том, что тогда, когда этим оружием фактически монопольно обладали только Соединенные Штаты, о каком-либо запрете на это оружие было сложно вести речь. Поэтому эти все вещи расценивались, и видимо правильно расценивались, как в основном пропагандистские шаги.

Какие еще вехи можно отметить в позиции СССР, а потом России в области ядерного оружия? Это, прежде всего, Договор о нераспространении ядерного оружия, о котором мы поговорим подробно, который был заключен в 68 году прошлого столетия и вступил в силу в 1970 г. В 1978 г. СССР заявил, что никогда не применит ядерное оружие против тех государств, которые отказываются от его производства и приобретения и не имеют его не своей территории. Это заявление СССР было впоследствии пересмотрено Россией. Мы об этом тоже поговорим. В 1982 г. в ходе 37-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, СССР заявил о том, что берет на себя в одностороннем порядке обязательство не применять ядерное оружие первым. Это обязательство также было впоследствии пересмотрено Россией.

В январе 1986 г. М.С. Горбачев выдвинул программу уничтожения всего ядерного оружия и создания безъядерного мира к 2000 г. Так же, как и идея Хрущева о построении коммунизма, эта идея, естественно, была абсолютно нереалистична. И, вы сами знаете, что она не была реализована.

В отличие от СССР, США, Великобритания и Франция никогда не заявляли о необходимости запрещения ядерного оружия и о полной ликвидации его запасов, поскольку считали ядерное оружие необходимым элементом гарантии своей национальной безопасности. Можно сказать, что по вопросу об отношении к ядерному оружию позиция России после развала Советского Союза претерпела значительную эволюцию и в настоящее время в значительной степени совпадает с позицией западных участников так называемой ядерной пятерки.

В Концепции национальной безопасности и в Военной доктрине, которые были приняты уже в этом веке, а также в других основополагающих документах, говорится о том, что Россия оставляет за собой право на применение ядерного оружия в ответ на использование против нее и ее союзников ядерного и других видов оружия массового уничтожения, а также в ответ на крупномасштабную агрессию с применением обычного оружия в критических для национальной безопасности России ситуациях. Собственно, почему произошел такой пересмотр позиции? Дело в том, что в отличие от конца прошлого века, когда у Советского Союза было огромное преимущество в танках и других обычных вооружениях на европейском театре военных действий, после развала Советского Союза это преимущество исчезло, и теперь Россия рассматривает гарантом своей национальной безопасности ядерное оружие, а не оружие обычного типа.

Ядерному оружию отведена роль решающего средства защиты национальной безопасности России на достаточно длительный период времени. Как я уже сказал, такой подход России практически в плотную сближается с подходом США, Англии и Франции в отношении ядерного оружия. Особняком стоит Китай, который до сих пор придерживается принципа неприменения ядерного оружия первым. Видимо, тоже в основном в пропагандистских целях.

* * *

Теперь давайте перейдем к проблеме нераспространения. Эта проблема стоит особняком от проблем запрещения ядерного оружия и запрещения его применения. Осознание необходимости предотвращения появления новых государств, которые стали бы обладателями ядерного оружия, произошло в мире в начале 60-х гг. Когда оформились четыре ядерные державы -- США, СССР, Великобритания и Франция, -- и Китай вот-вот был готов провести свои первые ядерные испытания, а целый ряд государств всерьез рассматривал вопрос о создании ядерного оружия и даже приступил к осуществлению ядерных программ. Это такие страны, как Израиль, Швеция, Швейцария, Италия, Западная Германия и другие. Именно тогда реальная опасность расползания ядерного оружия стала остро восприниматься мировым сообществом в качестве серьезной угрозы миру и международной безопасности.

Для Советского Союза одним из важнейших факторов, побуждавшим его занять твердую позицию в отношении контроля за распространением ядерного оружия, было бурное развития Западногерманской атомной энергетики, и возможность приобщения Бундесвера к ядерному оружию. США в то время также осознали, что расползание ядерного оружия по миру грозит им опасными последствиями. В то время говорили о том, что если не будут поставлены какие-либо барьеры на пути дальнейшего распространения ядерного оружия, то уже в ближайшее время таким оружием обзаведутся, по крайней мере, порядка 50 государств. Именно поэтому во второй половине 60-х гг. Советский Союз и США, как сопредседатели Женевского комитета 18 государств по разоружению, выступили инициаторами и основными разработчиками проекта договора о нераспространении ядерного оружия.

Договор о нераспространении представляет из себя соглашение, в соответствии с которым только пять государств, которые имели ядерное оружие к моменту его заключения, то есть к 1968 г., сохранили официальное право им владеть. В то время как абсолютное большинство других стран добровольно отказывались от этого права.

Какие основные обязательства содержит Договор о нераспространении?

Что касается пятерки ядерных стран, то они взяли на себя обязательства не передавать кому бы то ни было ядерное оружие, либо контроль над ним, а также не помогать, не поощрять и не побуждать какое-либо государство к производству или к приобретению ядерного оружия.

Что касается неядерных стран, то есть стран, которые не обладали ядерным оружием, то на них возлагается обязательство не производить, не приобретать ядерное оружие и не принимать помощи в его производстве. Кроме того, они должны заключить так называемое Соглашение о гарантиях или о контроле со стороны Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ).

На все страны-участники договора, вне зависимости от того ядерные они или не ядерные, распространяется обязательство не предоставлять ядерные материалы и оборудование любому государству, если на эти материалы и оборудование не распространяется контроль МАГАТЭ; а также способствовать, по возможности, самому полному обмену оборудованием, материалами, научно-технической информации об использовании ядерной энергии в мирных целях и участвовать в таком обмене; в духе доброй воли вести переговоры об эффективных мерах по прекращению гонки ядерных вооружений и ядерном разоружении, а также о Договоре о всеобщем и полном разоружении по строгим не эффективным международным контролем.

То есть, из того, что я вам сказал, очевидно, что Договор о нераспространении ядерного оружия как бы построен на трех китах. Первый кит -- это нераспространение, то есть обеспечение того, чтобы ядерным оружием не могли завладеть страны, которые его не имеют, то есть все страны кроме ядерной пятерки. Второй кит -- это обязательства ядерных стран вести переговоры о полном его уничтожении, ядерном разоружении. И третий кит -- это обязательство способствовать мирному использованию ядерной энергии. Так вот в разные периоды действия этого договора эти три его главных аспекта, действовали по-разному, и мы рассмотрим впоследствии, как дело обстоит на сегодняшний день.

По этому Договору государство, обладающее ядерным оружием, -- это то государство, которое произвело и взорвало ядерное взрывное устройство до 1 января 1967 г. Таких государств пять, как я уже сказал: США, СССР, Великобритания, Франция и Китай. Договором предусматривается проведение каждые пять лет Конференции по рассмотрению действия договора. На конференции 1995 г. Договор был продлен на бессрочный период. На этой конференции, а так же и на конференции 2000 г., были приняты консенсусом решения, предусматривающие осуществление участниками Договора широкого спектра конкретных мер по выполнению его положений, в особенности тех, которые касаются ядерного разоружения -- так называемые тринадцать шагов в области ядерного нераспространения и разоружения. Сейчас идет подготовка к очередной конференции 2005 г. Уже состоялись три сессии Подготовительного комитета к этой конференции, и уже процесс подготовки конференции перешел в решающую стадию. Конференция состоится весной 2005 г.

Когда мы говорим о Договоре о нераспространении, мы всегда говорим о том, что он является основой или краеугольным камнем всего режима нераспространения. Это так на самом деле. На основе этого договора был создан и продолжает существовать так называемый режим нераспространения ядерного оружия. Что входит в качестве составных элементов в этот режим? Помимо Договора о нераспространении ядерного оружия в этот режим входят также зоны, свободные от ядерного оружия, механизмы экспортного контроля в ядерной области (это Группа ядерных поставщиков и так называемый комитет Цанггера), Договор о запрещении ядерных испытаний и, конечно, Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ).

Региональным дополнением к международному режиму ядерного нераспространения являются зоны, свободные от ядерного оружия, процесс создания которых начался еще в 50-е гг., то есть еще до заключения Договора о нераспространении. В самом договоре имеется Статья седьмая, где предусмотрено право любой группы государств создавать вот эти зоны, свободные от ядерного оружия. На сегодняшний день сформировались четыре таких зоны. В Латинской Америке это Договор Тлателолко, который был открыт для подписания 14 февраля 1967 г. и сейчас фактически включает в себя все государства Латинской Америки и Карибского бассейна; в южной части Тихого океана -- это Договор Раратонга, который был открыт для подписания 6 августа 1985 г.; в юго-восточной Азии -- это так называемый Бангкокский Договор, который был открыт для подписания 15 декабря 1995 г.; и в Африке -- это договор Пелиндаба, который был открыт для подписания 11 апреля 1996 г. После вступления в силу вот этого последнего договора (он еще не вступил в силу), число государств, охваченных режимом зон, свободных от ядерного оружия, превысит 110. То есть подавляющее большинство государств мира, помимо участия в Договоре о нераспространении, имеют еще и так называемые региональные соглашения, в соответствии с которыми они взяли на себя обязательства не иметь ядерного оружия.

Кроме того, сейчас идут переговоры о заключении такого же рода зоны в Центральной Азии. Эти переговоры ведут пять бывших республик Советского Союза -- это Казахстан, Узбекистан, Таджикистан, Туркмения и Киргизия. У них тоже уже этот договор находится на довольно продвинутой стадии, но пока еще они его не подписали. Есть предложения и в отношении других зон, но пока они еще находятся на уровне предложений.

Важным инструментом предотвращения распространения ядерного оружия является так называемый экспортный контроль, то есть контроль за передачей ядерных материалов, технологий и оборудования. В ядерной области сегодня существуют два основных механизма экспортного контроля. Это Комитет Цангера (КЦ) и Группа ядерных поставщиков (ГЯП), которые призваны контролировать экспорт товаров и технологий, которые могут быть использованы при создании ядерного оружия.

В 1971 г. был создан первый такой режим - это так называемый Комитет Цангера (он назван по фамилии его первого председателя, швейцарца Цангера). Он основывался на Статье третьей Договора о нераспространении, в соответствии с которой каждый государство-участник договора обязалось не предоставлять ядерные материалы и оборудование любому государству, если на эти материалы и оборудование не распространяются гарантии МАГАТЭ. Комитет Цанггера определил те материалы и оборудование, экспорт которых должен подпадать под ограничения, и был составлен так называемый Исходный список. Также были оговорены нормы и процедуры, которые должны быть включены в национальные законодательства, чтобы регулировать экспорт таких материалов и оборудования.

К сожалению, этим комитетом не охватывались государства, которые не являлись на тот момент (70-е гг.) членами Договора о нераспространении, и в то же время располагали развитой ядерной промышленностью, активно осуществляли торговлю ядерными материалами и оборудованием, например Франция. Поэтому в 1975 г. была создана так называемая Группа ядерных поставщиков, которая объединила основных поставщиков и производителей ядерных материалов, оборудования и технологий. В 1977 г. ею были приняты руководящие принципы осуществления ядерных поставок, которые, помимо интегрированного в них Исходного списка, включили в себя и ряд других товаров, на которые распространяется экспортный контроль, тем самым еще более ужесточив систему контроля за ядерным экспортом.

Можно сказать, что в последнее время вот эти режимы подверглись серьезному испытанию -- в связи с обнаружением в Пакистане так называемого черного рынка торговли ядерными материалами и технологиями. У колыбели этого ядерного рынка стоял отец пакистанского атомного оружия Абдул Кадыр Хан. Сейчас международное сообщество ведет активную борьбу по противодействию этому черному рынку. Пока, к сожалению, безуспешно. Очень сложно сейчас выявить эти связи и те источники финансирования, с помощью которых ядерные технологии распространяются по миру нелегальным путем.

Еще одним важным элементом режима ядерного нераспространения, как я уже сказал, является Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний, который был открыт для подписания 24 сентября 1996 г. в Нью-Йорке. По состоянию на сегодняшний день 172 государства его подписали и 116 его ратифицировали. К сожалению, он пока не вступил в силу, потому что, в соответствии с его положениями, для того, чтобы этот договор вступил в силу, необходима его ратификация 44 государствами, обладающими ядерным потенциалом. Из этих 44 государств, пока ратифицировали Договор 32 государства, включая Россию, которая это сделала в 2000 г. В числе оставшихся 12 государств Договор пока еще не подписали Индия, Северная Корея и Пакистан, а не ратифицировали еще Китай, США и еще 7 неядерных государств, такие как Израиль, Иран, Египет и так далее.

К сожалению, администрация республиканца Буша в США занимает негативную позицию в отношении этого Договора, хотя он был во многом разработан благодаря инициативной позиции администрации демократа Клинтона. Но вот республиканцы заняли по отношении к Договору прямо противоположную позицию. Они постоянно заявляют о нежелании идти на ратификацию этого Договора, ограничиваются лишь подтверждением намерения соблюдать объявленный в США в 1992 г. мораторий на ядерные испытания. Очевидно, что позиция США в отношении этого договора оказывает негативное влияние на другие государства, которые еще не присоединились к нему. В то же время, и с этим согласны все эксперты, запрещение ядерных испытаний позволяет резко ограничить модернизацию ядерного оружия, что со временем должно привести к его устареванию и постепенной ликвидации.

Еще одним элементом режима по нераспространения является Международное агентство по атомной энергии, которое было создано еще до заключения Договора о нераспространении. Эта международная организация, она существует в Австрии, в Вене, и она имеет две основные функции - это контроль и сотрудничество.

МАГАТЭ, во-первых, контролирует -- путем применения целой системы мер, -- чтобы атомная энергия использовалась исключительно в мирных целях, и ядерные материалы не переключались на военные цели; а во-вторых, оказывает государствам-членам необходимую помощь и развивает научно-техническое сотрудничество в области мирного использования атомной энергии, таких областях как ядерная энергетика, здравоохранение, сельское хозяйство, наука, образование. Следует подчеркнуть, что обе эти функции МАГАТЭ -- как контрольная, так и функция сотрудничества, -- обеспечивают баланс интересов ядерных и неядерных государств.

Основными органами МАГАТЭ являются:

Членами Агентства на сегодняшний день являются 137 государств.

Контрольная функция МАГАТЭ. О ней я расскажу подробнее, поскольку она очень актуальна сейчас. Контрольная функция МАГАТЭ заключается в применении системы организационно-технических мер проверки для обеспечения уверенности в том, что государство-участник Договора о нераспространении не использует соответствующие ядерные материалы или оборудование в военных или незаявленных целях. Хотя государства, обладающие ядерным оружием, не обязаны заключать соглашения о контроле, они пошли на это с тем, чтобы гарантии МАГАТЭ применялись и в отношении них. У Советского Союза, соответственно, и у России есть такое соглашение с МАГАТЭ. Это было сделано в основном по политическим причинам как шаг, направленный на повышении открытости, транспарентности, и с точки зрения сохранения баланса интересов в Договоре.

В отношении контрольной деятельности или гарантий МАГАТЭ со временем произошла существенная эволюция. Начиналось это все еще до вступления Договора о нераспространении в силу, с так называемых Соглашений о гарантии в отношении отдельных ядерных установок. Потом, после того как Договор вступил в силу, начались заключаться соглашения о гарантиях или контроле, распространявшиеся на всю мирную ядерную деятельность государств, не обладающих ядерным оружием. Но, естественно, только на ту деятельность, которая была заявлена тем или иным государством.

События в Ираке и Корее в начале 90-х гг. показали всему миру серьезные недостатки существовавшей системы гарантии. Поскольку она не давала Агентству возможности выявлять незаявленную, тайную ядерную деятельность. Поэтому с 1993 г. МАГАТЭ приступило к усовершенствованию системы гарантии и к 1997 г. выработало так называемый Дополнительный протокол, который существенно расширил возможности Агентства по обнаружению незаявленных ядерных материалов и деятельности, предоставляя МАГАТЭ более широкие права доступа к информации, ядерным установкам и другим местам нахождения материала. На сегодняшний день Дополнительный протокол подписан уже 83 государствами, включая все ядерные. Россия подписала этот протокол 22 марта 2000 г. и сейчас завершается подготовка к его внесению на ратификацию в Государственную Думу.

Важным событием стало подписание 18 декабря 2003 г. Дополнительного протокола Ираном. Причем Иран заявил, что он будет действовать таким образом, как если бы Дополнительный протокол был уже ратифицирован и вступил в силу. Это существенным образом расширяет возможности Агентства по контролю за ядерной деятельностью Ирана.

Основным способом обеспечения гарантий является учет и контроль ядерных материалов, для чего государства создают и поддерживают национальную систему учета и контроля. Страны предоставляют Агентству специальные заявления о ядерном материале, который они импортируют или производят сами и сообщают обо всех местах его нахождения. А инспекторы МАГАТЭ проводят независимую проверку и дают оценку правильности и полноты заявления государства. Если существуют расхождения между заявленным количеством материала и фактическим его наличием, и оно не может быть убедительно объяснено, то генеральный директор предоставляет соответствующий доклад совету управляющих МАГАТЭ, а последний сообщает об этом всем членам агентства. В уставе МАГАТЭ и в соглашениях о гарантиях определен ряд санкций по отношению к нарушителям: прекращение оказания помощи со стороны Агентства, вывоз всего оборудования и материалов, предоставленных Агентством для содействия в осуществлении проектов, а также приостановление пользования правами и привилегиями члена МАГАТЭ.

Необходимо, тем не менее, понимать, что система гарантии МАГАТЭ не может физически воспрепятствовать переключению ядерного материала с мирных на военные нужды, а позволяет лишь обнаружить переключения, находящегося под гарантиями материала или использования не по назначению поставленной под гарантией установки и инициировать рассмотрение таких фактов. Поэтому в определенной мере практическая значимость и эффективность контрольной деятельности МАГАТЭ зависит от того, каким образом государство и, особенно, те, у которых могут возникнуть намерения осуществить переключения, расценивают возможности Агентства обнаруживать такие незаконные вещи.

Все, что касается системы гарантий, вкратце я вам рассказал. Это очень важный вопрос, сейчас он очень актуален. Многие страны выступают за дальнейшее совершенствование системы контроля со стороны МАГАТЭ, поскольку в последнее время, к сожалению, договор о нераспространении переживает так называемый кризис соблюдения. В качестве примера можно привести такие события, как выход Северной Кореи из Договора, раскрытие Ливийским руководством своих военно-прикладных программ, в том числе ядерных, утечка из Пакистана политически важных технологий для создания ядерного оружия, сложное положение вокруг ядерной программы Ирана, когда до сих пор не ясно, какого рода эксперименты Иран проводил и в каких целях, и ряд других.

Этот кризис соблюдения требует серьезного анализа с точки зрения ужесточения контроля международного сообщества за непереключением мирной ядерной деятельности на военную. Со стороны целого ряда государств звучат обвинения в том, что целый ряд неядерных государств - членов договора используют членство в нем для прикрытия развития своих военных ядерных программ, хотя и заявляют о том, что их программы носят сугубо мирных характер.

Вместе с тем, Россия считает, что решения этих проблем необходимо достигать не через давление и силовые акции, а путем укрепления международного правового поля и расширения международного сотрудничества в данной сфере. И здесь мы имеем примеры положительных результатов. Это, в частности, подписание Ливией и Ираном Дополнительного протокола к соглашению о гарантиях с МАГАТЭ.

* * *

Теперь, после такого "теоретического" экскурса я хотел бы перейти вот к какой теме, довольно интересной, я думаю, для вас. Это политика США в области нераспространения оружия массового уничтожения после 11 сентября 2001 г. То есть после этого террористического нападения на торговый центр в Нью-Йорке и другие места. Можно сказать, что это событие, как и события у нас недавно в Беслане, можно считать рубежным для многих вопросов, в том числе и в отношении позиции США по данному специфическому вопросу.

То обстоятельство, что после событий 11 сентября, обнаживших всю уязвимость единственной мировой сверхдержавы, Вашингтон увидел основную угрозу возможности применения против себя оружия массового уничтожения, не является случайным. Именно в этом сейчас заключается основа политики США в отношении нераспространения. Провозгласив целый ряд государств государствами-изгоями, Вашингтон выступил за принятие дополнительных усилий против распространения оружия массового уничтожения (ОМУ). Однако, вместо того, чтобы вместе со всем международным сообществом предпринять эти дополнительные усилия на основе уже существующего и достаточно успешного действующего режима нераспространения, о котором я говорил выше, с целью повешения его эффективности, Вашингтон избрал стратегию, которая не только расколола международное сообщество, включая ближайших союзников США, но и по существу может привести к прямо противоположному результату, подтолкнув ряд стран к приобретению оружия массового уничтожения. И примером этому могут служить ядерная программа Северной Кореи и ядерная программа Ирана.

Сразу после событий 11 сентября в США была принята так называемая Стратегия в области национальной безопасности, которая официально закрепляет принцип превентивного удара и односторонних военных акций США по всему миру. То есть этот документ фактически исходит из того, что США будут сами определять какие государства отнести к странам-изгоям, какие из них стремятся обрести оружие массового уничтожения, и по каким из них следует наносить превентивные удары, не зависимо от того, что думают по этому поводу другие члены международного сообщества. Первое такое применение новой стратегии США в Ираке в 2003 г. показало, что администрация Буша вовсе не собирается считаться и с мнением своих ближайших союзников.

Кроме того, стратегические планы США и ряд практических шагов Вашингтона свидетельствует о серьезных изменениях в подходе США к применению оружия массового уничтожения, о которых, в частности, можно судить по опубликованному американской печатью в январе 2002 г. изложению секретного доклада "Отчет о ядерной стратегии", подготовленного Пентагоном. Если ранее в течение почти 20-ти лет сменявшие друг друга администрации США рассматривали ядерное оружие как оружие категории крайних средств, для защиты в ситуации, когда под угрозу поставлено само существование государства в случае применения или неминуемой угрозы применения ядерного оружия другой стороной, то в данном документе предлагается значительно расширить возможность применения Вашингтоном ядерного оружия, по существу, снижая ядерный порог.

В частности, в Отчете рассматривается ситуация, когда может потребоваться применение ядерного оружия США против семи стран. Это Ирак, Иран, Корейская Народная Демократическая Республика, Ливия, Сирия, Китай и Россия -- в том числе для поражения целей, способных противостоять обычному оружию; в случае серьезного арабо-израильского кризиса -- в ответ на применение химического или биологического оружия, или в случае неожиданного развития в военных ситуациях.

В Отчете так же ставится вопрос о создании в США новых видов оружия массового уничтожения. В частности, речь идее о создании ядерных боеголовок малой мощности, -- до пяти килотонн, -- которые можно было бы устанавливать на высокоточных видах оружия для уничтожения подземных объектов (так называемые bunker busters) и складов химического и бактериологического оружия.

В отношении снимаемых со стратегических ядерных ракет по договоренности с Россией ядерных боеголовок большой мощности, в Отчете говорится, что США оставляют за собой возможность при необходимости вернуть их в строй, и тем самым увеличить число оперативно-развернутых сил пропорционально жесткости кризиса в течение нескольких дней или недель.

Все это неизбежно создает впечатление, что администрация Буша фактически ведет дело к отказу от целого ряда своих обязательств в отношении ядерного оружия. Это заставляет, конечно, пересматривать свою стратегию и нам, то есть России.

Как я уже сказал, после пересмотра американцами своей стратегии, целью которой было фактически обезопасить себя от применения ядерного оружия, следствием такой стратегии стал как раз прямо противоположный результат, когда целый ряд стран, особенно после нападения США на Югославию, целый ряд стран начали считать, что единственное средство обезопасить себя от угрозы нападения со стороны США и их союзников -- это вести разработки в области оружия массового уничтожения, прежде всего ядерного оружия. Это такие страны, как, в частности, Северная Корея и Иран.

С весны 2002 г. стали появляться также сигналы о работах по созданию США новых видов биологического оружия, не смотря на конвенцию о его запрещении, сообщения о работах по созданию США нового биологического оружия -- генетической бомбы. Имеется ввиду создать на основе достижений американской науки последних лет, изучения структуры гена, генетического кода, механизмов наследственности, программирования генетических дефектов, такое оружие, которое будет прицельно рассчитано на причинение ущерба определенным генотипам. В качестве первых объектов называются арабы и китайцы. Все это кажется фантастикой, но на самом деле, к сожалению, это имеет место.

Произошло смещение в позиции Вашингтона и в отношении запрета на химическое оружие. В частности, это отразилось на нежелании США идти на расширение контрольных мероприятий в рамках этой конвенции.

Политика двойных стандартов, -- когда с одной стороны другие государства призываются следовать согласованным правилам, а для себя делают исключение, -- безусловно, создает хаос в международных отношениях и ведет к непредсказуемости их развития. Ситуация эта, конечно, не способствует укреплению режима нераспространения, а наоборот ведет к его дальнейшему расшатыванию.

Наконец о последних инициативах Вашингтона в области нераспространения ядерного оружия, с которыми выступил президент Буш в феврале этого года. Главная их направленность -- это лишение возможности тех государств, которые этими возможностями не обладают, располагать мощностями по переработке плутония и обогащения урана. То есть они в принципе под благовидным предлогом нераспространения ядерного оружия, фактически ведут к ревизии одного из китов Договора о нераспространении -- мирного использования ядерной энергии. Именно под этим предлогом сейчас на Иран оказывается сильное давление в пользу того, чтобы он отказался от своей программы по обогащению урана с помощью центрифуг, хотя по договору о нераспространении такая деятельность не запрещена.

Помимо этого Вашингтон выступил с инициативой, -- так называемая инициатива по борьбе с распространением или ИБОР (по-английски Proliferation Security Initiative, PSI), -- которая предусматривает возможность операции по перехвату в воздушном пространстве, на море любых судов, воздушных и морских, только по подозрению в том, что они могут перевозить материалы, связанные с разработкой химического, биологического или ядерного оружия.

Такова ситуация, которая сложилась на сегодняшний день в области Договора о нераспространении и всего режима ядерного нераспространения. С одной стороны мы имеем сложившуюся в течение многих лет систему, которая в принципе действует, и мы не имеем, как предсказывалось в начале 60-х годов, 50 ядерных государств, а имеем пять официальных и три неофициальных государства, то есть восемь. Это с одной стороны. Но с другой стороны мы имеем кризис соблюдения, когда во многом "благодаря" политике США целый ряд стран стал задумываться о том, что может быть следует заняться разработкой ядерного оружия, другого оружия массового уничтожения, в качестве средств сдерживания от возможного нападения со стороны крупных держав, прежде всего США. Так что ситуация очень неоднозначная, и я думаю, что она будет продолжать оставаться такой.


Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002-2004гг.