This page in English

Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ


Эксклюзив

Проект федерального бюджета на 2001 год и расходы на выполнение договоров по сокращению стратегических вооружений


8 сентября 2000 г.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


Как известно летом 2000 года Государственной Думой был ратифицирован Договор СНВ-2, заключенный в 1993 году, и сопутствующие ему соглашения, подписанные в сентябре 1997 года в Нью-Йорке. Однако, в соответствии с принятым законом о ратификации, Договор вступит в силу после обмена ратификационными грамотами по Договору СНВ-2 и сопутствующим ему соглашениями. Эти соглашения еще не ратифицированы Конгрессом Соединенных Штатов. Таким образом, договор СНВ-2 до сих пор не вступил в силу и в соответствии с Федеральным законом “О международных договорах Российской Федерации” и поэтому не может финансироваться из федерального бюджета. Финансирование реализации договоров по сокращению стратегических вооружений может идти только в рамках выполнения Договора СНВ-1.

В соответствии с Федеральным законом “О бюджетной классификации Российской Федерации”, финансирование выполнения международных договоров о сокращении вооружений прозводится по разделу федерального бюджета “Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров”. В этом разделе расходов федерального бюджета имеется два подраздела:

В проекте федерального бюджета на 2001 год расходы по разделу “ Утилизация и ликвидация вооружений, включая выполнение международных договоров” планируются в объеме 6036,4 млн. рублей. В 2000 году такие расходы были запланированы в объеме 2070 млн. рублей, то есть имеет место увеличение расходов по этому разделу почти в 3 раза.

Основной объем увеличений приходится на реализацию Конвенции о запрещении разработки, производства и накопления химического оружия и его уничтожении. Расходы по подразделу “Утилизация и ликвидация вооружений по международным договорам” планируются в объеме 6009,4 млн. рублей, а по подразделу “Утилизация и ликвидация вооружений, исключая международные договоры” - в объеме 27 млн. рублей.

Подраздел “Утилизация и ликвидация вооружений по международным договорам” включает в себя четыре целевые статьи расходов:

Таким образом, на утилизацию стратегических вооружений в рамках Договора СНВ-1 и утилизацию ядерных боеприпасов и ядерных энергетических установок военного назначения, вывод из эксплуатации радиационно-опасных объектов предполагается израсходовать 2919,9 млн. рублей, что составляет 48,6% от общих расходов по этому подразделу. Это значительный шаг вперед по сравнению с 2000 годом. Следует отметить, что в рамках целевой статьи “Утилизация и ликвидация стратегических вооружений” предполагается израсходовать на НИОКР - 22,9 млн. рублей, непосредственно на утилизацию и ликвидацию вооружений 21 млн. рублей и на инспекционную деятельность - 39,6 млн. рублей. Все эти расходы должны обеспечить непосредственную ликвидацию и утилизацию стратегических ракет наземного и морского базирования и их пусковых установок, тяжелых бомбардировщиков и крылатых ракет воздушного базирования.

Целевая статья по утилизации ядерных боеприпасов включает в себя расходы по НИОКР в размере 78 млн. рублей и их непосредственную утилизацию и ликвидацию - 2756,4 млн. рублей.

Следует обратить внимание на подраздел “Утилизация и ликвидация вооружений, исключая международные договоры”, в котором предусмотрена целевая статья “Утилизация и ликвидация ядерных боеприпасов и ядерных энергетических установок военного назначения, вывод из эксплуатации радиационно-опасных объектов”, в рамках которой, как думается должна быть предусмотрена утилизация и ликвидация ядерных реакторов многоцелевых атомных подводных лодок, выведенных из боевого состава ВМФ (объем расходов-20 млн. рублей). Таких лодок скопилось сейчас уже несколько десятков. Однако уровень расходов недостаточен даже для утилизации одной подводной лодки. Да и виды расходов в этой целевой статье представлены только как расходы на НИОКР - 2,5 млн. рублей и, как ни странно на инспекционную деятельность - 17,5 млн. рублей. Можно сказать, что уровень таких расходов было целесообразно резко увеличить, поскольку атомные подводные лодки с не выгруженными реакторами несут в себе потенциальную опасность не только для окружающей среды России, но и соседних стран.


П.Б. Ромашкин
помощник депутата Государственной Думы РФ А.Г. Арбатова,
кандидат технических наук, Советник Российской Федерации I класса
Адрес для контакта: www-start@armscontrol.ru.

Ваши вопросы и комментарии: в редакцию СНВ-сайта | в СНВ-форум

© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2000. Все права защищены.