Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ


Эксклюзив

К вопросу о денонсации Договора о ликвидации РСМД и других изменениях в ядерной политике Российской Федерации


30 апреля 1999 г.

Приглашаем посетить СНВ-сайт нашего Центра (хроника событий, печатные и сетевые публикации, тексты официальных документов, ресурсы сети о проблемах сокращения ядерных вооружений) - информация обновляется еженедельно


В последнее время после начала активных боевых действий НАТО против Югославии многие военные специалисты, политики и независимые эксперты высказывают различные предложения по усилению военного потенциала Российской Федерации и его союзников. И в первую очередь - Белоруссии, как государства, имеющего непосредственную границу с новым членом Североатлантического альянса - Польшей.

При этом предложения касаются не только вопросов усиления взаимных оборонительных возможностей Союза России и Белоруссии обычного назначения, но и вопросов размещения в Белоруссии стратегического и оперативно-тактического ядерного оружия. Высказываются также предложения о выходе российской Федерации из Договора об РСМД.

Рассмотрим целесообразность этих предложений с политической, военной и экономической точек зрения.

1. Вопрос о размещении в Белоруссии стратегического ядерного оружия.

Возвращение в Белоруссию ракетных комплексов «Тополь», выведенных из нее в соответствии с договором СНВ-1, практически никак не изменит соотношение стратегических ядерных сил России и США, так как не приведет к увеличению их общего количества. При этом проведение такого мероприятия потребует дополнительных средств, несмотря даже на то, что соответствующая инфраструктура для их размещения в Белоруссии сохранена. Но даже транспортные расходы и изменение потоков материально-технического снабжения потребуют дополнительных ассигнований со стороны федерального бюджета России. Кроме того, сразу встанет вопрос либо о о выходе из Договора СНВ-1, либо о проведении трехсторонних переговоров между Россией и Белоруссией, с одной стороны, и Соединенными Штатами Америки, с другой. Очевидно, что США не пойдут на такие переговоры, а выход из Договора СНВ-1 приведет только к значительному изменению стратегического баланса в пользу США.

Таким образом, размещение стратегических ядерных сил на территории Белоруссии не улучшит военно-стратегическое положение России, а приведет только к его ухудшению и увеличению ассигнований на национальную оборону.

2. Размещение в Белоруссии оперативно-тактического ядерного оружия, не попадающего под условиях Договора об РСМД.

На первый взгляд, размещение такого оружия с дальностью поражения менее 500 километров может привести к улучшению военно-стратегической обстановки в районе непосредственного соприкосновения со странами НАТО, которые в настоящее время имеют большое преимущество в обычных вооружениях перед Россией и Белоруссией. Однако, такое мероприятие может изменить военно-стратегическую обстановку в нашу пользу только на небольшой период времени. В ответ на этот шаг страны НАТО, и в первую очередь США, смогут в течение небольшого периода времени разместить аналогичное вооружение в новых странах НАТО, в том числе и в Польше, что поставит перед Россией и Белоруссией новые проблемы, так как ядерные тактические средства смогут в этом случае поражать не только военные объекты наших стран, но и военно-экономический потенциал. В случае же принятия в НАТО стран Прибалтики такие средства будут создавать непосредственную угрозу Санкт-Петербургу и Москве.

3. Денонсация Договора об РСМД.

В случае выхода из Договора об РСМД Россия получит возможность развернуть средства средней дальности на всей Европейской территории, а также в Белоруссии.

Если во времена Советского Союза ракеты средней дальности располагались на западе СССР (Украина, Белоруссия и Прибалтика) и на востоке (Сибирь и Дальний Восток), то в настоящее время их можно будет разместить в той же Белоруссии и в западных областях России. Если в Белоруссии имеется соответствующая инфраструктура, то в западных районах России ее придется создавать заново, на что потребуется затратить несколько миллиардов рублей. Но это еще не все. Даже если не разрабатывать новые ракетные комплексы наземного базирования, а возобновить производство РК «Пионер», то на это потребуются многие годы и огромные затраты, которые в настоящее время разрушат экономику России полностью. Это будет происходить на фоне возобновившейся холодной войны и вероятнее всего без участия других стран - членов СНГ, кроме России и Белоруссии.

Таким образом, в настоящее время для России целесообразнее всего было бы направить свои усилия на поддержание существующей группировки СЯС с ее постепенным взаимным с США сокращением в рамках Договора СНВ-3.


П.Б. Ромашкин
аппарат фракции "Яблоко" в Государственной Думе РФ
Адрес для контакта: www-start@armscontrol.ru.

Ваши вопросы и комментарии

© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 1999. Все права защищены.