Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Средства доставки ядерного оружия.
Основные характеристики. Факторы, влияющие на их эффективность

Геннадий Константинович ХРОМОВ
Старший эксперт Главкосмоса, участник переговоров по выработке Договора РСМД и других международных соглашений

Стенограмма лекции Г.К. Хромова, состоявшейся 22 ноября 2002г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
"Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность"


Сегодня для любого лектора по этому вопросу будут иметь место определенные трудности, связанные с терминологией. Терминология для одних случаев часто используется одна, для других – другая.

Но мы будем пользоваться понятиями и терминами, которые содержатся в Договоре СНВ-1 и в Договоре РСМД. В этих Договорах есть основные формулировки и понятия и по этой причине делать соответствующие ссылки на Договоры далее нет необходимости.

Сегодня средством доставки ядерного оружия могут быть артиллерийские системы, реактивные системы залпового огня типа "Град", "Ураган", "Смерч", которые пока не оснащены, но могут быть оснащены ядерным оружием. Могут быть оснащены даже дирижабли и аэростаты, которые тоже способны доставлять ядерное оружие. Но на настоящее время все эти средства считаются не очень серьезными для доставки ядерного оружия. В Договорах по ограничению вооружений в качестве средств доставки ядерного оружия рассматриваются баллистические ракеты, самолеты и крылатые ракеты.

Баллистические ракеты делятся по нескольким категориям. Во-первых, прежде всего они делятся по дальности стрельбы. В Договоре СНВ-1 все межконтинентальные ракеты – это те ракеты, которые имеют дальность больше 5500 км. Ракеты, которые имеют дальность меньше 5500 км – это ракеты средней дальности, но до определенного предела – не менее 1000 км. 1000 км и менее – это ракеты так называемой меньшей дальности. На сегодня под Договор РСМД не подпадают ракеты с максимальной дальностью до 500 км., т.е. это тактические ракеты и они как бы из рассмотрения исключаются. Сегодня такие ракеты есть в армиях США и России, они теоретически могут нести ядерные заряды. У нас это ракеты "Искандер", у американцев – "Лэнс" и сегодня ядерные заряды, которые могут быть установлены на этих тактических ракетах сосредоточены на центральных базах.

Ракеты стратегические находятся на боевом дежурстве с ядерными зарядами.

Боевые баллистические ракеты РВСН и подводных лодок ВМФ Литература
Таблица 1. Боевые баллистические ракеты РВСН и подводных лодок ВМФ

Баллистические ракеты, которые нас сегодня будут интересовать, подразделяются, прежде всего, на ракеты шахтные, мобильные и ракеты морского базирования (их называют БРПЛ). В Таблице 1 представлены почти все баллистические ракеты, созданные в Советском Союзе. Под понятие БРПЛ (баллистические ракеты подводных лодок) подпадают все ракеты с дальностью более 600 км. В свое время представлялось, что ракеты с дальностью меньше 600 км не имеет смысла создавать. Они не являются угрозой, поэтому сегодня такие ракеты не рассматриваются как ракеты БРПЛ, и в Договорах СНВ-1 и СНП они не фигурируют. Хотя в Таблице 1, в известной степени, носящей исторический характер, представлены ракеты и с меньшей дальностью, которые когда-то были поставлены на вооружение.

Имеется несколько разновидностей баллистических ракет. Это ракеты тяжелые и ракеты легкие. В Договоре СНВ-1 запрещены новые типы тяжелых ракет. Что это означает на сегодня? Все новые ракеты не должны быть тяжелее самых тяжелых из легких ракет. Так записано в Договоре СНВ-1. "Корявая" формулировка, но это руководство к действию. Самая тяжелая из легких ракет в Таблице 1 – это УР100Н, если переводить на понятный язык, то это около 106 тонн. Нельзя проектировать ракету в 107 тонн – она становится "незаконной", т.к. является тяжелой ракетой, ее нельзя изготавливать и использовать. Это постулат кажется наивным, но он оказывает давление на разработчиков.

Морские ракеты тяжелого типа также запрещены, т.е. главный конструктор когда их создает, делает это с оглядкой, имея в виду, чтобы не выйти за это ограничение.

Ракеты делятся и по типу оснащения: ракеты моноблочные и ракеты с разделяющейся головной частью. Здесь есть известная специфика. Ракета с разделяющейся головной частью , обозначенная в Таблице 1 как УР-100К имеет три боеголовки, но на самом деле она по Договору СНВ-1 не считается ракетой с РГЧ. Под РГЧ подразумевается ракета с индивидуальным наведением боеголовок, т.е. с наведением каждой на свою цель, РГЧ на ракете УР-100К называется РГЧ рассеивающегося типа и в подсчете боеголовок она оценивается как одна, хотя физически состоит из трех . Такая ракета рассматривается как многоблочная. У американцев такой ракетой была БРПЛ "Поларис", и она тоже не учитывалась как ракета с РГЧ, хотя там было несколько блоков.

По технической сути ракеты бывают твердотопливными и жидкостными. Ракета типа РТ-2П, ракета типа "Пионер" (или СС-20) – это ракеты твердотопливные.

Ракеты делятся также на мобильные и стационарные. Ракета "Тополь" и ракета "СС-20" - мобильные ракеты, или правильнее -  мобильного базирования. Их запускают с мобильных пусковых установок.

Точно также ракеты БРПЛ делятся на ракеты твердотопливные и жидкостные. Но типов твердотопливных ракет здесь немного, тем не менее они есть на сегодня. Это самые большие ракеты в Таблице 1.

Характерное отличие жидкостных ракет шахтного базирования и жидкостных ракет БРПЛ. Жидкостные ракеты БРПЛ - это ракеты заводской заправки. С завода они везутся в абсолютно готовом виде на подводную лодку, т.е. из центра России в специальных вагонах доставляются ракеты полностью заправленные. А ракеты сухопутные все заправляются на стартовой позиции, - ракеты устанавливаются в шахту, подъезжают заправщики и заправляют эти ракеты окислителем и горючим.

Если говорить об авиации, здесь тоже специфические определения договоров. В Договор СНВ-1 попадают, так называемые, тяжелые бомбардировщики, т.е. бомбардировщики, которые способны лететь на дальность более 8000 км, там есть и другие признаки, но в основном контролируются тяжелые бомбардировщики с определенной дальностью. Существуют другие бомбардировщики, например, бомбардировщик типа "Бэкфайр", это наш Ту-22М, по весу и размерам, он не очень уступает тем бомбардировщикам, которые считаются тяжелыми и имеют дальность 8000 км.

В Договор же он не попал. Почему? Потому, что без дозаправки он не способен достичь другого континента.

Есть понятие "тактические авиационные средства", они тоже под Договор не попадают, но они не попадают и в другие договора, например, в Договор по РСМД по другим причинам. Причина – это так называемое двойное назначение, т.е. самолеты относительно небольшого радиуса действия могут широко использоваться с вооружениями и в обычном оснащении, с неядерными средствами. Поэтому они как бы не контролируются и в Договорах по ядерным вооружениям отсутствуют.

Основные тактико-технические характеристики стратегических бомбардировщиков В-52Н, В-1В и В-2А
Таблица 2. Основные тактико-технические характеристики стратегических бомбардировщиков В-52Н, В-1В и В-2А

Крылатые ракеты – это средство доставки достаточно эффективное и достаточно серьезное. Они сегодня размещаются на тяжелых бомбардировщиках и подлежат учету по Договору СНВ-1. Вот американские бомбардировщики типа В-52, которые приведены в Таблице 2, способны нести до 20 крылатых ракет. Наши самолеты способны нести до 16 крылатых ракет. Ракеты эти находятся на внешней подвеске и внутри фюзеляжа самолета. На В-52Н – до 12 ракет на внешней подвеске и 8 ракет внутри фюзеляжа на роторной пусковой установке. Наши самолеты имеют аналогичную схему размещения крылатых ракет. Сегодня в Договоре СНВ-1 три типа американских бомбардировщиков. Среди американских – В-52 (имеются разные модификации), В-1В и В-2. Самая многочисленная группа – это В-1В (93 штуки).

Наши основные тяжелые бомбардировщики – это Ту-95 (несколько модификаций) и Ту-160.

В Договоре РСМД были крылатые ракеты наземного базирования.

Теперь несколько слов относительно того, какие характеристики средств доставки следует учитывать, и какие характеристики средств доставки определяют эффективность того или иного вида вооружений. Прежде всего, следует говорить о точности доставки к цели. Но так как мы говорим о ядерном оружии, разговор об очень высокой точности доставки важен для поражения высокозащищенных точечных целей. Сегодня эти точечные цели могут иметь защиту очень высокую, исчисляемую сотнями, а если хотите, то и тысячами атмосфер. Допустим, это командный пункт американских ВВС, расположен в горах. Он будет иметь защищенность несколько сот килограмм на сантиметр квадратный. Поэтому для его ликвидации точность всегда была и будет на первом месте.

В Таблице 1 точность не фигурирует. Почему не фигурирует – потому что она является наиболее чувствительным и охраняемым параметром и знание точности гораздо важнее, чем знание других характеристик ракеты. В публикациях иногда звучит та или иная характеристика по точности, но им особенно верить нельзя. Характеристика точности стрельбы в основном "высасывается из пальца", хотя эксперты способны оценить точность стрельбы по уровню развития техники. На сегодня точность баллистических ракет исчисляется у нас как предельное отклонение, т.е. 2,7<сигма>. А у американцев определяется как КВО – круговое вероятное отклонение – радиус круга, в которой попадает 50% боеголовок.

На сегодня по разным источникам в качестве высокой называется точность стрельбы баллистических ракет – 300м, и даже – до 150 м. Если переходить от кругового вероятного отклонения к предельному отклонению, к нашему исчислению, то необходимо величину КВО умножить грубо говоря на 2,3, т.е. если американский источник называет точность стрельбы МБР равной 150 м, то предельное отклонение будет 150 м х 2,3 = 345м.

Точность доставки боеприпаса с помощью авиации может быть более высокой. Крылатые ракеты имеют системы точной коррекции и, благодаря своим дозвуковым скоростям движения, могут в качестве ориентира использовать непосредственно параметры местности или параметры цели, которые могут содержаться в памяти системы управления этих ракет. Поэтому теоретически рассеивание крылатых ракет позволяет использовать их достаточно эффективно. Но другое дело, что ракеты устанавливаются на тяжелых бомбардировщиках, имеющих определенные качественные недостатки по сравнению с МБР.

Когда мы говорим о точности, можно предположить, что для баллистических ракет имеется возможность повысить точность за счет поведения боеголовок по принципу работы крылатых ракет, т.е. с использованием дополнительной информации для более точного наведения. Но сегодня таких ракет нет, пока не существуют ни у нас, ни в США. Потому что это колоссальная техническая проблема. Она связана, прежде всего, с огромной скоростью движения боеголовок на входе в атмосферу – более 7000 м/с. Единственная баллистическая ракета, которая имеет наведение в таблице №1 – это 4К-18. Но эта ракета имеет наведение специфическое, она наводится на радиотехнические цели, например, по излучению кораблей. Сейчас этих ракет не осталось, все они были сняты с боевого дежурства, с боевой эксплуатации, но они существовали и имели наведение на корабли, которые, как считалось, всегда излучают радиосигналы. Все наведение, здесь осуществлялось за пределами атмосферы. Потому, что у этой ракеты была небольшая дальность и скорости движения были относительно небольшие. Пока это единственный прототип в истории ракетной техники.

Если говорить о следующей категории, определяющей эффективность носителей, средств доставки, то это мощность головной части. Мощность сказывается на эффективности в меньшей степени, чем точность, но тем не менее мощность как таковая достаточно важна. Особенно она важна в транскрипции разделяющихся частей, когда одна ракета эквивалентна большому количеству ракет, т.е. тому количеству ракет, которое равно количеству боевых блоков. На сегодня в ракетах наших и американских используются боевые головки достаточно большей мощности, способные решить задачи по поражению цели одной боеголовкой. Учитывая, что расстояния, на которые разводятся боеголовки, иногда достигают 1000 км, можно исходить из того, что одна ракета способна поражать цели, находящиеся друг от друга на сотни и даже тысячи км.

Мощность боеголовок в Договоре не фигурирует. Зато в Договоре есть так называемый забрасываемый вес. Если ракета располагает достаточно большим забрасываемым весом, то она тем самым располагает возможностью либо размещения мощной моноблочной головной части, либо установки большого количества блоков РГЧ ИН (разделяющейся головной части индивидуального наведения).

Забрасываемый вес -- это величина, контролируемая по Договору, и достаточно интересная с технической точки зрения. Она контролируется по определенным методикам баллистического анализа на основании телеметрических данных – стороны в рамках Договора обмениваются телеметрической информацией по всем проводимым пускам. Считают, что телеметрическая информация – это та информация, которая не может быть подделана и достаточно достоверна. Через телеметрическую информацию, связанную с измерением ускорения конкретного веса для каждой ракеты можно определить какой же у нее забрасываемый вес. В Договоре применительно к каждой ракете есть характеристика забрасываемого веса, находится она в специальном приложении, которое называется Меморандумом о договоренности об установлении основных исходных данных. Применительно к самолетам значения забрасываемого веса не определяются. В Меморандуме указывается количество ядерных зарядов, которые размещаются на каждом типе тяжелых бомбардировщиков. Но если крылатые ракеты воздушного базирования не летят на дальность 600 км и более, то, сколько бы их не было, на тяжелом бомбардировщике засчитываются они за один ядерный заряд.  Это правило похоже на правило подсчета ядерных зарядов на ракетах с РГЧ разбрасываемого типа , когда все боеголовки считаются за одну. А вот тяжелые бомбардировщики с  крылатыми  ракетами воздушного базирования с дальностью больше 600 км способны поражать разные цели- это своего рода аналог МБР и БРПЛ с разделяющейся головной частью.

Следующей характеристикой, определяющей эффективность средств доставки, является надежность. Безусловно, если ракета через раз падает, то недостаточная надежность в существенной степени будет подрывать эффективность вооружений. Если говорить о Таблице 1, то все ракеты сданные на вооружение в советское время, приведенные в таблице, обладали высокой степенью надежности.

Характерный пример, ракеты СС-20 подлежали ликвидации по Договору РСМД, и 72 ракеты из них уничтожались методом пуска. Уничтожение ракет шло под контролем американцев. Генерал Ладжой был поражен: 72 ракеты абсолютно нормально  проработали и стартовали в точно назначенное время. На одной из пресс-конференций он заявил, что давно занимается ракетной техникой, но он не имел представления о том, что ракетная техника может быть такой надежной.

Другой  характеристикой средств доставки, определяющей их эффективность, является боеготовность. Но к  боеготовности подходят по разному, в зависимости от планов использования оружия – ответный, встречный или первый удар. Боеготовность средств к использованию - это существенный параметр, который достаточно важен. В таблице нет значений  боеготовности. Это опять же особо охраняемый параметр, но на сегодня эксперты, на основании оценок достигнутого технического уровня  считают, что боеготовность баллистических ракет к старту может достигать  30 секунд. Эта боеготовность достигается за счет постоянно работающих средств систем управления, т.е. гироскопы постоянно работают. Это не на всех ракетах, которые  представлены в Таблице 1.  Я сейчас говорю о лучших технических решениях, которые реализованы в российских и у американских ракетах.

В авиации боеготовность, – безусловно, совершенно другое понятие, это прежде всего готовность к вылету с оружием на борту. Но она не такая же высокая, исчисляется десятками минут. Эффективное использование вооружения на борту такого тяжелого бомбардировщика зависит от боеготовности крылатых ракет, установленных на борту.

Надо иметь в виду, что самые совершенные ракеты баллистические  межконтинентальные имеют отношение забрасываемого веса к стартовому начальному весу, доходящее  до 4,4%. А бомбардировщики, как следует из Таблицы 2, могут иметь это отношение доходящее до 10-15%. Естественно, это объясняется тем, что самолет использует кислород воздуха в своих двигателях, а с другой стороны атмосфера помогает ему поддерживать экономичные характеристики, обеспечивая необходимую дальность полета.

Тем не менее, упор на сегодня делается на баллистические ракеты, в смысле надежного решения задачи. Если посмотреть концепцию безопасности американскую и нашу, то на первом месте стоят ракетные силы, как более эффективные , в т.ч. и  по способности преодолевать системы обороны.

Сегодня развернутой системы ПРО нет, хотя США в 2002 году официально вышли из Договора по ПРО. Как обеспечивают преодоление ПРО разработчики ракетных комплексов. Во всяком случае, для всех межконтинентальных ракет предусмотрены те или иные средства преодоления ПРО.  Другое дело, эффективность их может оказаться недостаточной в условиях будущей ПРО, но сейчас они какие-то задачи по преодолению ПРО решают.

Что это за средства на сегодня? Прежде всего, пассивные средства, которые маскируют боеголовку таким образом, чтобы радиолокатор видел пассивные средства и боеголовки одинаковыми. Эти средства, однако, могут отфильтровываться  атмосферой, но время для перехвата после такой фильтрации остается достаточно малым. Второе направление преодоления системы ПРО- это активные помехи, т.е. на ракете устанавливаются  станции активных помех, называемые "САПы". При работе эти станции активных помех призваны "забивать" работу радиолокаторов, и считается, что они "обманывают" или подавляют радарные средства системы ПРО.

И, наконец, самым серьезным способом решения задачи преодоления ПРО является наличие самих РГЧ, когда  перехватить 10 блоков (а может даже быть и больше) достаточно сложно.

Относительно преодоления авиацией системы ПВО вопрос стоит несколько по другому. Во первых, потому, что ПВО более реальная категория, чем ПРО. ПВО тем или иным образом уже сегодня способно ограничивать возможности авиации. Другое дело, что возможности ПВО сегодня многие считают недостаточными для срыва  нападения тяжелых бомбардировщиков. Не следует также забывать, что бомбардировщик будет сбрасывать крылатые ракеты большой дальности, не заходя в зону действия ПВО противника.

Следующей категорией, которая определяет эффективность средств доставки – это защищенность старта и защищенность носителя в полете. Все современные ракеты, кроме мобильных "Тополя", и РТ-23 сегодня  находятся в высокозащищенных шахтах. Степень защищенности этих шахт  оцениваются цифрами в несколько десятков килограмм на сантиметр квадратный, если рассматривать степень сейсмического воздействия, создаваемого ударной волной ядерного взрыва. Все ракетные комплексы и на старте, и в полете имеют определенную защищенность от радиационного воздействия и от воздействия электромагнитного импульса ядерного взрыва. Для этого используются интегральные схемы достаточно высокой стойкости  в головной части и в автоматике ракеты и применяются специальные устройства, связанные с защитой от электромагнитного импульса. Надо иметь в виду, что когда мы говорим о радиационной защищенности, то имеем в виду защищенность от нейтронного потока и гаммы излучения, а также защиту от рентгеновского излучения.

Другим способом решения задачи повышения живучести ракет  на старте, являются, так называемые, старты мобильного базирования. Мы и американцы по этому направлению прошли достаточно большую дорогу. В нашей стране был создан комплекс "Тополь", который  сегодня имеет возможность менять свою позицию произвольно и ничего ему не требуется, чтобы запустить ракету с любой точки маршрута патрулирования. Точно также железнодорожный комплекс, (хотя по железнодорожному комплексу Горбачев, идя навстречу пожеланиям американцев, сделал так, что пусковые установки с этими МБР не могут выйти за пределы базы), в случае обострения ситуации может выйти в "океан" российских  железных дорог. В США в качестве мобильного железнодорожного комплекса есть единственная пусковая установка под ракету "МХ". Американцы были вынуждены свою экспериментальную установку ввести в Договор только для того, чтобы российская сторона могла осуществлять контроль производства мобильных комплексов (записано в договоре) одновременно с контролем за производством МБР  "МХ". Американцы соответственно получили от нас возможность контроля за производством пусковых установок и за производством ракет мобильных комплексов. Сегодня по Договору СНВ-1 "МХ" контролируются на производстве, также как и у нас контролируются  ракеты "Тополь" и "РТ-23", которые  есть в Таблице 1.

У американцев железнодорожный комплекс не пошел в серию. Есть объективные причины почему так получилось. Когда американцами разрабатывался проект железнодорожного комплекса, то они столкнулись со страшными цифрами. Для того, чтобы состыковать систему управления  разных частных железнодорожных дорог, государство должно вложить колоссальные деньги в этот проект.

Если говорить об эффективности  средств доставки, то нужно говорить и о стоимости, потому что критерий "стоимость-эффективность" в существенной степени определяет судьбу многих комплексов вооружений. Приведу пример с тяжелым бомбардировщиком В-2, США, хотя и богатая страна, но не может себе позволить продолжить серийное производство этих бомбардировщиков сверх изготовленных 21-ой единицы, из-за исключительно высокой стоимости программы. Достаточно сказать, что сегодня один только бомбардировщик стоит миллиард долларов, -- это самое дорогое из средств доставки, известное у нас и в США.  Стоимость эксплуатации в течение жизненного цикла этого бомбардировщика еще два миллиарда. На сегодня такие затраты "не потянет" даже американский бюджет. Самолет, который, как  американцы любят кричать, сделан по технологии Stealth, имеет соответствующее покрытие, которое постоянно надо обслуживать. Самолет на стоянке может находиться только  в кондиционированном помещении, с крайне узким температурным диапазоном влажности. Тем не менее покрытия эти надо заменять. Это одна из причин- почему такая дорогая эксплуатация.

Вообще-то  комплексы средств доставки – это достаточно сложные технические объекты не только по стоимости, но и по техническим решениям. Поэтому, когда нам говорят о распространенческих угрозах, что, мол,  у Северной Кореи появились межконтинентальные ракеты или Саудовская Аравия имеет ракеты средней дальности, то выглядит это недостаточно серьезно. Для создания ракеты нужна определенная статистика, а для эксплуатации соответствующая инфраструктура.

В Таблице 1 есть ракета УР-100Н. Отрабатывали ракету УР-100Н,  пускали на максимальную дальность, в акваторию Тихого океана. Потом сделали  УР-100Н –УТТХ( улучшенные тактико-технические характеристики), но ее решили больше не пускать в акваторию Тихого океана по той причине, что это довольно сложно – необходимо измерительные корабли выводить, нужно скандалить с рыбаками, которые в зоне падения находятся и т.д. Решили, что и так обойдется, раз мы отстреляли ракету УР-100Н, запускать ракету УР-100Н  УТТХ нет необходимости. Тем не менее, после того, как несколько таких ракет поставили на боевое дежурство, решили проверить и ее  (одновременно еще какой-то комплекс отрабатывался и корабли все равно выходили в район падения ГЧ). Первая ракета тут же взорвалась. В чем же дело? Напомню, что обо всем этом мы говорим, чтобы проиллюстрировать техническую сложность любого средства доставки.

Все жидкостные ракеты у нас проверяются пусками из Байконура на Камчатку. Дальность пуска в таких условиях, порядка 5600 км.

Для того, чтобы долететь до Камчатки, нет необходимости  использовать все топливо, и  отделение первой ступени происходит тогда, когда еще в ней остается  много топлива. И вот когда ракету УР-100Н УТТХ пустили на дальность 10000 км (в соответствии с данными Таблицы 1), топливо первой ступени выработалось полностью, но возникли продольные колебания ракеты, которые вступили в резонанс с колебаниями  гироплатформы системы управления.  Ракета потеряла устойчивость, система АПР сработала (система АПР – это аварийный подрыв ракеты  для того, чтобы в случае аварии не попасть в какой-нибудь город ) и подорвала ракету. Телеметрия  позволила выяснить причину этого события. Придумывались хитрейшие решения для того, чтобы "спасти" ракеты уже поставленные на боевое дежурство, чтобы они не взрывались. Доработали ( установили гидромехнические гасители  колебаний), и пуски в акваторию Тихого океана прошли нормально.

Если продолжать разговор о технической сложности средств доставки , то можно  назвать ампулизированные жидкостные БРПЛ. Надежность их эксплуатации должна быть исключительно высокой, ведь ракеты идут по железной дороге из центра страны через города и населенные пункты, любая авария чревата колоссальными последствиями, потому что топливные компоненты достаточно ядовиты. Тем не менее, ни одной аварии в при транспортировке истории Военно-Морского  Флота не было.

У современных БРПЛ имеется система астрокоррекции. Необходимость ее введения связана с тем, что  применительно к подводной лодке, в отличии от шахтного старта, знание начальных координат старта может быть в отдельных случаях значительно ниже, чем для наземных стартов. Для того, чтобы исправить этот недостаток, ввели систему астрокоррекции, т.е. ориентирование ракеты по звездному небу . Это исключительно сложная система. Достаточно сказать, что в качестве стенда для проверки  ракет с астрокоррекцией может потребоваться огромный зал высотой в 10-ти этажный дом, на потолке звездное небо, которое создается оператором для любой части мирового океана. По этой модели звездного неба отрабатывается система астро-коррекции.

Достаточно сложным элементом любой испытываемой ракеты является система телеметрических измерений. Используется она и в Договоре СНВ-1 для контроля за ракетами другой стороны. Осуществляется передача телеметрической информации, записанной на магнитных лентах, по каждому из проведенных испытательных пусков ракет. Стороны обменялись аппаратурой воспроизведения телеметрической информации и соответствующими методиками  ее обработки. Анализ телеметрической информации позволяет проверять самые тонкие характеристики ракет другой стороны.

Крылатые ракеты также крайне сложны в отработке. Но отрабатывать крылатые ракеты  можно на территории своей страны, т.е. "гонять" ее по кольцу,  и дальность в 2500 км может быть реализована на полигоне протяженностью в 100 км без какого-либо наблюдения другой стороной. Поэтому сегодня данными по телеметрии крылатых ракет обмениваться бессмысленно.

На этом моменте я хочу закончить свое выступление, оставив время для вопросов.


Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2002 г.