Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ

Сотрудничество в области ликвидации сокращаемых стратегических вооружений и обеспечении безопасности ядерных материалов.
Программа совместного снижения угрозы

Геннадий Константинович ХРОМОВ
Старший эксперт Главкосмоса, участник переговоров по выработке Договора РСМД и других международных соглашений

Изложение лекцииг.К. Хромова, состоявшейся 22 апреля 2003г. в Московском физико-техническом институте для слушателей курса
"Режим нераспространения и сокращения оружия массового поражения и национальная безопасность"


Процесс контроля над вооружениями приобрел особую актуальность с начала 90-х годов в связи с вступлением в действие ключевых международных соглашении о сокращении и ликвидации вооружений, относящихся к ОМУ и средствам его доставки. Реализация этих соглашений стала обязанностью государств-участников.

31 июля 1991г. был подписан Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (Договор СНВ-1), который вступил в силу 5 декабря 1994г. 24 мая 2002г. подписан Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов (Договор СНП), который пока не вошел в действие. 29 апреля 1997г. вступила в силу Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожении, подписанная еще в 1993г.

Реализация этих соглашений связана с выполнением огромного объема работ и выделением значительных финансовых средств, что в условиях экономического кризиса, постигшего нашу страну, является трудноразрешимой задачей.

Проблема усугубляется и тем, что некоторые вооружения, например химические, "больше не могут ждать", из-за своей изношенности и вследствие этого существует постоянная угроза экологической катастрофы.

В настоящее время в международном сообществе сложилось общее мнение относительно проблем ликвидации сокращаемых вооружений и прежде всего вооружений, принадлежавших бывшему Советскому Союзу.

В США и в других странах Запада считают, что содействие в решении этого вопроса -- это не стандартное оказание иностранной помощи, а в известном смысле это общее дело уменьшения угрозы применения ОМУ и предотвращение его распространения.

Российская Федерация (так же как Украина, Казахстан и Белоруссия) приняла этот подход, Планы общих действий в данном направлении при обеспечении финансирования со стороны США получили название Программы совместного снижения угрозы (СTR - Cooperative Threat Reduction). Русское обозначение -- ССУ (иногда -- СУУ -- совместное уменьшение угрозы).

Конгресс США, выделяющий финансовые средства на реализацию программы, сформулировал задачи сотрудничества со странами СНГ следующим образом:

Инициаторами программы ССУ были сенаторы С.Нанн и Р.Лугар, внесшие соответствующий законопроект, принятый 12 декабря 1991г.

Расходы на Программу ССУ (первоначально на ее реализацию намечалось выделить 1,27 млрд. долл.) предполагались не слишком большими по сравнению с бюджетом Министерства обороны США и стоимостью основных систем вооружения. Взявшись за реализацию Программы ССУ, американская администрация ставила следующие конкретные цели: ядерное разоружение Украины, Казахстана и Белоруссии, ускорение процесса сокращения стратегических вооружений России до уровня, установленного Договором СНВ-1; начало работ по уничтожению химического оружия в ускоренном темпе; увеличение безопасности и улучшение контроля за ядерным оружием и делящимися материалами; прогресс в переводе научно-промышленной инфраструктуры стран СНГ, вовлеченной ранее в производство ОМУ, на гражданские коммерческие рельсы; увеличение контактов между военными специалистами США и СНГ. И все это должно обеспечиваться на уровне расходов, не превышающих 0,2% от годового бюджета Пентагона.

Для организации работ на межгосударственном уровне 17 июня 1992г. было подписано "Соглашение между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией относительно безопасных и надежных перевозок, хранения и уничтожения оружия и предотвращения распространения оружия" со сроком действия 7 лет. 15-16 июня 1999г. был оформлен специальный протокол, продлевающий срок действия Соглашения 1992г. еще на 7 лет. Предусматривалось, что база, созданная при реализации программы ССУ, будет использоваться в дальнейшем для продолжения процесса разоружения и обеспечения безопасности.

В рамках этих договоренностей под каждое направление работ различными ведомствами с одобрения правительств подписывались двусторонние соглашения. После подписания таких соглашений начиналась работа по их реализации, определялось имеется ли в наличии требуемое оборудование для хранения. транспортировки и ликвидации конкретных вооружений или необходимо заказать его, определялся общий объем работ, составлялись соответствующие контракты.

По таким соглашениям России, Украине, Казахстану и Белоруссии представлялось оборудование, услуги и технические консультации, чтобы содействовать им в ликвидации ОМУ, предотвращении его распространения, демонтаже соответствующей структуры или ее трансформации в целях мирного использования в гражданской экономике. При этом американские специалисты тщательно контролируют, чтобы выделяемое оборудование и технологии использовались только для ликвидации вооружений и ни в коем случае -- для поддержания боеготовности.

Финансирование работ по ликвидации российских вооружений сейчас осуществляется не только США, но и целым рядом других стран (это прежде всего работы по ликвидации химического оружия и ликвидации атомных подводных лодок).

На встрече "восьмерки" 27 июня 2002г. в канадском Кананаскисе в итоговом коммюнике прямо записано: "Мы окажем поддержку конкретным проектам сотрудничества, первоначально в России, для решения вопросов нераспространения, разоружения, борьбы с терроризмом и обеспечения ядерной безопасности. Среди наших первоочередных задач -- уничтожение химического оружия, утилизация списанных ядерных подводных лодок, а также расщепляющихся материалов и трудоустройство бывших ученых-оружейников. Мы принимаем обязательство ассигновать до 20 млрд. долл. на такие проекты в течении следующих 10 лет. Страны, вносящие вклад в данное Глобальное Партнерство, смогут воспользоваться рядом вариантов финансирования, включая возможность конверсии двустороннего долга в целях осуществления программ". Имелось ввиду, что из указанной суммы до 10 млрд. долл. будут выделять США, а другие "до 10" -- будут обеспечены остальными странами, включая Россию.

Очевидным становится перерастание уже в ближайшие годы программы ССУ в программу Глобального Партнерства.

За прошедшее с этой встречи "восьмерки" время "остальные страны" определили свои намерения как в части технической направленности, так и в части финансирования на общую сумму порядка 6 млрд. долларов, в т.ч. Россия 2 млрд. долл., ФРГ - 1,5 млрд. евро, Италия - 1млрд. евро, Франция - 0.75 млрд. евро, Канада - 0,650 млрд. долл., и другие страны.

Но пока для всех "остальных стран" (пожалуй, кроме России) это скорее намерения, чем практическое финансирование работ и так будет продолжаться до тех пор пока не будут оформлены конкретные двусторонние соглашения между Россией и соответствующим государством по конкретным проектам. Подготовке этих соглашений до настоящего времени мешала несогласованность условий и механизма выполнения работ (вопросы освобождения от налогов и таможенных сборов, порядок контроля и отчетности и т.п.)

Пока же самые серьезные ассигнования идут непосредственно по программе ССУ. В бюджете США (по линии министерства обороны) на эти цели на 2003 финансовый год выделено 414,4 млн. долл.

Куда же конкретно распределяются выделяемые средства.

На этот вопрос, во всяком случае за первую половину всего периода действия Программы ССУ, отвечает таблица из американского отчета о выполнении работ (Фиг.1). Это тематическое распределение средств, если так можно выразиться, сохраняется, в основном, и до настоящего времени. Правда, к настоящему времени заглохли планировавшиеся работы по конверсии оборонных предприятий из-за чрезмерных требований США по контролю, в значительной степени свернуты работы, по российской инициативе, военные контакты после событий в Югославии, можно считать выполненными работы по "обучению" российских специалистов правилам экспортного контроля и становлению системы экспортного контроля у нас в стране, а также по созданию системы "экстренного реагирования". Изменилось и техническое содержание работ по подпрограмме "Конверсия активной зоны реакторов". Согласно первоначального плана работ предусматривалось на трех реакторах атомных теплоэлектростанций в городах Северске и Железногорске так доработать их активные зоны, чтобы они не нарабатывали качественный плутоний. Принято решение эти станции вообще закрыть в 2005-2006 годах, заменив АЭС теплоэлектростанциями на органическом топливе.

В представленной таблице интерес представляет также раздел Партнеры -- это те самые государственные структуры, которые от имени правительств оформляют между собой конкретные соглашения в рамках общего рамочного соглашения подписанного двумя правительствами (правда, сейчас из-за постоянно меняющейся структуры государственного управления содержание раздела Партнеры несколько изменилось).

На 1 января 2003г. всего выделено по программе ССУ 2,53 млрд. долларов. Как же расходовались эти средства?

Одной из самых приоритетных, во всяком случае в стоимостном выражении, в программе ССУ до настоящего времени была ликвидация стратегических наступательных вооружений. За 7 лет (с конца 1994г. по конец 2001г.), предусмотренных Договором СНВ-1 должны были быть ликвидированы огромные количества стратегических вооружений. Эти количества значительно превышают те количества вооружений, которые были ликвидированы по Договору о РСМД. Да и сами работы по ликвидации вооружений проводились в других экономических и политических условиях, сложившихся в нашей стране.

В таблице (Фиг. 2) приведены некоторые характеристики программы ССУ по ликвидации СНВ. По американским данным, на это направление работ уже выделено 1090 млн. долларов и освоено 935 млн. долл. Из таблицы видно, что, несмотря на значительное содействие со стороны США, большая часть вооружений на 1 января 2003г. ликвидирована усилиями нашей страны за счет средств России. При оценке объемов выполненных работ следует также учитывать, что под ликвидацией того или иного вида вооружений часто имеется в виду ликвидация в объеме, достаточном для целей Договора.

Фиг. 2

Некоторые характеристики программы ССУ в части ликвидации СНВ (на 1 января 2003г.)

С 1993г. по 1 января 2003г. освоено 935 млн. долл.; выделено, по американским данным, 1090 млн. долл.

Типы вооружений Ликвидировано по программе ССУ Всего ликвидировано в рамках Договора CHB-1
Жидкостные БРПЛ 232 1194
Твердо-топливные БРПЛ 10 49
Жидкостные МБР 50 496
Шахтные ПУ МБР 42 643
Атомные ПЛ стратегического назначения 29 29

Для ликвидации ракет американцы поставляют широкую номенклатуру оборудования -- краны, отрезные фрезы, плазменные резаки, пакетировочные прессы для переработки лома, системы управления процессом слива и нейтрализации и многое другое и оплачивают труд российских рабочих, занятых конкретными работами по ликвидации.

Но к ликвидации СНВ в рамках программы ССУ сегодня относят и целый ряд сопутствующих работ, иногда достаточно дорогостоящих. Например, в Протокол о ликвидации к Договору СНВ-1 не входит вопрос о ликвидации компонентов жидких ракетных топлив (гептил и амил), содержащихся в ликвидируемых жидкостных баллистических ракетах. Для ликвидации гептила даже отсутствовали промышленные технологии (в советское время гептил после слива очищался и использовался для заправки ракет повторно или в крайнем случае сжигался). Для перевозки огромного количества жидкого топлива потребовалось изготовить 125 железнодорожных платформ, 670 универсальных контейнеров из нержавеющей стали и семь кранов для загрузки этих контейнеров на железнодорожные платформы. И все это оплачено по программе ССУ.

Одной из наиболее сложных проблем оказалась проблема ликвидации твердотопливных двигателей и собственно твердого топлива. Если раньше (в т.ч. в рамках Договора РСМД) твердое топливо уничтожалось путем подрыва или сжигания в атмосфере, то сейчас это делать считается недопустимым по экологическим соображениям. За основу принята схема сжигания топлива в замкнутом объеме с нейтрализацией продуктов сгорания в этом объеме.

Особое место занимает вопрос о ликвидации атомных подводных лодок. Договором СНВ-1 вообще не предусматривается ликвидация самой ПЛ, достаточно "вырезать из подводной лодки соответствующий ракетный отсек". Однако, это операция должна производиться на специальных стапелях судостроительных или судоремонтных заводов, возможности которых по "вместимости" атомных подводных лодок крайне ограничены. В то же время к моменту начала работ по программе ССУ на этих заводах и на военно-морских базах скопилось около 150 атомных ПЛ, ожидающих своей очереди на ликвидацию. Не "расчистив" место, нельзя было исходить из реальности плановой ликвидации пусковых установок БРПЛ, предусмотренной Договором СНВ-1. Отсюда и из угрозы экологической катастрофы в рамки программ сотрудничества по ликвидации стратегических атомных ПЛ вплелась ликвидация списанных атомных ПЛ общего назначения. На сегодня к работам по ликвидации таких ПЛ относится изъятие, транспортировка и хранение активной зоны атомных реакторов подводных лодок и имеющихся радиоактивных отходов. В настоящее время в ликвидации атомных ПЛ задействовано три завода -- два в Северном регионе (заводы "Нерпа" и "Звездочка") и один в Дальневосточном регионе (завод "Звезда"). Эти заводы оснащены американским оборудованием, в работах по хранению радиоактивных отходов и их переработке участвуют Норвегия и Япония.

Ликвидация российских тяжелых бомбардировщиков проводится по программе ССУ на базе в г. Энгельс. Ликвидация тяжелых бомбардировщиков не требует привлечения значительных средств и не является определяющей в деле ликвидации СНВ в целом.

Непосредственно к ликвидации СНВ примыкают проблемы, связанные с высвобождающимися при снятии с боевого дежурства ядерными боеголовками. К этим проблемам относятся: хранение боеголовок и расщепляющихся материалов. контроль, учет и физическая защита ядерного оружия. Хотя сами по себе ядерные боеголовки не являются предметом ликвидации ни по одному из действующих договоров, работа с ними в большой степени сопряжена с ликвидацией СНВ и тактических вооружений, обеспечением безопасности и вопросами нераспространения. (При этом следует отметить, что сотрудничество в ликвидации собственно боеголовок вряд ли возможно, т.к. представители и России, и США всегда подчеркивали неприемлемость прямого участия сторон в процессе демонтажа ядерных боеголовок.)

Тем не менее, в рамках программы ССУ по проекту лаборатории "Сандия" было изготовлено и поставлено 33000 контейнеров для транспортировки и хранения расщепляющихся материалов, извлеченных из примерно 12500 ядерных боеголовок. Вторым важнейшим направлением в этой деятельности следует считать сооружение объекта на заводе "Маяк" по контейнерному хранению расщепляющихся материалов емкостью до 50000 контейнеров, который может быть введен в эксплуатацию уже в ближайшее время.

Особое направление работ связано с совершенствованием охраны мест хранения ядерного оружия и поставки суперзащищенных контейнеров для защиты от стрелкового оружия и от пожара при транспортировке. Уже завершена поставка запланированного числа таких контейнеров и 115 комплектов усовершенствованной системы охраны специальных железнодорожных вагонов для перевозки боеголовок.

Для усовершенствования системы охраны стационарных объектов хранения расщепляющихся материалов и ядерных боеголовок в 1999г. завершено создание головного образца усовершенствованной системы и центра для обучения персонала. Поставлены 35000 индивидуальных дозиметров и вспомогательное оборудование для измерения и регистрации доз радиоактивного облучения, получаемого персоналом.

В целях учета и контроля перемещения ядерных боеголовок 12 ГУ Министерства обороны России предоставлено необходимое оборудование, включая 100 персональных ЭВМ и программное обеспечение к ним.

К конверсии оборонного потенциала в рамках программы ССУ относится деятельность Международного научно-технического центра (МНТЦ)

Первоначальным мотивом для создания МНТЦ стало понимание необходимости переориентировать деятельность ученых и специалистов из стран СНГ, ранее специализировавшихся на разработке и испытаниях ОМУ и средств его доставки. Чтобы свести к минимуму потенциальную "утечку" знаний и опыта специалистов, необходимо им предоставить подходящую работу. МНТЦ до некоторой степени смягчил ситуацию, обеспечив краткосрочное (от одного года до трех лет) финансирование проектов, предлагаемых специалистами и поддержанных правительствами стран - учредителей Центра.

На сегодня в орбите МНТЦ побывало более 30 тыс ученых специалистов из нескольких сотен научных учреждений СНГ. Наибольшее количество работ выполнено в учреждениях Минатома -- ВНИИЭФ. ВНИИТФ и др.

МНТЦ финансируется ЕС, США (в рамках программы ССУ), Японией, Норвегией, Республикой Корея.

Особой сложностью отличается проблема ликвидации российского химического оружия. Конвенция о запрещении разработки, производства, накопления и применения химического оружия и его уничтожения - сокращенно КХО, вступила в действие 29 апреля 1997г. Все государства, охваченные этой Конвенцией должны ликвидировать его запасы в установленные сроки. Кроме ликвидации самого химического оружия (ХО), Конвенцией предусмотрена ликвидация или конверсия заводов, ранее его производящих.

Советский Союз накопил 40 тыс. тонн ХО, США - несколько меньше - около 31 тыс тонн.

При подписании Конвенции западные страны обещали оказать нашей стране финансовую помощь, однако это обещание не носило достаточно юридически обязывающий характер, что вызывает в настоящее время некоторые сложности.

Конвенцией задан определенный темп ликвидации ХО:

Программа ликвидации ХО, утверждаемая Правительством России, неоднократно перерабатывалась. Действующая сегодня программа утверждена в 2001 году. Общая стоимость работ оценена в 92737,97 млн. руб. в ценах 2001г. (около 3,1 млрд. долл.). Интересно, что США при меньшем объеме ХО планируют потратить на ликвидацию больше средств (по официальным данным 1998г. -- 15,3 млрд. долларов)

Из-за нехватки средств Россия уже была вынуждена перенести окончание работ по ликвидации ХО с 2007г. на 2012г. И этот срок вызывает большое сомнение, если иностранная помощь не будет более серьезной.

Усложняет вопрос и организационная чехарда в определении ответственного за эти работы. Первоначально за работы отвечало Минобороны России, затем Комитет по конвенциальным проблемам химического и биологического оружия, а сейчас все работы осуществляются под руководством Российского агентства по боеприпасам. К жертвам организационных неувязок можно отнести и то, что построенный еще в прошлом веке завод по ликвидации ХО вг. Чапаевске Самарской области так и не приступил к работе. Решено использовать его в качестве учебного центра.

Сейчас положение дел меняется в лучшую сторону. Россия даже отчиталась за досрочную ликвидацию ХО второй (фосген) и тртьей (неснаряженные корпуса, разрывные заряды и взрыватели, хранящиеся отдельно) категорий. Но пока все это капля в море.

В конце 2002г. введен в эксплуатацию первый российский объект по уничтожению ХО в пос. Горный Саратовской области, созданный при помощи зарубежных спонсоров и прежде всего Германии (80 млн. долларов). Завод предназначен для ликвидации ХО кожно-нарывного действия (иприт, люизит). Германия была привлечена к этим работам, как страна, имеющая наибольший опыт в ликвидации ХО подобного типа.

Наиболее крупный объект ликвидации ХО -- завод в городе Щучье Курганской области, первую очередь которого стоимостью, по американским оценкам, в 888 млн. долл., обещали построить США. Завод предназначен для уничтожения фосфоро-органических отравляющих веществ, которых в нашем арсенале больше, чем всех других видов ХО вместе взятых.

Соучастниками работ по ликвидации российского ХОявляются также Нидерланды, Италия, Финляндия, Великобритания, Канада, Швеция, Швейцария и Европейский союз.

Для того, чтобы "закрыть" описание всего перечня ОМУ, упомянем еще и биологическое оружие. Здесь действует Конвенция о запрещении производства и накопления запасов бактериологического (биологического) и токсинного оружия и об их уничтожении -- сокращенно КБТО, ратифицированная СССР еще в 1976г. Здесь нет такого объемного сотрудничества, как по рассмотренным выше видам ОМУ и средствам его доставки, да и сама конвенция носит больше политический характер.

Теперь, попытаемся подвести итоги рассматриваемого сотрудничества, найти положительные и негативные его стороны.

Безусловно, оказываемое содействие со стороны США и других стран в ликвидации вооружений заслуживает самой положительной оценки и должно рассматриваться как серьезная поддержка России и стран СНГ в выполнении их международных обязательств по сокращению и ликвидации вооружений и снижению угрозы распространения ОМУ.

Наиболее зримыми достижениями реализации Программы ССУ за прошедшее время явились:

Вместе с тем, процесс реализации программы ССУ построен на сегодня, как односторонний процесс ликвидации российских вооружений, хотя соответствующие договоры в области контроля над вооружениями предусматривают ликвидацию и американских вооружений. В этих условиях у российской стороны объективно возникает определенная настороженность относительно состояния дел по ликвидации вооружений США: не ущемляются ли здесь интересы национальной безопасности России. Для устранения такой настороженности требуется адекватное информирование российской стороны в отношении как количества ликвидируемых вооружений и сопутствующих средств (информация, передаваемая в рамках договоров, здесь явно недостаточна), так и используемых в США технологий ликвидации вооружений, состояния дел с конверсией оборонной промышленности и с вопросами нераспространения.

Эффективность использования средств в программе ССУ оставляет желать много лучшего. Во-первых, потому, что основное оборудование для реализации программы заказывается в США, где расходы на его изготовление, как правило, в несколько раз выше, чем в России, и недостаточно привлечение российских предприятий. Во-вторых, огромны непроизводительные расходы (прежде всего расходы на командировки), иногда достигающие до 15-20% от общей стоимости того или иного проекта. В-третьих, велика инерционность программы, когда в текущие работы своевременно не вносятся соответствующие коррективы -- если говорить рыночным языком - имеет место никуда негодный менеджмент. Так, потрачено около 100 млн. долл. на подготовку строительства в г. Воткинске (Удмуртия) производства по ликвидации твердотопливных двигателей -- в итоге деньги считаются выброшенными на ветер. Абсолютно бессмысленной оказалась работа по замене активной зоны реакторов, о чем говорилось выше, -- в связи с тем, что основное оборудование рассматриваемых электростанций практически выработало свой ресурс.

И, наконец, продолжает сохраняться возможность давления со стороны США в целях решения отдельных задач, выгодным для Вашингтона способом.


Дополнительные сетевые материалы:


Ваши вопросы и комментарии: преподавателю | в СНВ-форум

Поиск на СНВ-сайте


© Центр по изучению проблем разоружения, энергетики и экологии при МФТИ, 2003г.