Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Ядерные потенциалы Индии и Пакистана: современное состояние и перспективы развития

Александр Андреевич ШИЛИН, к.и.н., 2-й Секретарь Департамента по вопросам безопасности и разоружения МИД РФ

Изложение лекции А.А. Шилина, состоявшейся 18 марта 2003г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
"Режим нераспространения и сокращения оружия массового уничтожения и национальная безопасность"

Часть 1 | Часть 2


Несколько раз в заявлениях индийских политических деятелей звучало упоминание о "ядерном присутствии в регионе Индийского океана трёх держав", т.е. имелись в виду, очевидно, также и США. Но если говорить о возможном столкновении с США, то количество боеприпасов индийских СЯС должно составлять несколько тысяч. А учитывая намерение Вашингтона развивать систему НПРО, то для сдерживания США понадобится ещё намного больший потенциал. Понятно, что Индия даже в весьма отдалённом будущем не будет способна создать столь масштабные ядерные силы и вряд ли следует всерьёз рассматривать американский фактор в индийских ядерных приготовлениях на современном этапе, да и едва ли в следующие 15-20 лет Индия получит межконтинентальные ракеты в достаточном для этого количестве.

Финансовые затруднения могут оказаться для Индии даже более весомым фактором, чем технологические лимиты (надо помнить, что Индия остаётся очень бедной страной и несмотря на её впечатляющие достижения в области высоких технологий значительная часть индийцев живёт в условиях глубокой нищеты - так, уровень грамотности среди взрослого населения едва достигает 54 процентов). Среди индийской правящей элиты не раз находились политики, пытавшиеся подсчитать примерные расходы страны на создание ядерного потенциала. Так, в 1998 году в Парламенте прозвучал ставший весьма популярным призыв к созданию минимальных сил сдерживания в количестве "по меньшей мере 400 зарядов на баллистических ракетах" на сумму около 3.7 млрд. долл. в течение нескольких лет. Эту цифру индийцы посчитали хотя и очень значительной, всё же в принципе, по карману даже столь небогатой стране, как Индия.

Но зарубежные источники явно не считают, что расходы Индии на эти цели составят лишь несколько миллиардов долларов. Если индийцы намерены создавать "стратегическую триаду", то, по мнению российских специалистов, минимальная сумма предстоящих Дели затрат превысит 40 миллиардов долларов, при том, что многие компоненты СЯС необходимо будет создавать, что называется, "с нуля" - а стоимость только постройки одной атомной ракетной подводной лодки может доходить до миллиарда долларов, развитие же космических средств разведки и раннего предупреждения потребует просто астрономических сумм. Американские источники подчёркивали, что только "первый этап" создания "триады" будет стоить не менее 20 миллиардов. Поэтому, как полагают аналитики, в ближайшем будущем Индия не сможет позволить себе содержание такого значительного количества зарядов и ей придется ограничиться максимум 150-160.

Да и реализация программ "доводки" ракет до необходимых параметров тоже может поглотить немалые средства. В частности, точность индийских БР нужно увеличить на порядок для того, чтобы они действительно стали надёжным средством нанесения удара по малоразмерной цели. Приводимые индийцами данные о КВО своих ракет - порядка десятков метров, - судя по всему, завышены в несколько раз. Впрочем, для удара по крупным городам высокая точность особенно и не требуется.

Большие затраты предстоят индийцам и в деле развития систем связи и управления, чтобы полностью реализовать возможности своих ядерных сил и обеспечить их функционирование на уровне современных стандартов. Например, у Индии полностью отсутствует какая-либо система защиты от ядерного оружия. Впрочем, начальник штаба сухопутных сил страны (в то время - генерал С.Падманабхан) в начале 2001 года указал на необходимость для Индии "быть готовой к ведению ядерной войны, даже, если вероятность её и невелика" и приспособить ядерную доктрину к этому требованию, а также усиленно развивать системы гражданской обороны и противоатомной защиты войск. То есть, действительно, индийцы уже учитывают ядерное оружие в своём стратегическом планировании. Другой вопрос, сможет ли Индия выдержать последствия даже ограниченного обмена ядерными ударами без полного развала экономики и потери нескольких десятков миллионов человек в самом лучшем для неё случае. Правда, министр обороны Индии Дж.Фернандес, утверждая готовность страны к ядерному конфликту, заявил 7 января, что "мы в состоянии принять взрыв одной-двух бомб" на своей территории.

У страны также практически нет инфраструктуры по хранению и утилизации ядерных боеприпасов, что также может негативно повлиять на количество разворачиваемых ядерных боеприпасов. Её создание несомненно, также потребует весьма значительных средств.

В Доктрине ничего не говорится о тактической составляющей ядерных сил, практически никаких заявлений по этому поводу не делали и официальные индийские источники. Поэтому будущее наличие зарядов на тактических носителях пока остаётся в области самых приблизительных гипотез.

С учётом анализа всех имеющихся данных можно, таким образом предположить, что индийские силы минимального ядерного сдерживания будут состоять из не менее, чем 100 боеприпасов, но число их, по крайней мере, в ближайшие годы, вряд ли превысит 200. Большинство аналитиков склонно сводить вероятный разброс к числу в 120-180 боеприпасов, причём, видимо, это количество может быть развёрнуто не раньше 2020-2030 года. Большее количество будет мало приемлемо как по финансовым соображениям (а это, видимо, один из главных факторов), так и в силу нехватки или полного отсутствия средств доставки, могущих быть элементом стратегического сдерживания Китая или вообще любого государства за пределами Южной Азии. В ближайшие несколько лет Дели, очевидно, ограничится 50-60 зарядами, стараясь обеспечить их наилучшее хранение и максимальную выживаемость в случае войны. Наверняка индийский арсенал будет постепенно увеличиваться по мере принятия на вооружение новых носителей, развития инфраструктуры сил ядерного сдерживания и дальнейшего уточнения всех нюансов ядерной доктрины. В более отдаленной перспективе нельзя исключать и развитие тактического арсенала для всех видов вооружённых сил, хотя таких планов у индийцев, по крайней мере, на ближайшее время, по-видимому нет.

* * *

Ядерной доктрины Пакистана как оформленного документа не существует. Вообще, информация о параметрах и структуре ядерных сил этой страны поступает в значительно меньшем объёме, чем в случае с Индией. Это, тем не менее, не даёт основания рассматривать пакистанскую ядерную программу как слабо разработанную.

Пакистан, как и Индия, выразил приверженность принципу "минимального ядерного сдерживания", критерии которого должны определяться в зависимости от соответствующих действий Индии, а также шагов Дели в области обычных вооружений (это было подчеркнуто, в частности, лично президентом П.Мушаррафом). Развитие ядерного арсенала страны происходит, как уверяет официальный Исламабад, зависит практически полностью от шагов Дели в этой сфере. Как часто заявляли пакистанские официальные лица, ядерное оружие Пакистана призвано служить не только фактором, сдерживающим угрозу индийского первого ядерного удара, но также средством, могущим сократить превосходство Индии в обычных силах.

Пакистанцы постоянно дают понять, что порог возможного применения ядерного оружия у Исламабада может быть весьма низок. При этом (в отличие от Индии) Исламабад, по-видимому, намерен исходить из возможности применения своего ядерного оружия первым. Так, по словам пакистанского аналитика генерал-лейтенанта С.Лоди, "в случае возникновения опасной ситуации, когда индийское "наступление с применением обычных средств будет угрожать прорвать нашу оборону, или уже осуществит прорыв, который невозможно будет ликвидировать обычными мерами, находящимися в нашем распоряжении, у правительства не останется иной возможности, кроме применения нашего ядерного оружия для стабилизации положения".

Расщепляющихся материалов оружейного качества у страны в конце 2002 года было достаточно для изготовления 40-45 зарядов (в пакистанских боеприпасах в качестве расщепляющегося материала используется уран, в индийских - плутоний). На реакторе в Хушабе, вошедшем в строй в 1998 году с китайской помощью, нарабатывается плутоний, количество которого, по некоторым данным, к 2003 году достигло 30 кг.

Пакистанский орган, отвечающий за планирование в области СЯС, было формально создан ещё в 2000 году. Орган, называемый Управление национального командования, возглавляется премьер-министром (этот пост больше трёх лет остававшийся вакантным, сейчас занимает Мир Зафарулла-хан Джамали) и подразделяется на два комитета. На Комитет Контроля над развёртыванием ракетно-ядерных сил, в который входят силовые министры, высшее военное руководство и ряд других старших должностных лиц страны во главе с президентом П.Мушаррафом, возлагаются полномочия по принятию решения на применение ядерного оружия. Комитет контроля над развитием ракетно-ядерных сил осуществляет постоянный надзор над развитием ядерного потенциала и его перспективным планированием. Возглавляется Комитет премьер-министром, которого замещает председатель ОКНШ.

По имеющимся сведениям, ядерные заряды Пакистана пока, как и индийские, слишком велики для того, чтобы быть головными частями тех БР, которые разрабатывает Пакистан (масса их при этом не менее 1 300 кг). Летом 2002 года, во время очередного обострения конфликтной ситуации между Индией и Пакистаном, появлялись "утечки информации" о том, что, якобы, Пакистан имел три ядерных авиационных боеприпаса, готовых к немедленному применению.

Как уже упоминалось, достижения Исламабада в сфере создания баллистических ракет в целом позволяют говорить о наличии у Пакистана ракетных средств ядерного нападения. В последние годы в Пакистане были спроектированы несколько их типов. Разработка и сборка ракет осуществляется на специальном комплексе в Саргодхе в провинции Пенджаб.

Большую роль в создании ракетного потенциала Пакистана сыграл Китай. Например, в начале 90-х годов Пекин поставил Пакистану ракеты М-11 - переделку советских ракет типа "Луна", имеющих дальность до 120 км. Ряд источников упоминает и помощь Северной Кореи. К 90-м годам страна уже фактически обладала РМД "Хатф-1" с дальностью 60-80 км, а по некоторым данным - около 150 км, которая была испытана в 1989 году, причем несколько единиц было, по-видимому, принято на вооружение в неядерном оснащении. Некоторые источники говорят о 30 этих ракетах, стоявших на вооружении уже в 1995 году. Затем в течение нескольких лет проводились испытания варианта данной ракеты под названием "Хатф-2" с увеличением дальности до 300 км.

В апреле 1998 года было объявлено о проведении испытания ракеты "Гури" на дальность 1500 км, причем сообщалось, что пуск был проведён с мобильной установки (пакистанские ракеты названы в честь тюркских эмиров, совершавших в средневековье походы против Индии. Поэтому кажется уместнее придерживаться написания, традиционно принятого в историографии для этих имён - Гури и Газневи, а не "Гхаури" и "Гхазнави", как часто пишут - авт.). Ровно через год была испытана ракета "Гури-2", дальность которой, по утверждению пакистанского руководства, может быть доведена до 2300 км. И наконец, 9 января состоялась церемония официального "вручения" этой ракеты вооружённым силам.

Почти одновременно с "Гури-2" Пакистан провел испытание РСД "Шахин" с дальностью 600-700 км. Как сообщается, эта ракета создана на базе китайской М-9. В завершающей стадии находится разработка ракеты "Газневи" с дальностью более 2000 км. По мнению индийских специалистов, в Пакистане ведется создание ракеты "Типу", которая должна будет иметь дальность до 4000 км. Эти проекты, однако, ещё далеки от завершения. Пакистанцев, тем не менее, отличает позитивный настрой, осознание важности для страны реализации ракетной программы и решимость самым активным образом её развивать, что хорошо заметно во всех без исключения высказываниях как учёных, так и политиков. Показательно, что макет "Хатф-1" даже установлен в качестве своеобразного монумента у шоссе недалеко от Исламабада.

В январе 2003 года в Саргодхе прошла церемония "вручения" вооружённым силам БР "Гури". В начале марта ВС была передана ракета "Шахин".

По мнению ряда специалистов, пакистанские баллистические ракеты в конце 90-х годов не обладали точностью, достаточной для поражения малоразмерных целей. Авиация же должна будет преодолеть сильное сопротивление значительно превосходящих индийских ВВС и ПВО. Можно полагать, что ядерные боеприпасы Пакистана будут предназначены, таким образом, для удара по целям, одновременно и достаточно большим для того, чтобы в них с максимальной вероятностью могла попасть ракета, и имеющим слабую защиту. К таким целям относятся, прежде всего, крупные города Индии, а задача облегчается ещё и отсутствием способности индийцев перехватывать баллистические ракеты. Нанесение удара по ним вполне осуществимо для создаваемых "минимальных национальных сил сдерживания". Для эффективного сдерживания Индии Пакистану, видимо, не будет необходимым иметь очень большое число зарядов - 25-30 БР в ядерном оснащении кажется достаточным для поражения нескольких крупных индийских городов и нанесения Индии неприемлемого ущерба (принимая во внимание почти полное отсутствие системы гражданской обороны и колоссальную скученность её населения).

Каковы могут быть последствия применения ядерного оружия в Южной Азии, представить достаточно нетрудно. При невероятной плотности и численности населения, практически отсутствующей системе его защиты от оружия массового поражения, крайне низком среднем образовательном уровне масс и в этой связи незнании ими элементарных санитарных норм, не говоря уже о знании правил противоатомной защиты, в условиях слабого охвата страны медицинским обслуживанием, учитывая и то, что большинство людей проживает в непрочных ветхих строениях, даже один ядерный взрыв средней мощности вызовет людские потери, исчисляемые сотнями тысяч, если не миллионами - причём практически вне зависимости от того, будет ли удар нанесён по городу, скоплению войск, военному объекту или средствам ядерного нападения (при этом мощь вооружённых сил может пострадать и не очень сильно). Поэтому едва ли будет преувеличением предположить, что обмен ядерными ударами с применением каждой из сторон хотя бы двух десятков зарядов повлечёт настоящее опустошение территорий с населением 200 - 300 млн. человек, полное разрушение там и без того слаборазвитой коммунальной и транспортной инфраструктуры, грандиозные эпидемии (даже сейчас летние вспышки тифа или холеры в Дели считаются нормой), проблемы с миллионами беженцев, хаос в управлении, а вероятно, и серьёзные гражданские беспорядки. Выход из строя политического руководства страны или просто разрыв линий связи с центром сделает практически невозможным проведение адекватных мер по преодолению создавшейся ситуации на периферии (катастрофическое землетрясение в индийском штате Гуджарат весной 2001 года стало неплохим примером почти полной неспособности местных властей действовать в чрезвычайных обстоятельствах).

Поэтому количественные параметры нанесения противнику неприемлемого ущерба в применении к Южной Азии становятся весьма размытыми, ибо даже один боезаряд вызовет гуманитарную катастрофу. Экономика Индии просто не выдержит последствий взрыва на её территории даже нескольких, не говоря уже о 30 - 40, ядерных зарядов. Тогда, действительно, Пакистан, имея ядерное оружие даже в самом малом количестве, в известном смысле выравнивает "разницу в весе" с Индией в военной области. Но что касается самого Пакистана, то для него предел подобного ущерба будет существенно ниже в силу во-первых, значительно меньшей территории страны, во-вторых - намного меньшего экономического потенциала.

Однако пакистанские эксперты склоняются к мысли, что их стране необходимо иметь примерно 60-70 ядерных зарядов для того, чтобы обладать способностью ядерного сдерживания Индии. Называемая цифра, по всей вероятности, может означать намерение пакистанцев увеличить качественные показатели своих ракетных средств доставки, чтобы иметь возможность поражать точечные военные объекты или войсковые группировки, а возможно, даже отдельные пусковые установки ракет или корабли. В феврале 2001 года появились первые сообщения о планах оснащения пакистанских дизельных подводных лодок типа "Агоста" ракетами с ядерными ГЧ (эти лодки используют ПКР "Гарпун" и "Экзосет" с дальностью 130 и 50 км соответственно). Создание тактического ядерного арсенала кажется достаточно обоснованной мерой при учёте превосходства индийских вооружённых сил и возможности, при применении Пакистаном ядерного оружия против войск противника, эту разницу сократить очень существенно, не доводя дела до тотального ядерного столкновения. По словам индийских аналитиков, пакистанцы могут также создать ядерные взрывные устройства для того, чтобы минировать ими пограничную с Индией зону. Появлявшаяся информация о планах оснастить ядерным оружием надводные корабли, скорее всего, не имеет реальной основы. Такая мера представляется совершенно нерациональной, т.к. в случае конфликта они едва ли будут выполнять ударные задачи, да и вообще, длительная их выживаемость вне зоны действия своей авиации в условиях подавляющего индийского превосходства на море достаточно проблематична (в области сухопутных вооружений превосходство Дели велико, но по многим параметрам не является подавляющим).

Кроме того, согласно ряду заявлений пакистанцев, в целях контрмеры на случай массированного наступления индийских сухопутных сил могут быть применены ядерные фугасы чтобы минировать ими пограничную с Индией зону.

Что касается авиации, то пакистанские "Мираж-3" и "-5" (в составе ВВС - около 130 этих самолётов) станут, видимо, основным авиационным средством доставки. В таком качестве иногда называются и F-16 (36 единиц).

Создавать, как это планирует Дели, "стратегическую триаду" в её классическом варианте Пакистан явно не в состоянии. Тем не менее, если Исламабад в дополнение к созданию ядерных авиационных боеприпасов примет на вооружение РСД и вооружит тактическими зарядами подводные лодки, он получит не менее диверсифицированный и устойчивый к первому удару ядерный потенциал, чем Индия, хотя, видимо, и с меньшим числом зарядов. Кроме того, согласно ряду заявлений пакистанцев, в целях контрмеры на случай массированного наступления индийских сухопутных сил могут быть применены ядерные фугасы чтобы минировать ими пограничную с Индией зону. Надо заметить что в случае с Индией и Пакистаном весьма велика вероятность того, что ядерные заряды малой мощности могут ещё до начала конфликта быть доставлены диверсионными группами на территорию противника для взрыва, например, на путях выдвижения войск или у правительственных зданий, хотя такая миниатюризация ядерных боеприпасов этих стран - дело, очевидно, не ближайшего будущего.

Экономические факторы, сдерживающие быструю эскалацию ядерных вооружений Пакистана, для Исламабада, вне всякого сомнения, имеют ещё большее значение, чем для Дели ввиду значительно меньшего экономического потенциала.

Поэтому, как можно предположить, Пакистан при создании ядерных сил ограничится 60-70 зарядами. Возможно, что на первых порах пакистанские СЯС будут состоять всего из 20-30 боеприпасов, поскольку перед Исламабадом стоит задача сдерживания только одного государства - Индии, ядерные силы которой находятся лишь на стадии первоначального формирования. Несколько зарядов будет, очевидно, придано подводным лодкам, вдобавок в это число могут входить и боеприпасы малой мощности, состоящие на вооружении ВВС и сухопутных сил, для применения непосредственно на ТВД.

Начало лекции

Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2003г.